Воспитание нравственности и патриотизма у обучающихся | Пех Екатерина Анатольевна. Работа №330977
Статья посвящена моему опыту работы по воспитанию нравственности и патриотизма у обучающихся. Преимущественно во внеурочной деятельности. Рассматриваются направления работы и достижения учащихся во внеурочной деятельности. Цель: воспитание общечеловеческих качеств, таких как: любовь к родному краю, к родной природе и бережное отношение к ней; заложить важнейшие черты русского национального характера, заложить основу развитию патриотических чувств - уважение и любовь к своей стране, к своей малой родине.
Тема «Нравственно-патриотическое воспитание во внеурочной деятельности.
Доклад посвящен вопросам развития и формирования духовно-нравственных черт личности и воспитанию патриотизма школьников через внеурочную деятельность.
Цель:
- как можно раньше пробудить в ребенке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию, заложить основу патриотических чувств (уважение к своей стране, родному краю), воспитывать чувство сопричастности к России, её культурному наследию.
Содержанием внеурочной деятельности является приобщение детей к русскому народному фольклору (внеклассное чтение сказок, пословиц, поговорок и иногда инсценировка сказок) как сохранение национальных традиций. Знакомлю детей с различными видами русской росписи: хохломской, городецкой, гжельской, жостовской росписью. Знакомимся с русскими народными игрушками: соломенная куклы, куклы-мотанки, а так же дымковской игрушкой. Большое внимание уделяю развитию художественно- эстетического вкуса. Мы работаем в разных направлениях и техниках. Это и папье-маше, традиционная ватная игрушка, работа с крупой, с бисером, с соленым тестом. Ведь чтобы воспитать человека нравственного его нужно научить видеть, чувствовать красоту, тогда он будет созидать, творить, а значит любить. Изобразительному искусству уделяю особое внимание, стараюсь научить детей рисовать именно красками, акварелью и гуашью, используя техники, которые помогают создавать более живописные картины. Это лессировка, градиентная заливка, рисование по сырому и по сухому акварелью, техника мазками гуашью и т.д. В ноябре месяца четверо моих учеников стали победителями в региональном этапе международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира» и получили дипломы 1, 2 и 3 степени. И наши работы направят в Москву. Работы представлены на экране. Каждый год мои дети принимают участие в этом конкурсе и не в первый раз занимают места.
Так же в нач.учебного года мы участвовали в конкурсе патриотического рисунка заповедника «Бастак» -«Заповедная природа под защитой русского солдата», в прошедшие годы мы так же принимали участие в конкурсе рисунка заповедника Бастак «Природа родного края», в котором были призеры, участвовали в конкурсе «Удивительный мир болот». В сентябре этого года приняли участие в муниципальной выставке «Выборы глазами детей», в прошлом уч.году в конкурсе рисунка «Мы против коррупции». Дети так чувствуют себя сопричастными к своей стране, к ее великим делам. В прошлые годы один из моих учеников принял участие в муниципальном конкурсе рисунка «Александр Невский» и занял первое место, участвовали в конкурсе рисунка «Мы за безопасное будущее», посвященное работникам МЧС и пожарной охраны.
Народная мудрость, запечатленная в сказках, потешках, прибаутках, загадках, поговорках, на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за свой талантливый народ, любовь к родному языку, интерес к меткому выразительному слову. Поэтому ежегодно выбираю читательское направление во внеурочной деятельности. Читаем дополнительную художественную литературу , беседуем, даем характеристику героям, записываем пословицы, поговорки, объясняем их смысл.
Вот уже второй год я веду кружок танцев в школе. Началось все в начале прошлого учебного года. Тогда я еще была педагогом – организатором и на День Народного единства я поставила наш первый танец с девочками с 5 и 8 класса. Он нам так понравился, что мы решили не останавливаться. И я прошла переподготовку в этом направлении. Выбрала для себя направление танца – русское народное, так как более нравственного танца сложно придумать. Сначала им было непонятно как можно слушать и танцевать под такую несовременную музыку. Но теперь с удовольствием надевают платья, ленты, платочки. Теперь мы выступаем не только в школе, а на все праздники в нашем сельском ДК, на все патриотические праздники. Мы танцуем под песню «Синий платочек», «Катюша», «Калинка». Танец даёт возможность самовыражения и воспитывает культуру поведения, любовь к традициям русского народа.
Так же немаловажным в формировании нравственных и патриотических чувств считаю экологическое воспитание. Провожу внеурочные мероприятия на темы: «Краснокнижные птицы Еврейской АО», «Редкие растения заказника Чурки», где не только показываю, но и рассказываю о факторах исчезновения, беседуем на темы как нам помочь им, сохранить, др.темы «Красная книга ЕАО», «Сохраним белого медведя», «Амурский тигр», «Покорми птиц зимой», «Сохраним лес от пожаров». Ребята рисуют экологические плакаты и делают коллажи на тему «Эта хрупкая планета». Без экологического воспитания, без любви к малой родине невозможно стать настоящим патриотом Родины.
В народе говорят: «нет дерева без корней, дома - без фундамента». И этим фундаментом является русская культура, на которой ребёнок развивается как ЛИЧНОСТЬ.