Воспитание основ экологической культуры в процессе экспериментальной исследовательской деятельности.

Автор: Чеботкова Марина Александровна

                                                                                                                   «Есть такое твердое правило.

Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – 

   и сразу же приведи в порядок свою планету»
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».



Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это-мировоззрение. 

Лет 20 назад об экологическом образовании дошкольников речь даже не заводили, а в настоящее время оно становится одним из важных направлений дошкольной педагогики. Экологическое образование проходит этап становления, поэтому существуют разночтения в понимании терминов «экология», «экологическое образование», «экологическая культура», в определении его целей и задач.

При отборе содержания экологического образования, как нам представляется, следует помнить, что дошкольный возраст – первая ступень системы непрерывного экологического образования, следовательно, на этом этапе важно реализовывать как - общепедагогические принципы.

Поэтому на первый план в системе работы по экологическому воспитанию необходимо вынести формирование основ экологического сознания, понимание общих законов развития материального мира, а не просто набор сведений о природных объектах и явлениях.

Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о биосфере (живая природа: растения, животные, человек; неживая природа); о таких понятиях, как движение, здоровье, жизнь, смерть; об экологическом пространстве. Особое место в этой системе должны занимать знание о человеке как о части природы, как о самом разумном существе, от которого в значительной степени зависит будущее биосферы. Чтобы эти знания стали частью внутренней культуры и начали влиять на систему потребностей, диктующих мотивы поведения ребенка, необходимо сделать их приобретение и усваивание эмоционально окрашенными, радостью от встречи с природой, стремление глубже понять ее, симпатией, любовью к родной земле, чувством ответственности перед ней.

Экологическое сознание ребенка постепенно повышается, если стимулировать его интерес к природе. Занятия побуждают чувства ребенка, вызывают сопереживания. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе.

Какие же элементы экологического сознания наиболее характерны для дошкольников?

1.     Потребность в общении с природой.

2.     Эстетические и этические чувства, которые вызывают общение с природой, индивидуальные для каждого ребенка.

 

Проведение опытов, организация экспериментирования – один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты – словно «фокусы». Только загадка фокусов так и остается не разгаданной, а вот все, что получается можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показать связи между живыми и неживыми в природе. Исследования представляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.

Ребенок должен делать все сам, а не быть в роли наблюдателя.

Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира.

В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картинку мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимости, закономерности и т.д. Эксперименты вызывают у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.).

Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного показания им окружающего мира. В связи с этим можно заключить, что экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка. В итоге можно сделать вывод, что основополагающие законы природы выводятся ребенком самостоятельно, как результат постановки опыта. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в тоже время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.

Природа – великий учитель, поэтому необходимо воспитывать в детях четкое понимание того, что не будь всего живого – земли, воды – людям не жить на земле.

Чем богаче мир вокруг, тем будет лучше жить в этом мире взрослым и детям.

Чем раньше ребенок познает природу, научится беречь ее, чувствовать взаимосвязь человека с природой, тем богаче, добрее он вырастет. Воспитатель должен заложить в сознание детей понятие о живой и неживой природе.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнивая классификации, обобщения и экстраполяции. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получают дети, тем быстрее и полноценнее они развиваются.

Таким образом, чтобы осуществлять развитие экспериментальных способностей, необходимо формирование ребенка нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. 

«Пламя загрязняет воздух».
Зажгите свечу. Горит пламя. Может ли она загрязнить воздух? Подержите над пламенем свечи на расстоянии (1-2 см.) стекло или фарфоровую чашку. Через некоторое время вы увидите, что этот предмет снизу почернел – покрылся слоем копоти.

«Растения пьют воду».
Поставьте букет цветов в подкрашенную воду. Через некоторое время стебли цветов также окрасятся.
Вывод: растения пьют воду.

«Песок хорошо пропускает воду, а глина плохо»
Возьмите 2 одинаковые воронки и поставьте на стаканы.
В каждую воронку положите немного ваты. В одну воронку до половины насыпьте песок, а в другую положите истолченную глину. Налейте в обе воронки доверху воду. Наблюдайте. Песок хорошо пропускает воду, а глина плохо. Песок – сыпучее вещество. Глина состоит из мелких частичек, сильно скрепленных между собой.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x