Воспитание православной культуры через художественную литературу | Берняцкая Любовь Дмитриевна. Работа №319427
Обобщение опыта работы за 24 года. В статье освещены вопросы раннего православного воспитания школьников с целью уберечь детские души от негативного влияния окружающего мира. Акцентировано внимание на художественной литературе, которая изучается учащимися в рамках школьной программы. Также даны рекомендации для дальнейшего обогащения опыта (чтение художественной литературы, в которой авторы демонстрируют положительное влияние православной культуры). Статья будет полезна учителям русского языка и литературы.
Статья
Воспитание православной культуры через художественную литературу
Мы часто в своей жизни слышим фразу, которую сказал нам Ф.М.Достоевский устами своего героя: «Красота спасёт мир». Но и сам же Фёдор Михайлович показывает нам разную красоту
- Красота – загадка… Вы чрезвычайная красавица, Аглая Ивановна. Вы так хороши, что на вас боишься смотреть, - говорит князь Мышкин. И в этом же романе Достоевский показывает другую, «ослепляющую красоту» - это «странная» красота Настасьи Филипповны.
- Такая красота – сила, - горячо сказала Аделаида, - с такою красотою можно мир перевернуть.
Заметим: перевернуть, но не СПАСТИ.
А Митя Карамазов с надрывом рассказывает, как ему довелось познать «страшную и ужасную» силу красоты, которая непонятным образом соединяет «идеал Мадонны» с «идеалом содомским».
- В содоме ли красота? Верь, что в содоме-то она и сидит для огромного большинства людей, - знал ты эту тайну или нет?... Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей.
А я бы добавила: и сердца детей. И во многом от нашего с вами влияния, уважаемые коллеги, зависит исход битвы. Поэтому самое важное в нашей работе – открывать красоту в детских душах. А художественная литература – это средство, которое поможет нам в нашей работе.
Исторический опыт всех стран подтверждает, что только прочитанное формирует устойчивый менталитет нации. А если нация утрачивает свои ценности, то она становится беззащитной перед вызовом времени.
Вера в Бога всегда влияла абсолютно на все сферы жизни общества. А поскольку мировоззрение человека формируется в детские годы, то, без сомнения, молодёжь считается самой восприимчивой к религиозному влиянию. Причём влияние это может быть, как положительным, так и отрицательным. И здесь на помощь приходит литература. Это не просто перечень каких-то произведений, это один из наиболее действенных инструментов, который влияет на душу и ум детей.
Светлана Евгеньевна Шамаева, православная писательница из Воронежа, сказала: «Православие – золотой ключ, которым можно открыть любую дверь, решить любую проблему. Православный взгляд на русскую литературу - единственно правильный, потому что русские писатели были православными: они с молоком матери впитали эти истины».
Самый первый литературный памятник назвать невозможно, но мы знаем, что только после принятия на Руси Христианства появились первые литературные произведения. И это были жития Святых. Агиографическая литература (появляется в 8 классе) – конечно, очень сложный жанр, но он считается одним из главных именно «душеполезных» жанров.
На примере «Жития Александра Невского» мы понимаем, что должны стремиться к мудрости, обдумывать все свои мысли и поступки, брать на себя ответственность за других, более слабых. Это не что иное, как любовь к ближнему.
На примере «Жития Сергия Радонежского» мы видим, что уже с самого зачатия ребёнка Бог сделал его избранным, заранее предопределяя его жизнь: полное отречение от любви к себе, всё ради любви к людям, к Богу.
Вот какой человек должен быть нашим нравственным идеалом!
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» появляется в литературе ещё раньше, в 7 классе. Но какой неоценимый вклад вносит она в развитие мировоззрения 13-летних подростков! Это энциклопедия семейной жизни. В настоящее время в современном (европеизированном) мире для многих мужчин и женщин не существует морально-нравственных преград (ублажение своего собственного «я»). А Пётр и
Феврония
переворачивают сознание подростка, показывая пример своими поступками,
как
надо относиться к жене, к мужу,
что
бывает с людьми, когда они нарушают Евангельское предназначение («Да прилепится муж к жене своей, и будут одною плотью»).
«Сказка о мёртвой царевне…» А.С.Пушкина учти не нарушать 9-ю заповедь: не желай зла ближнему своему.
Рассказ
А.И.Куприна
«Чудесный доктор» относится к святочным рассказам. Он говорит о том, что надо верить в чудо
, и оно обязательно произойдёт. («По вашей вере будет вам»). Чудо – это не просто волшебство, оно даётся человеку для поддержания духа, веры.
Рассказ Андрея Платонова «Юшка» утверждает пятую заповедь Блаженства: «Блаженны милостивии, ибо помилованы будут».
Платонов учит быть заботливыми, милосердными, сострадающими (чего так мало в нашей жизни).
Рассказ
В.П.Астафьева
«Конь с розовой гривой» учит соблюдать 9-ю заповедь: «Не произноси ложного свидетельства…» то есть не лги, не обманывай. Учащиеся понимают, что чистосердечное раскаяние главного героя ведёт к излечению не только души, но и тела.
А роман
Б.Васильева
«Утоли моя печали» является самим воплощением веры христианской. После страшной Ходынской трагедии Наденька Олексина (главная героиня) была уничтожена морально.
И когда уже не было никакой надежды на докторов, старшая сестра везёт её в Соловецкий монастырь к иконе Божьей Матери «Утоли моя печали». И простое общение с иконой спасает и душу, и тело Наденьки. Возвращает её к жизни, указывает дорогу от безысходности к спасению. Это ли не чудо!
А вот повесть
Н.М.Карамзина
«Бедная Лиза». Почему такой конец – самоубийство? Это же нарушение 6-й заповеди: «Не убий!» И, внимательно читая повесть, мы можем проследить, как Лиза нарушает чуть ранее 5-ю заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, будет тебе счастье и долголетие». Нарушение одной заповеди влечёт за собой нарушение другой заповеди. А Святые отцы говорят, что в этом случае нарушается
весь
Закон Божий
.
И грех полностью овладевает Лизой. Ведь она не раскаялась перед матерью. А потеря женской чистоты погубила сначала душу, а затем и тело героини.
Ну и говоря о православии, нельзя не поговорить о Фёдоре Михайловиче Достоевском, вся жизнь которого была борьбой. Борьбой со страстями, с низким материальным достатком, борьбой с тяжким недугом, который мучил его с юности. И Достоевский всей своей жизнью показал нам,
что не так важно восхождение в верхние слои государства, как важно
нисхождение
в массы людские, к народу, служение человечеству. И вся наша с вами жизнь, уважаемы коллеги, - это тоже служение человечеству. Достоевский до дна выпил чашу своих жизненных скорбей, не погубив при этом своего таланта. За что и заслужил поистине «мирную, православную» кончину, то, о чём мы просим Господа в своих молитвах. Таким образом, мы понимаем, что важна духовная красота,
внутренняя
, а не внешняя.
Русский религиозный философ Николай Александрович Бердяев так оценивал литературу: «В русской литературе религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира. Вся наша литература…ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, для народа, человечества, мира.»
Рекомендации к прочтению.
Протоиерей Александр
Торик
«
Димон
»
Светлана
Замлелова
«Блудные дети»
Вячеслав
Брейэр
«Невидимая планета»
Тамара Крюкова «Костя + Ника»
Автор: Берняцкая Любовь Дмитриевна, учитель русского языка и литературы
Список литературы
https://voplit.ru/article/krasota-spaset-mir-o-simvole-very-f-m-dostoevskogo/
https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2019/03/02/integratsiya-hristianskih-duhovnyh-tsennostey-v-uchebnyy
https://azbyka.ru/deti/chto-chitat-pravoslavnym-detyam
https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-zhitiya-sergiya-radonezhskogo-dlya-razvitiya-russkoy-agiograficheskoy-literatury
https://pravoslavie.ru/138193.html
https://pravoslavie.ru/129441.html