Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Воспитание у детей бережного отношения к родной природе через художественную литературу | Бакланова Екатерина Александровна. Работа №343733

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена роли художественной литературы в воспитании у детей дошкольного возраста бережного отношения к родной природе. Анализируются способы и методы, с помощью которых книги и рассказы о природе могут способствовать формированию экологического сознания и уважения к окружающему миру. Рассматриваются примеры литературных произведений, подходящих для воспитания экологических ценностей у детей, и предлагаются практические рекомендации по использованию художественной литературы в образовательной деятельности. Основное внимание уделяется тому, как литературные произведения могут развивать у детей чувства ответственности за природу и прививать навыки экологически грамотного поведения.

Ключевые слова: бережное отношение к природе, художественная литература, дошкольное воспитание, экологическое сознание, природа, литературные произведения.

ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДНОЙ ПРИРОДЕ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ

 

Бакланова Екатерина Александровна, воспитатель

МБДОУ № 8 "Сказка" г. Тосно

 

Аннотация. Статья посвящена роли художественной литературы в воспитании у детей дошкольного возраста бережного отношения к родной природе. Анализируются способы и методы, с помощью которых книги и рассказы о природе могут способствовать формированию экологического сознания и уважения к окружающему миру. Рассматриваются примеры литературных произведений, подходящих для воспитания экологических ценностей у детей, и предлагаются практические рекомендации по использованию художественной литературы в образовательной деятельности. Основное внимание уделяется тому, как литературные произведения могут развивать у детей чувства ответственности за природу и прививать навыки экологически грамотного поведения.

Ключевые слова: бережное отношение к природе, художественная литература, дошкольное воспитание, экологическое сознание, природа, литературные произведения.

 

В условиях современного мира, где вопросы охраны окружающей среды становятся всё более актуальными, воспитание бережного отношения к природе у детей становится одной из ключевых задач дошкольного образования. Формирование экологического сознания у детей необходимо начинать с раннего возраста, чтобы они выросли ответственными и неравнодушными гражданами, которые будут заботиться о сохранении природы. Художественная литература является одним из мощнейших инструментов в этом процессе, позволяя детям через образы и сюжеты книг глубже понять и прочувствовать важность окружающего мира.

Детские книги о природе не только развлекают, но и обучают, воспитывают у детей чувства уважения и любви к природе. Литература помогает создать эмоциональную связь между детьми и окружающим миром, показывая красоту природы и её уязвимость. Воспитатель, используя художественную литературу, может эффективно прививать детям экологические ценности и навыки ответственного поведения.

Художественная литература играет ключевую роль в формировании экологического сознания у детей. Литературные произведения могут служить источником информации о природе, её особенностях и проблемах, а также способствовать развитию эмпатии и ответственности за окружающий мир. Через книги дети могут познакомиться с различными аспектами экологии, такими как циклы жизни растений и животных, влияние человека на окружающую среду, необходимость сохранения природных ресурсов.

Книги о природе способствуют развитию у детей не только знания о мире, но и эмоционального отношения к нему. Истории о животных, растениях, природных явлениях помогают детям понять, как важно заботиться о природе и какие последствия могут наступить, если не обращать внимание на её состояние. Литература создает у детей представление о природе как о живом, чувствующем существе, с которым нужно обращаться бережно и уважительно.

Художественная литература помогает развивать у детей не только экологические знания, но и эмоциональное восприятие природы. Через литературные образы дети могут переживать различные эмоции, связанные с природой, такие как радость от её красоты, грусть от её загрязнения, страх перед разрушением. Такие эмоции способствуют формированию у детей более глубокой и осмысленной привязанности к окружающему миру.

Книги о природе также помогают формировать у детей нравственные установки, связанные с ответственным поведением и заботой о природе. Литературные произведения часто затрагивают темы доброты, отзывчивости, готовности прийти на помощь, что позволяет детям понять важность таких качеств в отношении к природе. Например, истории о том, как герои помогают страдающим от нехватки воды или пищи животным, могут вдохновить детей на заботу о природе и её обитателях.

Классическая детская литература предоставляет богатый выбор произведений, которые могут быть использованы для воспитания бережного отношения к природе. Эти книги уже зарекомендовали себя как эффективные средства формирования экологического сознания у детей.

- "Винни-Пух" А. Милн. В этой серии книг описаны приключения медвежонка и его друзей в лесу, где затрагиваются вопросы дружбы, заботы о природе и её обитателях. Истории о том, как Винни-Пух и его друзья ухаживают за лесом и помогают друг другу, могут служить отличным примером для детей.

- "Малыш и Карлсон, который живет на крыше" А. Линдгрен. Книга рассказывает о забавных приключениях мальчика и его друга Карлсона. Хотя книга в первую очередь развлекательная, она также содержит элементы, касающиеся уважения к окружающему миру, особенно в сценах, связанных с домом и садом.

- "Доктор Айболит" Корней Чуковский. В произведении описываются приключения доброго доктора, который помогает животным. Эта книга учит детей заботиться о животных и природе, показывая, как важно быть внимательным и отзывчивым.

Современные авторы также создают множество книг, которые направлены на воспитание бережного отношения к природе. Эти книги могут служить дополнением к классическим произведениям и предлагать новые подходы к изучению природы.

- "Путешествие по планете Земля" М. Водянова. Книга предлагает детям путешествие по различным уголкам Земли, рассказывая о природе, её красоте и уязвимости. Издание сочетает в себе информацию о природе и её проблемах с увлекательными иллюстрациями.

- "Зеленая планета" М. Симонова. Это произведение предлагает детям познакомиться с экосистемами планеты и учит заботиться о природе через активное участие в её охране. Книга содержит задания и советы по экологически грамотному поведению.

- "Экологические сказки для детей" И. Крылова. Сборник современных экологических сказок, который помогает детям осознать проблемы экологии и учит их принимать участие в охране окружающей среды.

Интерактивные книги предоставляют возможность детям активно участвовать в изучении природы, что способствует лучшему усвоению информации и формированию экологических ценностей.

- "Познавательные книги с наклейками". Эти книги включают в себя элементы наклеек, которые дети могут использовать для создания своих собственных историй и сцен, что способствует лучшему усвоению информации о природе и её обитателях.

- "Интерактивные энциклопедии о природе". Книги с элементами дополненной реальности или кнопками, которые издают звуки природы, позволяют детям не только читать, но и активно взаимодействовать с текстом и иллюстрациями.

При выборе книг для работы с детьми важно учитывать их возрастные особенности и интересы. Для дошкольников рекомендуется выбирать книги с яркими иллюстрациями, простым текстом и доступным содержанием. Важно, чтобы книги были не только познавательными, но и развлекательными, чтобы поддерживать интерес детей.

Планирование занятий должно включать разнообразные виды деятельности: чтение книг, обсуждение прочитанного, рисование, создание поделок на тему природы. Воспитатель может организовать тематические недели или месяцы, посвящённые конкретным аспектам природы, что поможет систематизировать знания детей.

После прочтения книги важно проводить обсуждения с детьми, задавать им вопросы о прочитанном, обсуждать, как герои книг заботятся о природе и какие уроки можно извлечь из истории. Это помогает детям осмыслить прочитанное и связать его с реальной жизнью.

Активности могут включать в себя:

- Рисование и творчество. Дети могут рисовать персонажей из книг, создавать поделки на тему природы, что способствует развитию их креативности и помогает закрепить знания.

- Игры на свежем воздухе. Воспитатель может организовать игры и экскурсии на природу, связанные с темами книг, чтобы дети могли применить полученные знания на практике.

- Создание мини-проектов. Дети могут создавать мини-проекты, например, небольшие исследования о растениях и животных, обсуждённые в книгах.

Важной частью воспитания бережного отношения к природе является вовлечение родителей. Воспитатель может рекомендовать родителям книги для совместного чтения, организовывать семейные мероприятия на природе, которые помогут детям применять знания, полученные в детском саду.

Родителям можно предлагать простые экологически грамотные действия, такие как участие в акциях по очистке территорий, высадка деревьев, или просто обсуждение экологических проблем дома. Совместное участие в таких мероприятиях поможет укрепить у детей чувство ответственности за природу.

В заключение можно отметить, что использование художественной литературы для воспитания у детей бережного отношения к родной природе представляет собой эффективный и увлекательный метод экологического воспитания. Литературные произведения предоставляют детям возможность не только получить знания о природе, но и развить эмоциональную связь с окружающим миром. Через книги дети учатся уважать и любить природу, понимают важность её охраны и осознают свою ответственность за сохранение окружающей среды. Воспитатели играют ключевую роль в этом процессе, выбирая подходящие книги, планируя интересные занятия и вовлекая детей в активное изучение природы. Важно также привлекать родителей к этому процессу, чтобы создать единую образовательную среду, где забота о природе станет важной частью жизни детей.

 

Список литературы

1.Бобылева, Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников / Л. Бобылева // Дошкольное воспитание. - 2015. - №7. - С. 10-15.

2. Богина Т. Л. Экологическое воспитание в дошкольных учреждениях / Т. Л. Богина. - М.: Мозаика — Синтез, 2014.

3.Максимова, М. С. Художественная литература как средство формирования экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста / М. С. Максимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 414-415.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×