Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста | Казарина Светлана Владимировна. Работа №339105. Номер работы: №339105
Аннотация. Статья посвящена важности русских народных сказок как инструмента формирования моральных устоев у детей дошкольного возраста. Авторы подчеркивают, что сказки не только увлекают детей, но и передают им ценные уроки морали, формируя у них положительные черты характера.
Ключевые слова: русские народные сказки, нравственное воспитание, дошкольный возраст, герои сказок, моральные ценности, развитие личности.
Воспитание нравственных качеств является одной из важнейших задач, стоящих перед родителями и педагогами. Особенно актуальным этот вопрос становится в отношении детей дошкольного возраста, на которых строится будущее общества. Одним из эффективных методов формирования моральных ценностей у детей является использование русских народных сказок.
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК
Казарина Светлана Владимировна, воспитатель
Филиал муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 3 комбинированного вида» – «Детский сад № 33»
Аннотация. Статья посвящена важности русских народных сказок как инструмента формирования моральных устоев у детей дошкольного возраста. Авторы подчеркивают, что сказки не только увлекают детей, но и передают им ценные уроки морали, формируя у них положительные черты характера.
Ключевые слова: русские народные сказки, нравственное воспитание, дошкольный возраст, герои сказок, моральные ценности, развитие личности.
Воспитание нравственных качеств является одной из важнейших задач, стоящих перед родителями и педагогами. Особенно актуальным этот вопрос становится в отношении детей дошкольного возраста, на которых строится будущее общества. Одним из эффективных методов формирования моральных ценностей у детей является использование русских народных сказок.
Русские народные сказки — это не только увлекательные истории о приключениях героев, но и настоящий кладезь мудрости и нравственности. В них заключены ценные уроки о доброте, честности, трудолюбии, милосердии и других нравственных ценностях. С помощью сказок можно передать детям не только знания о правильном поведении, но и развить в них эмпатию, сострадание и ответственность. Анализируя русские народные сказки, можно обнаружить широкий спектр различных качеств и характеристик героев: от благородства до жадности, от щедрости до эгоизма. Такие противопоставления дают возможность детям различать хорошее от плохого, правильное от неправильного. К тому же сказочные персонажи представлены как живые люди или животные со свойствами человеческого характера – это делает переживания героев близкими и понятными для детей.
Русские народные сказки имеют важное влияние на формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста. Они не только развивают воображение и интеллект, но и передают детям ценности и уроки морали. Главная роль сказок заключается в том, что они представляют различные ситуации и конфликты, через которые герои проходят, демонстрируя детям как правильно и нравственно вести себя.
В русских народных сказках четко прописаны понятия добра и зла, честности и предательства, труда и лени. Дети, слушая истории про Машу и Медведя, Ивана Царевича, Царевну Лебедь, учатся отличать хорошее от плохого, делать правильный выбор в сложных ситуациях. Сказки учат детей быть добрыми, отзывчивыми, заботливыми и честными. Кроме того, русские народные сказки зачастую содержат уроки о том, что добро всегда побеждает зло, что труд и настойчивость награждаются успехом, а лень и хитрость приводят к неудачам. Дети, слушая истории о справедливости и наказании за злодеяния, осознают важность соблюдения правил и норм поведения.
Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста требует особых подходов. Русские народные сказки помогают ребенку узнать о доброте, справедливости, трудолюбии и других важных качествах. Главные герои сказок, будь то волк, лисица, или добрый дедушка, становятся для детей примерами, на которых они могут ориентироваться.
Средствами сказочной литературы воспитатели могут развивать и укреплять положительные черты характера у детей дошкольного возраста. Хитрость и обман в русских народных сказках всегда наказуемы, а порядочность и честность - вознаграждается. Таким образом, дети учатся оценивать добрые поступки и отвергать поведение, противоречащее этическим нормам.
Сказочные герои часто сталкиваются с различными жизненными ситуациями, которые позволяют детям понять, как правильно поступать в тех или иных обстоятельствах. Подписывать договоры, не поддаваться на уговоры незнакомцев, помогать тем, кто в беде – все эти ситуации реализуются в сказочных историях, и дети могут извлечь уроки из этих примеров. Сказки также способствуют развитию фантазии и творческого мышления. Дети могут представлять себя в роли героев сказок и переживать их приключения, что развивает их воображение и эмоциональную сферу.
Русские народные сказки являются ценным инструментом в воспитании нравственных качеств у детей дошкольного возраста. Герои этих сказок, такие как Баба Яга, Иван-царевич, Золушка, Кощей Бессмертный и другие, играют важную роль в формировании моральных устоев у малышей. Например, в сказке "Золушка" дети учатся терпению, доброте и вере в справедливость; а в сказке "Иван-царевич и Серый волк" мы видим пример храбрости, умения преодолевать трудности и верности своим идеалам. Герои русских сказок становятся для детей образцом поведения и помогают им развивать чувство ответственности, сострадания и справедливости. Взаимодействуя с персонажами сказок, дети учатся делать морально правильные выборы, различать добро и зло, а также ценить честность, дружбу и трудолюбие.
Таким образом, сказки не только увлекают детей, но и передают им ценные уроки морали, формируя у них положительные черты характера. В сказках дети узнают о добре и зле, честности и предательстве, трудолюбии и лени, учатся отличать правильное от неправильного, делать нравственный выбор в сложных ситуациях. Также способствуют развитию фантазии, творческого мышления, эмпатии и эмоциональной сферы у детей. Важно использовать русские народные сказки как средство воспитания нравственных качеств в рамках дошкольного образования, чтобы помочь детям сформировать прочные моральные принципы и стать добрыми, честными и ответственными членами общества.
Список литературы
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по ска
зкотерапии. СПб.: Речь, 2000. – 112 с.
Нравственное воспитание: Проблемы теории и практики /Отв.
ред.А.К
.
Уледов
. - М.:
Владос
, 2004. - 142 с
Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. -
Владос
, 2001.