Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ВОСПИТАНИЕ СЕНСОМОТОРНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ | Стрельцова Алла Александровна. Работа №315112

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Нормальное сенсомоторное развитие является основой психического развития ребёнка, поэтомуформирование высших психических функций , в том числе и речи, рассматривается в тесной взаимосвязи с сенсорным развитием ребёнка. В статье рассматривается три периода сенсомоторного развития: младенческий возраст, ранний возраст и дошкольный возраст. Нарушение речи рассматривается как тяжёлое патологическое состояние. В осуществлении речевой функции принимает участие слуховой, зрительный, двигательный и кинестетический анализаторы.

ВОСПИТАНИЕ СЕНСОМОТОРНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Подготовил: учитель-логопед

Стрельцова А.А.

 Развитие сенсомоторных функций при нормальном онтогенезе

Нормальное сенсомоторное развитие является основой психического развития ребенка, поэтому формирование высших психических функций, в том числе и речи, рассматривается в тесной взаимосвязи с сенсорным развитием ребенка .

Урунтаева Г.А. выделяет три периода сенсомоторного развития: младенческий возраст, ранний возраст и дошкольный возраст.

В младенческом возрасте зрение и слух опережают развитие руки, как органа осязания и органа движения, что обеспечивает формирование всех основных форм поведения ребенка, а значит, определяет ведущее значение в этом процессе. Сохранность слуха и зрения является важнейшей предпосылкой для нормального развития речи. При помощи слуха ребенок овладевает умением подчинять деятельность своего артикуляционного аппарата сигналам, которые поступают от слухового анализатора. При помощи слуха ребенок учится понимать речь окружающих, подражать ей и контролировать свое произношение. Зрение также играет важную роль в овладении речью - ребенок внимательно наблюдает за движениями губ и языка разговаривающих с ним людей. Он повторяет эти движения, подражает им. Таким образом, совместная работа зрительного, слухового, речедвигательного и двигательного анализаторов является основой для развития речи.

В младенчестве у ребенка складывается акт рассматривания предмета, формируется хватание, приводя к развитию руки, как органа осязания и органа движения. В это возрасте устанавливаются зрительно-двигательные координации, что способствует переходу к манипулированию, в котором зрение управляет движением руки, а также дифференцированные взаимосвязи между зрительным восприятием предмета, действием с ним и его называнием взрослым.

Именно в этот период двигательное развитие наиболее интенсивно, что обусловлено с темпом созревания мозга в этот период. Тем не менее, несмотря на то, что к концу младенчества основные двигательные навыки сформированы, становление двигательных функций продолжается до 5-6-летнего возраста . Индивидуальные темпы двигательного развития значительно различаются у разных детей, однако во всех случаях имеет место определенная последовательность в развитии двигательных функций.

Среди других двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка.

Большую роль в овладении двигательными функциями играет подражание, которое выражается в повторении собственных движений, повторении знакомых движений взрослого и в повторении новых движений. Повторение собственных движений заключается в том, что ребенок вертит и рассматривает перед лицом ладонью одной руки, затем другой. На следующем этапе развития ребенок с удовольствием имитирует заученные ранее движения, если взрослый показывает их. К концу первого года жизни малыш внимательно следит за действиями взрослого. Они являются для него новыми и после наблюдения за ними ребенок начинает их повторить. Сначала эти движения у ребенка неточны, он часто промахивается, но затем эти движения становятся все более координированными. При этом к полутора годам эти движения становятся настолько точными, что близки к движениям взрослого.

В раннем детстве восприятие и зрительно-двигательные действия, остаются очень несовершенными. У ребенка начинает складывается новый тип внешних ориентировочных действий (примеривание), а позднее и зрительное соотнесение предметов по их признакам; возникает представление о свойствах предметов .

В дошкольном возрасте сенсомоторные функции рассматриваются в качестве особой познавательной деятельности, имеющей свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Игровое манипулирование сменяется действиями обследования предмета и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом.

Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей 3-7 лет выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих при ознакомлении с окружающим. В этом возрасте дети активно осваивают сенсорные эталоны, у них возрастает целенаправленность, планомерность,

Таким образом, сенсорные способности не являются врожденными, а развиваются в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служат показателем его общественного развития.

Движения пальцев рук имеют огромное значение для психоречевого развития ребенка, поскольку оказывают большое влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. Действия ребенка с предметами оказывают большое влияние на развитие функций мозга. , что движения руки тесно связаны с речью и способствуют ее развитию.

Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика была роль руки - она дала возможность путем указывающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикулярной речью (эта связь дает себя знать и у современного человека).

Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Таким образом, развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

У здорового ребенка овладение звуковой системой языка происходит одновременно с развитием мелкой моторики и дифференцированных движений рук. Сначала у ребенка развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. В возрасте около пяти месяцев ребенок начинает противопоставлять большой палец другим при схватывании предмета, самое захватывание предмета осуществляется теперь не всей ладонью, а пальцами. Этот период имеет особое значение, так как с него и движения остальных пальцев становятся более свободными. На шестом месяце движения схватывания становятся более точными, уверенными. В это же время у ребенка появляется лепет - простейшая артикуляция слогов.

В эксперименте Л.А. Панащенко проводились наблюдения за детьми первых недель жизни. У шестинедельных младенцев записывались биотоки мозга, затем у одних из этих детей проводили тренировку правой руки, а у других - левой. Тренировка заключалась в массаже кисти руки и пассивных сгибаниях и разгибаниях пальчиков. Через месяц и через два месяца после начала такой тренировки повторно записывали биотоки мозга и математическими методами вычислялась степень устойчивости в появлениях волн высокой частоты (что является показателем созревания коры мозга). Выяснилось, что через месяц тренировки высокочастотные ритмы стали отмечаться в области двигательных проекций, а через два месяца - и в будущей речевой зоне, в полушарии, противоположном тренируемой руке.

Описанные данные электрофизиологических исследований свидетельствуют о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Этот факт должен быть использован в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной речи детей.

Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод . Малыша просят показать один пальчик, два пальчика, три пальчика и т. д. У неговорящих детей движения пальцев напряженные, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно. До тех пор, пока движения пальцев у ребенка не станут свободными, развития речи, а, следовательно, и мышления добиться не удастся.

При тренировке тонких движений пальцев рук речь развивается более интенсивной и оказывается более совершенной . Дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для развития речи. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, так как по- видимому, речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов из пальцев рук; такая тренировка может ускорять созревание речевых областей коры.

В невропатологии и дефектологии имеются наблюдения, которые свидетельствуют о тесной связи функций речи и руки. Так, что при травме или кровоизлиянии в речевой моторной области в левом полушарии у человека не только утрачивается речь, но и тонкие движения пальцев правой руки, хотя сама область двигательной проекции пальцев остается не затронутой.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6 - 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма), а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые. Изменение неправильного сформированного двигательного навыка требует много сил и времени как от ребенка, так и от родителей. Это осложняет обучение письму и создает дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребенка на первом году обучения в школе.

Необходимо отметить, что у детей с нарушениями речи, отмечается низкая работоспособность, трудности концентрации внимания на выполнении заданий, быстрая утомляемость и отвлекаемость, неполный объем движений пальцев рук, замедленный темп, неточность выполнения заданий, многочисленные ошибки.

В психолого-педагогической литературе широко представлены приемы и методы работы по развитию сенсомотрных функций у детей дошкольного возраста. Анализ литературы по проблеме данного исследования позволил выделить следующие направления развития сенсомоторных функций у детей с нарушениями речи:

I. Пассивная гимнастика.

II. Пальчиковые упражнения с сопровождением речью.

III. Развивающая кинезиологическая программа.

IV. Упражнения, направленные на подготовку дошкольников к письму.

V. Использование различных развивающих игр для развития пальчиковой моторики, зрительно-двигательной и моторной координации.

I. Пассивная гимнастика заключается в проведении массажа и самомассажа, а также в выполнении определенных поз с помощью взрослого.

Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему. В результате повышается ее регулирующая роль в отношении всех систем и органов.

Массаж обеих рук проводит взрослый 3-5 мин. ежедневно. Массаж не должен вызывать у ребенка неприятных ощущений. Массажные движения выполняются в направлении от кончиков пальцев к запястью. Рекомендуют использовать следующие приемы массажа: поглаживание, легкое растирание и вибрацию. Поглаживание проводят медленно и плавно, растирание выполняется концевыми фалангами нескольких пальцев, при этом используются круговые и спиралевидные движения. Вибрация заключается в нанесении следующих один за другим ударов кончиками полусогнутых пальцев. Массаж лучше выполнять одной рукой, а другой фиксировать массажируемую руку ребенка. Во время массажа можно слушать спокойную классическую музыку.

Самомассаж проводит сам ребенок. В комплекс входят упражнения трех видов: самомассаж тыльной стороны кистей рук, самомассаж ладоней и самомассаж пальцев рук. Для этого можно использовать следующие упражнения, которые сначала показывает ребенку взрослый:

1. Подушечки четырех пальцев руки устанавливаются у оснований пальцев другой руки с тыльной стороны ладони. Пунктирными движениями кожа смещается на 1 см вперед-назад при постепенном продвижении к лучезапястному суставу. Упражнения проводится для обеих рук.

2. Кисть и предплечье ребенка располагаются на столе. Ребром ладони имитируется «пиление» по всем направлениям тыльной стороны левой ладони. Затем аналогичное упражнение проводится с правой рукой.

3. Кисть и предплечье ребенка располагаются на столе. Правой рукой делаются разминающие движения по тыльной стороне ладони. Затем аналогичное упражнение проводится с левой рукой.

4. Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки ребенок двигает вверх-вниз по ладони левой руки. Затем аналогичное упражнение проводится с правой рукой.

5. Фалангами сжатых в кулак пальцев производится движение по принципу «буравчика» на одной из ладоней. Затем руки меняются.

6. Кисть и предплечье ребенка располагаются на столе. Согнутыми указательным и средним пальцами одно руки делаются хватательные движения на пальцах другой руки. Затем аналогичное упражнение проводится с другой рукой.

7. Движения, как при растирании замерзших пальцев.

8. Подушечка большого пальца правой руки кладется на тыльную сторону массируемой фаланги пальца левой руки. Остальные четыре пальца правой рукиохватывают и поддерживают палец снизу. Массаж проводится спиралевидными движениями. Аналогичные движения проводятся и и для другой руки.

Самомассаж можно проводить, используя специальный мячик с шипами. Массажный мячик должен быть достаточно твердым, чтобы его воздействие было максимальным. С помощью мячика выполняются движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев. Самомассаж проводится 2-3 мин. ежедневно. Кроме массажного мячика используются «ребристые» карандаш или ручка и катушка из-под ниток. С их помощью выполняются следующие упражнения:

1. ребенок соединяет ладони пальцами вперед, ручка (карандаш или катушка) находится в вертикальном положении между ладонями и выполняет функцию массажера. Ребенку предлагается перемещать ладони вперед-назад, передвигая ручку мягкими частями ладоней. Упражнения делаются в медленном и быстром темпе с внешней и внутренней стороны. Массируются обе руки поочередно, делается до 5 движений.

2. ребенку берет ручку (карандаш или катушку) подушечками большого и указательного пальцев и перетирающими движениями кончиков пальцев перекатывает ручку вперед-назад, слегка нажимая на нее. Аналогично делается самомассаж кончиков большого и среднего пальцев, большого и безымянного пальцев, большого пальца и мизинца. С каждой парой пальцев выполняется 4-5 движений.

3. ребенок кладет на стол ручку (карандаш или катушку) и накрывает ее ладонью с выпрямленными пальцами. Ладонью другой руки выполняются поглаживающие движения от кончиков пальцев до запястий, вдоль всей поверхности кисти руки, накрывающей ручку. Делается до 3-4 движений от кончика каждого пальца.

II. Пальчиковые упражнения с сопровождением речью.

Движения рук и пальцев, которые сопровождаются короткими стихами, благотворно воздействуют на речь детей. Если ребенок выполняет упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой, усиливается контроль над выполняемыми движениями. Кроме того, развивается память ребенка, т. к. он учится запоминать определенное положение рук и последовательность движений. В результате выполнения пальчиковой гимнастики кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, у ребенка развивается воображение. Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевой патологией особенно актуально, поскольку проговаривание стихов одновременно с движениями ритмизирует речь - она становится более четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Таким образом, сочетание движений пальцами с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта.

Целью сопряженной гимнастики является привлечение внимания ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев и губ, в результате чего ребенок постепенно учится управлять этими движениями. Упражнения пальчиковой гимнастики можно условно разделить на три группы.

2.3. К первой группе упражнений относятся упражнения для кистей рук. Они развивают подражательную способность, не требуют тонких дифференцированных движений, учат напрягать и расслаблять мышцы, развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время, а также учат переключаться с одного движения на другое.

- Ко второй группе упражнений относятся условно статические упражнения для пальцев. Эти упражнения направлены на совершенствование полученных ранее навыков на более высоком уровне и требуют более тонких движений.

4. К третьей группе упражнений относятся динамические упражнения для пальцев. Это наиболее сложные для детей упражнения. Они развивают точную координацию движений, учат сгибать и разгибать пальцы рук и учат противопоставлять большой палец остальным.

Данные упражнения эффективны только при систематических занятиях, поэтому их необходимо проводить ежедневно не менее 5 минут. Сопряженная гимнастика проводится в быстром темпе, со сменой поз (сидя за общим столом или стоя в кругу), может применяться как физкультминутка. В этом случае дети переключаются на другой вид деятельности, у них повышается работоспособность и снимается нагрузка, связанная с сидением.

III. Развивающая кинезиологическая программа

Кинезиология - это наука о развитии головного мозга через движениесновой развития интеллекта является развитие межполушарного взаимодействия, что возможно при помощи комплекса специальных упражнений. Под влиянием этих упражнений в организме происходят положительный изменения, причем чем более интенсивна нагрузка, тем более они выражены. В результате сила, равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов начинает осуществляться на более высоком уровне, совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

Целью данной программы является развитие мелкой моторики, высших психических функций и речи, межполушарного взаимодействия. Программа включает в себя 7 комплексов упражнений, которые проводятся ежедневно утром и вечером по 10-15 минут. Упражнения направлены на развитие общей и мелкой моторики, сенсомоторных функций, в комплексе используется и самомассаж.

IV. Упражнения, направленные на подготовку дошкольников к письму.

Многие трудности в обучении письму связаны и с тем, что существующая методика не учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка. У многих детей, которые поступают в первый класс, еще недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки. Кроме того, многие из них к этому времени все еще плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Наибольшие трудности выработка этого навыка вызывает у детей с речевой патологией. Поэтому необходимо уделять много времени отработке этих навыков, начиная работу еще в дошкольном возрасте.

Все упражнения можно разделить на две большие группы. К первой группе относятся упражнения на развитие пространственного восприятия, к другой группе - графические упражнения для подготовки руки к письму.

1. Работа над развитием пространственного восприятия включает несколько направлений - дифференциацию правых и левых частей тела, уточнение схемы тела стоящего напротив человека, формирование ориентировки в окружающем пространстве и ориентировка на листе бумаги.

Для отработки дифференциации правых и левых частей тела ребенка просят показать правую, а затем и левую руку. При этом взрослый называет ее сам. Затем ребенка просят поднять то правую, то левую руку, взять предмет то правой, то левой рукой. После уточнения речевых обозначений правой и левой руки ребенка упражняют в различении других частей тела. Еще более сложным заданием является выполнение пробы Хэда - ребенка просят показать левой рукой правый глаз, правой рукой левое ухо и т. д. После отработки представлений о схеме собственного тела переходят к уточнению левой и правой сторон тела у стоящего напротив человека. При этом используют задания, аналогичные тем, которые использовались при дифференциации левых и правых частей собственного тела.

После этого переходят к формированию ориентировки в окружающем пространстве. Ребенку предлагают выполнить следующие упражнения:

- определить пространственное расположение предметов по отношению к ребенку: «Покажи, какой предмет находится справа от тебя» или «Положи книгу слева от себя». Если ребенку затрудняется в выполнении этого задания, то взрослый уточняет, что справа - это ближе к правой руке, а слева - ближе к левой руке;

- определить пространственное соотношения между двумя-тремя предметами или картинками. Например, дошкольника просят взять правой рукой книгу и положить ее возле правой руки, взять левой рукой тетрадь и положить у левой руки. Далее взрослый спрашивает ребенка: «Где находится книга, справа или слева от тетради?»;

Для ориентировки на листе бумаги используются следующие упражнения:

- ребенку предъявляется лист бумаги, на котором в центре и в углах нарисованы геометрические фигуры или знакомые предметы. Ребенка просят сказать, что нарисовано в левом нижнем углу, в правом верхнем углу, в центре и т. д.

- ребенку дают лист с изображениями различных геометрических фигур. Далее его просят нарисовать справа от круга - квадрат, слева от треугольника провести вертикальную линию и т. д.;

- ребенка просят рисовать на чистом листе бумаги: нарисуй в центре квадрат, слева крестик, над крестиком звездочку и т.д.

2. Использование графических упражнений для подготовки руки к письму, которые тренируют мелкие мышцы руки и делают ее движения сильными и координированными. Для этого можно использовать следующие упражнения:

- различного вида штриховки (горизонтальная, вертикальная, волнистыми линиями, круговыми и т. д.) с использованием простого и цветного карандашей;

- обведение по трафарету фигур или предметов. Обводка трафаретов начинается с внутренней стороны, поскольку ребенку легче обводить внутри, чем снаружи), и с самых простых форм, например, круга или квадрата. Трафарет должен быть достаточно «толстым», чтобы карандаш при обводке не соскальзывал;

- книжки-раскраски. Раскрашивание любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима;

- рисование пальцем. Такое рисование проводится на листе бумаги, предварительно ребенок обмакивает палец в краску, или проводя пальцем по крупе, лежащей на ярком подносе;

- копирование рисунков на прозрачную бумагу. При этом особенно полезно копирование орнаментов и узоров, поскольку в них имеется большое количество изогнутых линий, а это является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.

- лепка из пластилина, глины или соленого теста. Разминая пальцами эти материалы, ребенок развивает и укрепляет мелкие мышцы кистей рук;

- отщипывание. Ребенку предлагают отщипывать от листа бумаги кусочки и создать аппликацию.

При проведении графических упражнений необходимо учитывать, что они представляют собой значительную нагрузку на зрение, поэтому их продолжительность не должна превышать 5-6 минут.

V. Использование различных развивающих игр для развития пальчиковой моторики, зрительно-двигательной и моторной координации. Для этого используют:1. Застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов. Здесь же могут быть использованы игрушки следующего типа: бабочка или птица из однотонной толстой ткани с пришитыми яркими большими пуговицами, на которые пристегивается такая же бабочка или птица из другой ткани, - получается, например, синяя бабочка с красными кругами (пуговицами) на крыльях.

2. Шнуровки. Шнуровке удобнее обучать, используя два листа плотного картона с двумя рядами дырочек; ребенку дают ботиночный шнурок с металлическими наконечниками и показывают, как шнуровать. Картон должен быть укреплен так, чтобы малышу было удобно манипулировать шнурком.

3. «Пальчиковый бассейн». В большую коробку насыпают фасоль, после чего в фасоли прячут деревянные хорошо знакомые детям предметы. Далее используются несколько вариантов этого задания. В первом варианте ребенку предлагают узнать предмет на ощупь и назвать его. Во втором варианте ребенок должен узнать предмет на ощупь и найти аналогичный из ряда предметов, лежащих на столе.

4. Дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камешков, круп.

5. Цветные клубочки ниток для перематывания.

6. Различные деревянные игрушки (собрать матрешку, сложить из кубиков поезд, стульчик, домик )

7. Мозаика.

8. Нанизывание бус, бисера, пуговиц.

9. Пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу.

Таким образомарушение речи в современной литературе рассматривается как тяжелое патологическое состояние. У детей с нарушением речи отмечается недоразвитие звуковой и лексико-грамматической сторон речи, вследствие чего страдает коммуникативная функция речи, поскольку ребенок не может полноценно общаться с окружающими его людьми. Недоразвитие речи приводит к возникновению вторичной задержки психического развития, препятствует успешному овладению важнейшими школьными навыками - письмом и чтениемазвитие речи ребенка тесно связано с развитием сенсомоторных функций. Речевая деятельность осуществляется при согласованном функционировании головного мозга и других отделов центральной нервной системы. В осуществлении речевой функции принимают участие слуховой, зрительный, двигательный и кинестетический анализаторы. Сохранность слуха и зрения являются основой для последующего полноценного развития речи. Кроме того, в процессе индивидуального развития речь тесно связана и с движениями, в первую очередь, пальцев рук. Своевременное выявление детей с недоразвитием речи и оказание им комплексной медико-психолого-педагогической помощи поможет им преодолеть имеющиеся нарушения в развитии и подготовить к успешному обучению в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×