Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано | Мой кабинет. Работа №344041
За последние десятилетия уровень подготовки пианистов в музыкальных школах заметно возрос. Дети, поступающие в училище, свободно справляются с произведениями значительно более трудными, чем это предусмотрено программой ДШИ. Но в процессе обучения становится ясно, что хорошо подготовленные в техническом отношении, первокурсники недостаточно развиты музыкально и мало самостоятельны в работе.
В современной музыкально-педагогической науке самостоятельная работа рассматривается в нескольких значениях: в качестве характеристики личности - «самостоятельность личности»; как характеристика интеллектуальной деятельности обучаемого - «самостоятельность мышления», и в качестве наиболее общего показателя –«творческая самостоятельность».
Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано
За последние десятилетия уровень подготовки пианистов в музыкальных школах заметно возрос. Дети, поступающие в училище, свободно справляются с произведениями значительно более трудными, чем это предусмотрено программой ДШИ. Но в процессе обучения становится ясно, что хорошо подготовленные в техническом отношении, первокурсники недостаточно развиты музыкально и мало самостоятельны в работе.
В современной музыкально-педагогической науке самостоятельная работа рассматривается в нескольких значениях: в качестве характеристики личности - «самостоятельность личности»; как характеристика интеллектуальной деятельности обучаемого - «самостоятельность мышления», и в качестве наиболее общего показателя –«творческая самостоятельность».
Воспитание творческой самостоятельности всегда было в центре внимания великих педагогов - музыкантов: П.И. Чайковского, С.И. Танеева, К.Н. Игумнова, Г.Г. Нейгауза, Л.В. Николаева и др. В одной из своих статей Л.В. Николаев писал: «В области музыкального исполнительства учитель должен дать ученику основные, общие положения, опираясь на которые последний сможет пойти по своему художественному пути самостоятельно, не нуждаясь в помощи».
Воспитать ученика хорошим музыкантом и подготовить его самостоятельной практической работе - основная цель, к которой стремится любой педагог. Но достигнуть ее удается не каждому. При наличии достаточных музыкальных способностей причины несамостоятельности учащегося по окончании школы чаще всего кроются в недостатках работы учителя. Не всегда из всей массы навыков, которые должен приобрести учащийся, педагог умеет выбрать самые необходимые, первостепенно важные. А преподать их в наиболее эффективной форме, оставляя простор для самодеятельности ученика, чтобы приобретение знаний было творчеством, а не старательным заучиванием, удается немногим.
Рассматривая вопросы организации самостоятельной работы учащихся, следует выделить две взаимосвязанные формы работы: аудиторную и внеаудиторную. Обе формы этой работы тесно взаимосвязаны. Чем интенсивней самостоятельная работа учащегося на уроке, тем эффективней она в домашних условиях и наоборот.
Нельзя ученика научить творчеству, но можно научить его творчески работать. Навыки внеаудиторной самостоятельной работы учащийся должен получать на уроках под руководством педагога.
Очень важно с первых лет обучения стремиться к тому, чтобы ученик сам грамотно и добросовестно разбирал произведение. С начинающими приходится делать это на уроке, объясняя ритм, указывая на лиги, проверяя аппликатуру и т. д. Но вскоре можно задавать разбор на дом и требовать, чтобы ученик все, что может, выполнил сам. Постепенно усложняя задания, педагог должен добиваться от учащихся, чтобы в новом произведении они самостоятельно умели не только формально прочесть все написанное, но и определить характер музыки, понять, что - главное, а что - второстепенное, подумать о способах работы и т. п. Так учащиеся привыкают не только разбирать, но и учить новую пьесу без помощи педагога. Систематически воспитывая в учениках умение и желание самостоятельно заниматься новыми пьесами, педагог со временем может требовать не только выполнения черновой работы, но и относительной законченности исполнения уже на первом уроке. Чем более подвинутые ученики в классе, тем безусловнее становится это требование. Подобная установка педагога стимулирует активность учащегося, а значит, и его успехи в этом направлении. Однако, многие педагоги допускают, чтобы подвинутый ученик приносил на урок едва разобранную пьесу. В этом случае, когда плохо выучен текст, не понято произведение, не намечен план исполнения, педагог своими указаниями потакает безответственности ученика, освобождая его от необходимости думать. Собственная инициатива учащегося притупляется.
Продуктивности самостоятельной работы молодого музыканта способствует метод предупреждения ошибок, засоряющих игру и тормозящих нормальный ход освоения произведения. Педагог объясняет ученику, как целесообразнее проводить домашние занятия, как чередовать работу с отдыхом, как выявлять трудности и находить наиболее верные пути их решения, какие приемы и способы использовать.
Часто преподаватели предлагают ученику создать на уроке модель домашних занятий, поработать над произведением, не обращая внимания на присутствие в классе педагога. Учитель, не вмешиваясь в работу ребенка, наблюдает за ним, анализирует приемы, к которым он обращается, затем комментирует увиденное и услышанное, объясняя, какие способы работы оказались удачными, какие – нет, и почему.
Аудиторная самостоятельная работа решает одну из важнейших задач музыкальной педагогики: научить юного музыканта осознанно выстраивать домашнюю работу как продуктивно творческую.
Полезной формой воспитания самостоятельности у учащегося может быть задание выучить произведение без помощи педагога. Трудность произведения должна соответствовать исполнительским возможностям ребенка. Прослушивание самостоятельно приготовленной программы может производиться в обстановке зачета: ученики слушают друг друга, а затем вместе с преподавателем обсуждают услышанное. Подготовка к выступлению заставляет учащегося напрячь все свои творческие силы при самостоятельных занятиях, а оживленная дискуссия после выступления учит переоценивать, переосмысливать свою работу, помогает лучше осознать и учесть свои ошибки, критически относиться к своему исполнению и исполнению коллег.
Внеаудиторная самостоятельная работа начинающего музыканта должна регламентироваться педагогом. Длительность занятий и их продуктивность возможны только при рациональном режиме работы, позволяющем достаточно долго сохранять высокий рабочий тонус, психическую и физическую свежесть. Увлеченность игрой на инструменте способствует повышению выносливости: ученик делает гораздо больший объем работы, не замечая усталости. Желательно, чтобы часы занятий были постоянными. Это закрепляет привычку заниматься в одно и то же время, способствует концентрации ученика и благоприятно влияет на качество домашней работы. Особенно важно, чтобы занятия были интенсивными и систематическими. Привычка к ежедневному труду в определенное время создает психологический комфорт и потребность в ежедневных занятиях.
Итоги самостоятельной работы позволяют ученику видеть его продвижение вперед. Поэтому контроль выполнения внеаудиторной самостоятельной работы является важной частью урока. Педагогу нужно помнить, что проверке приемов самостоятельной работы нужно уделять такое же внимание, как и проверке результатов этой работы.
При гармоничном воспитании молодого музыканта общее и музыкальное развитие учащегося влечет за собой и развитие технических навыков, которые в свою очередь дают ему возможность воплощать в своем исполнении все более сложные и глубокие по содержанию произведения, т.е. расти в музыкальном отношении. Задача педагога так воспитывать своего ученика, чтобы музыкальные стремления и технические умения находились в гармонии, составляли бы некое единство. Ученик должен знать, чего он хочет, и уметь воплощать свои намерения. Нарушение гармоничности музыкального развития ведет к резко выраженной односторонности и узости мышления.
Желание поделиться с учеником сразу всеми своими знаниями приводит к затяжным урокам, перегруженным детальными указаниями. Сами указания бывают недостаточно точны, важное тонет в океане второстепенного. На следующем уроке оказывается, что сделано учеником очень мало, подавляющее количество указаний педагога не выполнено.
Чрезмерная активность педагога парализует инициативу учащегося. Нельзя выполнять вместе с учеником всю работу, объяснять ему каждую деталь, искать и заучивать с ним каждую интонацию. Такая подробная проработка необходима лишь для примера (на небольшом отрывке произведения). Необходимо заставить его собственными силами решать музыкальные задачи, приобретая творческий опыт, развивая его музыкальное мышление.
Чтобы работать продуктивно, исполнителю необходимо уметь слушать себя, анализируя свои достижения и ошибки. Если педагог с первых шагов ученика работает в данном направлении, то анализ собственных действий сможет сделать даже начинающий музыкант. Постепенно, при помощи учителя и ежедневной тренировке, его способность к самоконтролю улучшается, самоанализ становится более полным. Важно, чтобы первым анализировал свое исполнение сам ученик. Это способствует его интеллектуальной активности на уроке. Позднее анализ игры учащегося делает преподаватель, выявляя связь между способами работы ученика и результатом исполнения.
Со временем самонаблюдение, самоконтроль и самоанализ становятся необходимой составляющей организации работы ученика как в классе, так и дома.
Роль педагога в формировании самостоятельности учащегося имеет большое значение. Именно педагог обеспечивает условия успешной внеаудиторной работы, к которым относятся четкая постановка цели и задач, определение алгоритма ее выполнения, определение сроков представления результатов и объемов работы, определение вида контроля и критериев выполнения задания.
Таким образом, мастерство педагога музыкальной школы включает комплекс средств воздействия на духовный рост ученика, предусматривающий в том числе и развитие его самостоятельности.
В настоящее время музыкальной педагогикой уделяется самое пристальное внимание внеаудиторной самостоятельной работе, поскольку именно в рамках этой формы работы происходит выработка и закрепление на практике профессиональных навыков, являющихся основой музыкально – исполнительской деятельности.