Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Воспитание трудолюбия первоклассников | Моисеенко Наталья Викторовна. Работа №345538

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Воспитание трудолюбия первоклассников.

Материал подготовила учитель начальных классов

МБОУ СОШ с. Новоникольска

Моисеенко Наталья Викторовна.

Уссурийский городской округ

Приморский край.

Данный материал может использоваться при проведении  родительского собрания в 1 четверти 1 класса.

Родительское собрание на тему:

«Воспитание трудолюбия у младших школьников в семье»

 

Цель: обсудить с родителями проблему трудового воспитания младших школьников в семье.

 

 

Воспитание трудолюбия первоклассников.

Материал подготовила учитель начальных классов

МБОУ СОШ с. Новоникольска

Моисеенко Наталья Викторовна.

Уссурийский городской округ

Приморский край.

Данный материал может использоваться при проведении родительского собрания в 1 четверти 1 класса.

Школьников I класса, особенно в самом начале трудовой деятельности, интересует больше процесс, чем результат труда. У первоклассников часто ярко выступают личные мотивы их трудовой деятельности: сделать вещь для себя, для личного пользования. Личный мотив (сделать вещь для себя) для детей этого возраста всегда имеет большое значение, работа при этом осуществляется с большим подъемом и лучшим результатом. Личные мотивы трудовой деятельности могут закрепиться у школьников в том случае, если учитель не стимулирует развитие у них более значимых, общественных мотивов. Привыкая делать для себя счетный материал, для себя закладку, себе папку для книг, ребенок начинает руководствоваться в своей трудовой деятельности личными, потребительскими мотивами. Мотивы деятельности меняются, если работа выполняется не для себя, а для всех других, например, так может измениться трудовая деятельность школьников, если они будут делать счетный материал не для себя, а для всего класса.

 

На уроках труда учащиеся часто работают неорганизованно: им мешает свойственная этому возрасту быстрая отвлекаемость и отсутствие самостоятельности: работа часто прекращается потому, что школьник сомневается, правильно ли он делает, решить это сам он не может, прерывает работу и немедленно обращается к учительнице за помощью.

Неорганизованность отдельных учащихся выражается в том, что они, не соразмеряя своих возможностей, берутся за любое дело: режут, клеят, но делают это плохо, неаккуратно. Работа получается бесцельной, но сами учащиеся этого не замечают, а результаты труда их даже радуют; ведь они сделали вещь! Детей этого возраста интересует больше всего самый процесс труда, а качество работы -- не очень.

 

Неорганизованный, бесцельный труд воспитывает у учащихся отрицательное отношение к труду, развивает отрицательные черты личности: неаккуратность, недисциплинированность.

Неорганизованный труд вызывает у детей чувство досады, недовольства, они неохотно трудятся, стремятся скорее прекратить работу.

В таких условиях воспитывается отрицательное отношение к труду не только у отдельных учащихся, но иногда и у всего класса. Организованный труд вызывает у детей чувство радости, удовольствия, удовлетворения от труда и желание работать.

Организация уроков труда в начальной школе зависит прежде всего от учителя, который организует как индивидуальный, так и коллективный груд учащихся. Правильно поступают те учителя, которые не разрешают ученику начинать работу, если у него нет полного порядка на рабочем месте: не размещен как нужно инструмент, материал, если он не сосредоточен на работе. Ясная цель и план работы, знание, как выполнить работу, в какой последовательности -- непременные условия организованного труда.

Систематическая работа и требования учителя, организующие труд детей, создают определенный и привычный порядок в труде, учащиеся приучаются работать организованно, у них воспитывается организованность не как случайное эпизодическое проявление, а как черта характера.

Нам пришлось наблюдать, как некоторые учителя неверно понимают организованность. Так было на уроке, когда ученики I класса работали на пришкольном участке, сажали горох. Учительница выстроила детей около грядок, рассказала последовательность работы, строго определив этапы работы и дальше начала командовать: «Раз -- все взяли в левую руку горох, два -- взяли в правую руку палочку, три -- присели» и т. д. Так был «организован» весь процесс посадки.

Эта неправильно понятая учительницей организованность труда превращена ею в муштру, сковывает инициативу ребенка, лишает его самостоятельности, не воспитывает радости труда. Настоящая организованность труда предполагает всемерное развитие инициативы и активности ребенка.

Однако следует отметить, что многие первоклассники и второклассники, особенно в начале обучения труду, не запоминают всей последовательности трудового процесса, всех операций. Только систематическая работа учителя приучает учащихся запоминать последовательность работы. Если школьник и забывает последовательность действий, то учитель советует ученику не прекращать работу, а искать пути достижения намеченной цели, проявляя инициативу, самостоятельность, используя свои знания.

Так под руководством учителя воспитываются у детей настойчивость, целенаправленность -- ценные качества личности. Организуя труд учащихся, учитель учит их видеть и осознавать свои ошибки. В этом возрасте дети легко замечают ошибки в работе других, но еще плохо осознают свои недостатки. Коллективное обсуждение недочетов и положительных сторон работы приучает школьников критически относиться не только к чужой работе, но и к своей, приучает видеть свои недостатки, спокойно выслушивать полезные замечания, сдерживая при этом проявления чувства обиды.

Изменение методов и организации работы влекут за собой изменения в ее планировании. Школьник еще продолжает работать по плану, предложенному учителем, но постепенно приучается самостоятельно выполнять отдельные операции, самостоятельно планировать свою работу, соблюдая последовательность операций. В рабочий план учителя учащийся постепенно вносит свое, личное новаторство -- начинается пусть еще простейшая, но творческая деятельность, формируется самостоятельность, целенаправленность, организованность, которые при воспитательном воздействии учителя становятся привычными формами поведения учащегося.

Планирование приобретает все большее значение в трудовой деятельности школьника, оно готовит его к предстоящей деятельности.

В процессе занятий на уроках труда проявляются индивидуальные различия учащихся.

Некоторые дети сразу прекращают работу, если встречают затруднения, и ждут помощи учителя. Как правило, это те учащиеся, которые занимаются трудом только в школе, дома они ничего не мастерят, не выполняют никакой работы. Получив указания, такие дети продолжают работать, но некоторые из них прекращают деятельность, заявляя: «Все равно ничего не получится» или: «Я не умею».

Таких школьников иногда бывает трудно включить в работу, и, если им своевременно не уделить внимания, у них еще в начале обучения формируется отрицательное отношение к труду. Часто это бывает связано со взглядами на труд в семье, где считают, что детский труд -- не учение, а забава.

Некоторые учащиеся, встретившись с трудностями в ходе работы, начинают думать, искать и добиваться самостоятельного решения вопроса. Не имея должных навыков и умений, эти школьники допускают ошибки, портят работу; не считаясь со своими возможностями, они начинают работать, не думая о том, к чему приведет их подобная деятельность.

И, наконец, есть и такие младшие школьники, которые, действуя целесообразно во время труда, начинают уже до некоторой степени оценивать свои возможности. Побуждаемые учителем, они обдумывают и планируют свои действия, особенно если работа несложная и кратковременная, при трудностях стараются найти самостоятельное решение.

Если учитель правильно организует занятия на уроках труда в I--IV классах, планомерный труд развивает положительные качества личности: организованность, дисциплинированность, внимательность, наблюдательность. Труд младших школьников позволяет учителю лучше узнать их индивидуальные особенности, выяснить их творческие возможности, развить определенные способности. Систематически и на уроках, и во время занятий по труду, развивая ценные качества личности учащихся, учитель испытывает чувство удовлетворения от результатов своей работы, видя заметные сдвиги в процессе, их развития.

 

Родительское собрание на тему:

«Воспитание трудолюбия у младших школьников в семье»

Цель: обсудить с родителями проблему трудового воспитания младших школьников в семье.

Подготовительный этап:

Классный руководитель, готовясь к родительскому собранию, проводит анкетирование родителей и учащихся по следующим вопросам.

Анкета для учащихся

1. Есть ли у тебя дома постоянные трудовые поручения? Какие?

2. Ты выполняешь их без напоминания или тебя надо просить?

3. Поощряют ли тебя родители за выполнение домашних поручений? Как?

4. Наказывают ли тебя родители за невыполненное поручение?

Анкета для родителей

1. Помогает ли вам ребенок по дому?

2. Есть ли у вашего ребенка постоянные поручения по дому? Если они существуют, то какие?

3. Охотно ли ваш ребенок выполняет трудовые поручения по дому?

4. Поощряете ли вы ребенка за невыполнение домашнего поручения? Если поощряете, то каким образом?

5. Наказываете ли вы ребенка за невыполнение домашнего поручения. Если да, то как?

Ход собрания

Воспитание трудолюбия —сложный, кропотливый процесс, требующий большого терпения.Еще в дошкольном возрасте родители, как правило, приучают детей к самообслуживанию. Иногда* правда, некоторая естественная беспомощность дошкольников надолго задерживается в сознании отдельных родителей, и они продолжают опекать не только семилеток, но и детей более старшего возраста. Дело доходит до того, что у ребенка нет не только постоянных поручений по дому, но и не сформированы элементарные навыки самообслуживания. Он не может убрать свою постель, самостоятельно одеться, сложить в портфель школьные принадлежности и т. д. Сами того не понимая, родители закладывают в своем ребенке инфантилизм и эгоизм. Воспитание привычки к труду — дело хлопотное. Родителям не приходится ждать легких и быстрых результатов. Прежде всего потому, что любовь к труду воспитывается только в труде, а во-вторых, всякий труд связан с преодолением неумений, с усилием, усталостью, напряжением.

Трудовое воспитание начинается с бытового труда. Безусловно, домашний труд для ребенка — это не радостные развлечения и далеко не все дети выполняют домашние обязанности без напоминания, особенно если в семье один ребенок и его постоянно взрослые пытаются оградить от трудностей.

Но родителям надо понять главное — привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, они воспитывают привычку трудиться, а вместе с ней привычку заботиться о близких, воспитывают в детях чуткость и отзывчивость Родители должны внушать детям, что любой труд, направленный на пользу людям, благороден.

У младшего школьника должны быть постоянные обязанности, так как это способствует воспитанию у ребенка ответственности и самоуважения. Домашний труд, формирующий трудовые привычки, не должен быть эпизодическим. Трудовые навыки вырабатываются путем постоянных упражнений и повторений. Плохую услугу своим детям оказывают те родители, которые оберегают детей от домашних обязанностей. Приучая детей к выполнению трудовых поручений по дому, родители должны понимать, что нельзя принуждать к труду. Вряд ли от работы из-под палки будет прок. Попытайтесь доходчиво объяснить сыну или дочери, как важно для семьи сделанное им дело. И еще одно важное правило — нельзя наказывать ребенка трудом, у него не должно сложиться убеждение, что труд - это наказание.

Во второй части собрания классный руководитель предлагает родителям обсудить в микрогруппах ситуации семейного воспитания.

 

— 7-летняя Наташа по просьбе мамы убирает в своей комнате. Делает она это медленно, неохотно, постоянно отвлекается. Мама нервничает, делает дочери замечания повышенным тоном. Наташа в ответ на замечание мамы говорит: «Когда уберу, тогда и уберу». Как поступить маме в этой ситуации?

 

— Игорь, понимая, что мама устала, предлагает вымыть посуду, но мама отвечает категорично: «Нет, посуду я сама вымою, иди, учи уроки». Согласны ли вы с мамой Игоря?

 

— В семье Смирновых двое школьников: 10-летний Саша и 11-летний Славик. Мальчики постоянно ссорятся между собой. Кому мусор выносить, кому собаку выгуливать, кому пылесосить квартиру. Тогда на семейном совете было принято решение: составить график дежурства мальчиков по дому. Как вы относитесь к такому подходу родителей к трудовому воспитанию детей? Предложите свои варианты решения этой проблемы.

 

 

 

 

 

После коллективного анализа ситуаций семейного воспитания предложите родителям поделиться своими секретами воспитания трудолюбия у детей в семье.

Итогом собрания может стать обсуждение предложенного родителям решения собрания.

1. Определить детям постоянные трудовые поручения в семье с учетом их возможностей.

2.Воспитывать у детей уважение к любому труду, полезному людям.

Родителям на заметку

♦ Давая поручения ребенку, подумайте, по силам ли оно ему.

Умение родителей правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе.

♦ Уважайте своего ребенка. Заранее договаривайтесь с ним 6 тех домашних делах, которые он должен сделать. Ведь у сына или дочери могут быть свои важные дела.

♦ Не забывайте хвалить ребенка за хорошо выполненные поручения. Если вы не удовлетворены результатом выполненной ребенком работы, не спешите высказать ему свое недовольство. Попытайтесь понять причину, подскажите ребенку, как это сделать лучше в следующий раз.

♦ Старайтесь быть последовательным в своих требованиях.

♦ Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите ему образец правильного выполнения поручения. Научите этому своего ребенка, несколько раз выполните это поручение вместе.

♦ Почаще используйте игровые моменты в трудовом воспитании.

♦ Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относиться к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе и о работе своих близких, друзей.

4- Не делайте за ребенка то, что он в состоянии сделать сам.

♦ Не платите деньги за выполнение детьми повседневных обязанностей. Подумайте, как поступит ваш ребенок, если вам нечем ему будет заплатить, например, за мытье посуды.

 

Что делать, если... (советы родителям)

Вы решили покрасить дверь и хотите, чтобы сын помог вам, а он в это время смотрит телевизор.

Многие, возможно, предпочтут сказать: «А ты смотришь фильм? Ну, ладно, я сам». И это не лучший вариант решения ситуации. Во-первых, вы обесцениваете услугу, о которой сами только что просили. Ребенок сразу почувствует, что не так уж он был и нужен. И в следующий раз тоже усомнится в серьезности вашей просьбы. Ну и, конечно, поступая так, вы лишаете ребенка возможности внести посильный вклад в жизнь семьи.

Еще хуже, если вы поступаете так постоянно. Если вы все время упускаете возможность обратиться к ребенку за помощью или поручить ему самостоятельное дело, у сына или дочери может сложиться впечатление, что детство — для игры и удовольствия, а серьезные дела начнутся, когда они вырастут. Но справятся ли тогда выросшие дети с серьезными поручениями? Тем более, что давать их будут не мама с палой и не бабушка, а посторонние люди.

Не стоит путать попустительство и любовь. Игра, развлечения и труд должны быть мудро сбалансированы в жизни вашего ребенка. Возможно, тогда он не вырастет неприспособленным человеком, одним из тех, кто и хотел бы принять участие в реальном деле, да не знает, как за него взяться. Такие только вызывают раздражение у окружающих.

Тем не менее, огорчать ребенка, когда он с таким интересом смотрит телевизор, и требовать, чтобы он тут же это занятие прервал и поспешил вам на помощь, тоже не хочется. Как же поступить? .

Можно сказать: «Мы сегодня собирались покрасить дверь. Поможешь мне?» Так вы не только сообщите, что нуждаетесь в помощи. Вы продемонстрируете уверенность в том, что у сына есть желание помочь и он сумеет это сделать, что вы цените эту помощь. И, наконец, что общество сына вам приятно.

Есть еще такой выход. Если передача действие тельно интересна и ее долго ждали, а работа не такая уж и срочная, то можно сказать: «Интересная передача, да? А когда она закончится? Тогда давай посмотрим вместе (ты смотри, а я пока поговорю по телефону), а потом вместе покрасим дверь».

Так вы дадите возможность проявить себя и услышать похвалу, и он почувствует ваше уважение к его занятиям.

...Вам не хочется отрывать ребенка от занятий, но вам нужна помощь.

Если нужно, обращайтесь с просьбой и давайте поручение.

Только при этом проследите, чтобы у вас в голосе не звучали «виноватые» нотки, не нужно извиняющегося тона. Дети улавливают, что родители не решаются попросить о чем-то, испытывают чувство вины.

Кстати, если вы решили проявить «благородство», не беспокоить ребенка и взвалить на свои усталые плечи еще и этот груз, то, вероятно, у вас возникнет раздражение, а это дети тоже ощущают. Так что такое решение не принесет пользы ни вам, ни детям. Будет испорчено настроение, и дети не получат возможности проявить себя. А чувство вины, которое у них может возникнуть,— не всегда хороший помощник вам. Далеко не всякий ребенок, почувствовав себя виноватым, стремится исправить положение. Наоборот, бывает, что чувство вины только закрепляет нежелательную модель поведения. Ведь и со взрослыми так бывает. Вспомните.

Просите ребенка о помощи, давайте поручения убежденно, уверенно. Но не грубо!

Что делать, если...

Вы дали поручение, а он пообещал, но не делает. Тянет время. А там, глядишь, уже поздно, ему пора спать или идти в школу. Или в ответ на просьбу вы услышали: «Я потом, можно?..», «А почему всегда я? Что, больше некому?», «Пусть Ленка сходит, я уже ходил...»

Совершенно с вами согласны, это ужасно раздражает. Сразу возникает одна из самых взрывоопасных семейных ситуаций. Как поступить?

Ну, во-первых, как во всех взрывоопасных ситуациях. Сначала посчитать до десяти. Если не поможет, то и до ста.

Во-вторых, поговорите с ребенком, может быть, у него действительно серьезная причина для отказа.

Ну, а главное, нужно все-таки добиться, чтобы дело было сделано. И здесь вашими помощниками могут быть не окрик, не угроза, не скандал, а игра и чувство юмора.

Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку.

Вы дали поручение, а он не успел его выполнить. Как поступить? Сказать: «Ты все еще подметаешь? (гладишь, вытираешь пыль, расставляешь книги?) Отойди, я сама. Сто лет будешь возиться».

Ни в коем случае! Лучше всего дать добавочное время. Можно, конечно, и мирно предложить свою помощь: «Ну, как у тебя дела? Давай вместе, хочешь?» Но если вы сумеете набраться терпения и дадите сыну или дочери довести начатое до конца, это правильнее.

Конечно, помощь, которую могут оказать ваш сын или дочь, важна для вас. Но гораздо важнее она для самого ребенка. То чувство удовлетворения, которое возникнет, когда он сумел что-то сделать для себя или, что еще важнее, для других — абсолютно необходимо для правильного формирования личности. Чем активнее ребенок принимает участие в жизни семьи, чем больше дел он сумеет выполнить, тем раньше появится его вера в себя, в свои возможности, и тем она прочнее.

Что делать, если...

Ребенок выполнил поручение, явно постарался. Благодарить или не благодарить? И как благодарить?

Самая главная награда для ребенка — то, что вы к нему обратились за помощью, что нужен, вы надеетесь на него. Но доброе слово родителей — тоже очень важная награда, ее нельзя обесценивать. Если ребенок выполняет свои повседневные обязанности, и делает это хорошо, нужно показать, что вы цените его работу.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×