Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК | Мой кабинет. Работа №348338. Номер работы: №348338

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье рассматривается роль русских народных сказок в воспитании нравственных качеств у детей дошкольного возраста. Описывается, как посредством сказок можно формировать у детей такие качества, как доброта, честность, ответственность и уважение. Анализируется влияние сказок на моральное развитие ребенка и приводятся примеры сказочных сюжетов, которые помогают детям освоить нормы поведения. Акцент делается на важности обсуждения содержания сказок для усвоения нравственных уроков.

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК

 

Лундовских Ирина Владимировна, воспитатель

МАДОУ «ДС № 32 г. Челябинска»

 

Аннотация. В статье рассматривается роль русских народных сказок в воспитании нравственных качеств у детей дошкольного возраста. Описывается, как посредством сказок можно формировать у детей такие качества, как доброта, честность, ответственность и уважение. Анализируется влияние сказок на моральное развитие ребенка и приводятся примеры сказочных сюжетов, которые помогают детям освоить нормы поведения. Акцент делается на важности обсуждения содержания сказок для усвоения нравственных уроков.

Ключевые слова: нравственное воспитание, дошкольный возраст, русские народные сказки, доброта, воспитание через литературу, моральное развитие.

 

Русские народные сказки издавна играли важную роль в воспитании нравственных качеств у детей. Сказки передают опыт предшествующих поколений, помогают детям понять разницу между добром и злом, формируют стремление следовать нравственным нормам. Для дошкольного возраста такие сюжеты особенно ценны, так как дети воспринимают мир эмоционально, а сказки подаются в понятной и увлекательной форме. Через сказки ребенок учится сопереживать героям, анализировать их поступки и осознавать последствия тех или иных действий.

Сюжеты русских народных сказок наполнены образами, которые учат доброте, честности, смелости и трудолюбию. Например, сказка «Репка» иллюстрирует ценность взаимопомощи. Герои — дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка — объединяют усилия, чтобы вытянуть репку. Сюжет подчеркивает, что даже самые незначительные участники процесса могут оказаться важными, если действуют сообща. Обсуждая эту сказку с детьми, воспитатель может подвести их к мысли о необходимости помогать друг другу и значимости каждого члена коллектива.

Еще одним примером нравственного урока является сказка «Колобок». Эта история показывает, что излишняя самоуверенность и легкомыслие могут привести к неприятным последствиям. Воспитатель может обсудить с детьми, почему Колобок оказался в беде, и как важно не только хвастаться своими успехами, но и быть осторожным в незнакомых ситуациях. Подобные беседы помогают детям лучше осмыслить мораль, заложенную в сюжете, и применять ее в своей жизни.

Русские народные сказки также учат честности и справедливости. В сказке «Морозко» главная героиня Настенька получает награду за свою доброту и смирение, в то время как ее ленивая и жадная сестра остается безвознагражденной. Этот сюжет подчеркивает, что трудолюбие и добрые поступки всегда приводят к хорошему, а жадность и грубость — к неприятностям. В процессе чтения и обсуждения воспитатель может акцентировать внимание на том, как важно быть честным и уважительным по отношению к другим людям.

Воспитание нравственных качеств посредством сказок становится особенно эффективным, если дети не только слушают сказку, но и активно участвуют в обсуждении сюжета. Важно задавать детям вопросы: «Как ты думаешь, почему герой поступил именно так?», «Что бы ты сделал на его месте?», «Почему важно быть добрым к другим?» Такие вопросы стимулируют развитие критического мышления и позволяют детям глубже осмыслить услышанное. Кроме того, дети могут разыгрывать сказочные сюжеты в форме театральных постановок, что помогает им примерить на себя роли героев и почувствовать их переживания.

Еще одной важной сказкой является «Лиса и Журавль», которая учит детей уважению к чужим особенностям. Лиса приглашает Журавля на обед и подает угощение в плоской тарелке, из которой Журавлю неудобно есть. В ответ Журавль приглашает Лису и подает еду в узкогорлой кувшине. Эта история учит, что дружба требует учета потребностей и особенностей другого человека. Воспитатель может обсудить с детьми, как важно уважать различия и искать способы сотрудничества, несмотря на отличия.

Таким образом, русские народные сказки являются мощным инструментом в воспитании нравственных качеств дошкольников. Они помогают детям осознать, что такое добро и зло, развивают эмпатию и учат социальным нормам. Для достижения наилучших результатов важно не просто читать сказки, но и обсуждать их, анализировать поступки героев и находить параллели с реальной жизнью. Воспитатель может использовать сказки для формирования у детей понимания важности честности, доброты и уважения к окружающим, помогая им развиваться как личностям, способным к сопереживанию и ответственным поступкам.

 

Список литературы

Гусев Д. А. Педагогический потенциал народного творчества в контексте исторического анализа развития образовательных учреждений на селе // Гуманитарные науки и образование. - 2015. - № 1 (21). - С. 44-47.

Жесткова

Е.А.,

Клычева

А.С. Духовно-нравственное развитие младших школьников на уроках литературного чтения посредством русской народной сказки //

Междунар

. журн. прикладных и фундаментальных

исслед

. - 2015. - № 1-1 - С. 126130.

Штока А.В. Актуальность проблемы приобщения детей дошкольного возраста к ценностям русской народной культуры / А.В. Штока // Профессиональная компетентность педагога в русле современных тенденций развития образования: сб. науч. статей / Л.М. Коваленко, В.В. Малыхина. – Калининград: Балтийский федеральный ун-т, 2013. - С. 137-143.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×