Воспитание нравственных качеств личности у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью | Бегалиева Равана Арзуман кызы. Работа №352247
Аннотация. Статья посвящена вопросам воспитания нравственных качеств у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в условиях коррекционной школы. Раскрывается значение нравственного воспитания для формирования личности, развития эмоционально-волевой сферы и социальной адаптации таких детей. Рассматриваются основные педагогические подходы, методы и приемы, которые могут быть использованы учителями начальных классов для воспитания нравственных ценностей и морального поведения у обучающихся.
Ключевые слова: нравственное воспитание, младшие школьники, интеллектуальная недостаточность, коррекционная школа, нравственные качества, эмоционально-волевая сфера, социальная адаптация, педагогическая деятельность.
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Бегалиева Равана Арзуман кызы, учитель начальных классов
Муниципальная бюджетная общеобразовательная «Средняя школа №10 с углубленным изучением физики и технических дисциплин»
г. Ноябрьск
Аннотация. Статья посвящена вопросам воспитания нравственных качеств у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в условиях коррекционной школы. Раскрывается значение нравственного воспитания для формирования личности, развития эмоционально-волевой сферы и социальной адаптации таких детей. Рассматриваются основные педагогические подходы, методы и приемы, которые могут быть использованы учителями начальных классов для воспитания нравственных ценностей и морального поведения у обучающихся.
Ключевые слова: нравственное воспитание, младшие школьники, интеллектуальная недостаточность, коррекционная школа, нравственные качества, эмоционально-волевая сфера, социальная адаптация, педагогическая деятельность.
Воспитание нравственных качеств личности у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью является одной из ключевых задач коррекционного образования. Нравственность как совокупность моральных принципов, норм и идеалов формирует основу взаимодействия человека с окружающим миром. Для детей с интеллектуальной недостаточностью развитие нравственных качеств имеет особую значимость, поскольку помогает им осознать правила поведения в обществе, развить навыки общения и эмоциональной саморегуляции, а также интегрироваться в социум.
Интеллектуальная недостаточность характеризуется нарушениями познавательной деятельности, снижением уровня обобщения, абстрактного мышления и способности к анализу. Эти особенности накладывают определенные ограничения на восприятие и усвоение нравственных норм. Тем не менее младший школьный возраст является благоприятным периодом для формирования основ нравственного поведения, так как дети в этом возрасте обладают высокой восприимчивостью к педагогическому воздействию.
Нравственное воспитание в условиях коррекционной школы должно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Дети с интеллектуальной недостаточностью склонны к подражанию, что делает учителя значимым образцом для подражания в процессе формирования моральных ценностей. Эффективное нравственное воспитание предполагает создание в классе доброжелательной атмосферы, основанной на взаимоуважении, эмпатии и поддержке.
Одним из важнейших направлений в работе педагога является развитие у детей представлений о таких базовых нравственных качествах, как доброта, честность, ответственность и справедливость. Эти качества формируют основу морального поведения и способствуют развитию позитивных межличностных отношений. Педагогическое воздействие в этом направлении должно опираться на конкретные жизненные ситуации, близкие и понятные детям, что способствует их осмыслению и закреплению в повседневной практике.
Воспитание нравственных качеств требует комплексного подхода, включающего использование различных методов и приемов. Значительное место занимает эмоциональное вовлечение детей, так как их поведенческие реакции и мотивация во многом зависят от эмоционального отклика. Например, обсуждение литературных произведений, сказок или рассказов, в которых затрагиваются нравственные темы, позволяет детям пережить эмоции героев и осмыслить их поступки.
Особое значение имеют игровые методы, которые обеспечивают активное включение детей в процесс обучения и воспитания. В ходе сюжетно-ролевых игр дети учатся действовать в рамках определенных социальных ролей, понимать чувства и потребности других людей, анализировать свои поступки и их последствия. Такие игры способствуют развитию не только нравственных качеств, но и коммуникативных навыков, необходимых для успешного взаимодействия в коллективе.
Педагог должен уделять внимание развитию у детей способности различать позитивные и негативные поступки, понимать их значение для окружающих. Формирование этих умений требует систематической работы, основанной на закреплении моральных правил через повторение, наглядные примеры и личный опыт детей. Например, привлечение учащихся к выполнению коллективных заданий или участию в школьных мероприятиях помогает им осознавать свою роль в общем деле и учиться сотрудничать.
Воспитание нравственных качеств невозможно без формирования эмоциональной отзывчивости. Дети с интеллектуальной недостаточностью часто испытывают трудности в выражении и осознании своих эмоций, что затрудняет их взаимодействие с окружающими. Педагогическая деятельность в этом направлении может включать упражнения на распознавание эмоций, обсуждение ситуаций, вызывающих радость, грусть или сочувствие, а также создание условий для положительных эмоциональных переживаний.
Важным аспектом нравственного воспитания является привлечение семьи к образовательному процессу. Родители играют ключевую роль в формировании у ребенка представлений о моральных нормах и ценностях. Совместная работа школы и семьи обеспечивает последовательность воспитательных воздействий, что особенно важно для детей с особыми образовательными потребностями.
Таким образом, воспитание нравственных качеств у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью является сложным и многогранным процессом, требующим внимания к индивидуальным особенностям каждого ребенка. Эффективное использование педагогических методов и создание благоприятной воспитательной среды позволяют формировать у детей базовые нравственные качества, способствующие их социальной адаптации и личностному развитию. Работа учителя в этом направлении не только помогает ребенку усвоить моральные нормы, но и открывает перед ним возможности для полноценного взаимодействия с окружающим миром.
Список литературы
1. Боробова Е. В. Нравственное воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / Е. В. Боробова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 62-69.
2. Трошин П. Л. Методы формирования нравственности у детей с ограниченными возможностями здоровья / П. Л. Трошин. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 2 (7). — С. 54-58.