Воспитание патриотизма у обучающихся на уроках и во внеурочное время | Соколова Елена Владимировна. Работа №347574
Аннотация. В статье рассматриваются подходы к воспитанию патриотизма у обучающихся на занятиях по русскому языку и литературе, а также во внеурочное время в образовательных организациях среднего профессионального образования (СПО). Описываются методы, которые могут способствовать формированию патриотических ценностей у студентов, такие как анализ литературных произведений, изучение исторического контекста текстов, а также участие в внеурочных мероприятиях, направленных на развитие гражданской ответственности и любви к Родине.
Ключевые слова: патриотизм, воспитание, русский язык, литература, среднее профессиональное образование, духовно-нравственное развитие, внеурочная деятельность.
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Соколова Елена Владимировна, преподаватель русского языка и литературы
ОБПОУ «Обоянский гуманитарно-технологический колледж»
п. Пригородный
Аннотация. В статье рассматриваются подходы к воспитанию патриотизма у обучающихся на занятиях по русскому языку и литературе, а также во внеурочное время в образовательных организациях среднего профессионального образования (СПО). Описываются методы, которые могут способствовать формированию патриотических ценностей у студентов, такие как анализ литературных произведений, изучение исторического контекста текстов, а также участие в внеурочных мероприятиях, направленных на развитие гражданской ответственности и любви к Родине.
Ключевые слова: патриотизм, воспитание, русский язык, литература, среднее профессиональное образование, духовно-нравственное развитие, внеурочная деятельность.
Патриотическое воспитание является одной из ключевых задач системы образования, которая направлена на формирование у студентов любви и уважения к своей Родине, ее истории, культуре и языку. Особенно важную роль в воспитании патриотизма играет русский язык и литература, как дисциплины, несущие в себе глубокий культурный, исторический и нравственный потенциал. Воспитание патриотизма в системе среднего профессионального образования требует от преподавателя не только педагогической компетенции, но и тонкого понимания того, как передать учащимся ценности через содержание учебного материала.
Одним из важнейших аспектов воспитания патриотизма является изучение литературных произведений, в которых отражены идеи гражданственности, долга и ответственности перед страной. Литература, как искусство слова, способна влиять на эмоциональную и нравственную сферу обучающихся, создавая у них устойчивые патриотические ценности. Преподаватель, работая с произведениями русских классиков, может акцентировать внимание студентов на вопросах, связанных с героизмом, служением Родине и сохранением культурных традиций.
Например, при изучении произведений А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М.А. Шолохова, преподаватель может подчеркнуть тему патриотизма, проанализировав характеры героев, их поступки и идеалы. Рассмотрение текстов с точки зрения их исторического контекста позволяет студентам глубже понять значимость этих произведений для национальной культуры и истории. Особенно важны такие аспекты на фоне изучения событий Великой Отечественной войны, где ключевыми становятся понятия долга, героизма и жертвенности ради защиты Родины. Литература даёт возможность сопереживать героям, идентифицироваться с ними, что способствует формированию у обучающихся патриотических чувств.
Однако воспитание патриотизма невозможно без активного вовлечения студентов во внеурочную деятельность. Участие в патриотических акциях, конкурсах, культурных мероприятиях помогает укрепить ценности, заложенные на занятиях, и способствует развитию гражданской ответственности. Внеурочные мероприятия, такие как литературные вечера, посвящённые великим русским писателям, поэтам и историческим событиям, оказывают сильное эмоциональное воздействие на обучающихся, стимулируя их к осознанию своего места в истории и культуре страны.
Кроме того, взаимодействие студентов со своими сверстниками в таких мероприятиях способствует созданию атмосферы единства, общей ответственности за будущее страны. Патриотические проекты, такие как создание литературных сборников, тематические презентации или участие в волонтерской деятельности, направленные на сохранение исторической памяти, становятся мощным инструментом для воспитания патриотизма.
Важную роль в воспитании патриотических чувств играет и сам преподаватель, который через свои собственные убеждения, поступки и слова может оказывать огромное влияние на студентов. Личный пример преподавателя, его уважительное отношение к национальной истории и культуре, активное участие в патриотической жизни образовательного учреждения являются мощным стимулом для формирования у студентов патриотических ценностей. Преподаватель, вдохновляющий своих студентов на изучение национальной культуры и истории, помогает им осознать важность сохранения духовного наследия страны.
Кроме того, патриотическое воспитание должно быть органично интегрировано в процесс изучения русского языка и литературы. Рассматривая темы, связанные с историей языка, его эволюцией, студенты могут осознавать ценность сохранения родного языка как культурного и исторического наследия. При изучении произведений классической и современной русской литературы студенты могут формировать не только литературные знания, но и личное отношение к культуре своей страны, её ценностям и традициям.
Необходимо отметить, что патриотизм не сводится лишь к знанию исторических фактов или почитанию прошлого. Это также и активная гражданская позиция, направленная на улучшение настоящего и будущее страны. В этом контексте важным аспектом патриотического воспитания является формирование у обучающихся чувства ответственности за свои действия и участие в жизни общества. Патриотизм проявляется в любви к малой Родине, заботе о близких и активной гражданской деятельности, что должно находить отражение как на занятиях, так и во внеурочной деятельности.
Таким образом, патриотическое воспитание на занятиях по русскому языку и литературе, а также во внеурочное время, является важной частью духовно-нравственного развития студентов. Использование литературы как инструмента для передачи патриотических ценностей, а также вовлечение студентов в культурную и общественную жизнь образовательного учреждения помогают формировать у них глубокое чувство любви и преданности своей Родине. Воспитание патриотизма — это процесс, требующий системного подхода и личного вовлечения преподавателя, который своими усилиями способен создать условия для формирования у студентов не только знаний, но и прочных моральных ориентиров, необходимых для их становления как граждан своей страны.
Список литературы
1. Зиненко В. Е. Патриотическое воспитание российской молодежи: современные реалии // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. — 2019. — № 1. — С. 146–163.
2. Кузнецова С. А. Научно-исследовательская деятельность студентов как инструмент патриотического воспитания / С. А. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 31.1 (478.1). — С. 41-43.