Воспитание у детей дошкольного возраста положительного отношения к труду | Мой кабинет. Работа №354104
В дошкольном возрасте происходит становление основных видов деятельности, в том числе и трудовой. Трудовое воспитание является важнейшей составной частью дошкольного воспитания, базой для развития творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.
Воспитание интереса к труду и желание трудиться начинается с самого раннего возраста, поэтому наша задача- воспитывать осознанное положительное отношение к труду. Это составит фундамент их нравственного развития, основу для дальнейшего активного участия в жизни и труде взрослых. В нашем детскому саду уделяется особое внимание вопросу воспитания у детей положительного отношения к труду.
Одна из главных моих задач— воспитание у дошкольников позитивного отношения к труду, развитие желания научиться, стать самостоятельным, умелым, способным справляться с возникающими затруднениями, оказывать помощь и поддержку окружающим в случае необходимости.
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста эффективно при определенных условиях, к которым относятся:
· эмоционально-положительная атмосфера;
· демонстрация им своей заинтересованности в предстоящей деятельности;
· материальная среда и трудовое оборудование;
· участие в ней на правах партнера;
· поощрение желания детей участвовать в трудовой деятельности;
· дозированная нагрузка;
· учет индивидуальных интересов, склонностей к тому или иному виду труда.
Для того, чтобы дети трудились с удовольствием, я создаю эмоционально-положительную атмосферу в группе. Эмоциональный накал повышается, когда вместе с детьми трудимся мы, взрослые. Вместе с детьми убираем игрушки, готовимся к занятиям, накрываем на столы. После выполненной работы, идет обсуждение с детьми ее результатов, т.е. как дети справились. Особенно детям нравится похвала.
Организуя трудовую деятельность в группе, я обеспечиваю всестороннее развитие детей, помогаю им обрести уверенность в своих силах, способствую формированию жизненно необходимых умений и навыков, воспитанию ответственности, самостоятельности и ценностного отношения к собственному труду и труду других, настраиваю каждого ребенка на успешность.
Задачи трудового воспитания
В раннем возрасте начинается приобщение детей к трудовой деятельности. Основной вид труда в этом возрасте –самообслуживание.
В младшем возрасте - продолжается формирование у детей желания к посильному труду.
В среднем возрасте - дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно-бытового труда и самообслуживания
А в старшем возрасте - добавляется ручной труд. Делается акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата.
В подготовительной к школе группе - сформированные навыки и умения совершенствуются.
Хочется сделать вывод:
Ребенок полюбит труд, если:
-приобщать его к труду как можно раньше;
-трудиться вместе с ним;
-дать ему постоянное поручение;
-прививать навыки культуры труда;
-поручать работу с достаточной нагрузкой;
-показывать общественную значимость труда, его важность и необходимость для других.
И нельзя:
-наказывать трудом;
-торопить ребенка в ходе трудовой деятельности;
-давать непосильные поручения;
-допускать отступления от принятых требований;
-забывать благодарить за помощь.
Прежде, чем ребенок начинает трудиться:
-надо сообщить цель поручения, объяснить его необходимость;
-помочь приготовить орудия труда;
-напомнить или, если это необходимо, показать трудовые действия. После выполнения поручения обязательно надо поблагодарить ребенка, оценить его труд; необходимо помнить, что главный критерий оценки —трудовая активность, усилия ребенка.
Сложная задача воспитания правильного отношения к труду может быть успешно решена при дружной, совместной работе семьи и детского сада.
Практическая часть.
А сейчас давайте вспомним пословицы и поговорки про труд.
Глазам страшно, а руки сделают.
Семь дел в одни руки не берут.
За всякое дело берись умело.
Муравей не велик, а горы копает.
Не говори, что делал, а говори, что сделал.
Одна пчела мало меда нанесет.
Ест за вола, а работает за комара.
Не все те повара, у кого ножи длинные.
Не учи безделью, а учи рукоделью.
Не хвались наперед, погляди в конец: каков делу конец будет.
Хвались урожаем, когда в амбаре засыпаешь.
Уменье и труд все перетрут.
Землю красит солнце, а человека труд.
На работу он сзади последних, а на еду — впереди первых.
Без труда нет плода.
Сколько ни говорить, а с разговору сыт не будешь.
Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
Работа с карточками. В какой возрастной группе реализуются эти задачи.
С 1,5 до 3 лет
Воспитывать интерес к труду близких взрослых. Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца и т.д.)
с 3 до 4 лет
Знакомство с трудом работников дошкольного учреждения (медицинская сестра, повар, воспитатель, музыкальный руководитель, помощник воспитателя заведующая)
с 4 до 5 лет
Знакомство с разными профессиями (шофер, врач, почтальон, продавец и др.). Формировать интерес к профессиям родителей. Вводится понятие «профессия»
с 5 до 7 лет
Расширять представления о людях разных профессий (строители, земледельцы; работники транспорта, связи и т.д.). рассказывать о важности и значимости труда. Прививать детям чувство благодарности к людям за их труд.
Продолжать расширять представления о людях разных профессий (творческих : художники – модельеры, портные и т.д., предприятий города, района, края, страны, новыми профессиями: менеджер, рекламный агент, фермер и т.д), о значении их труда для общества
Подводя итоги, хотелось бы сказать, что главной задачей трудового воспитания является формирование правильного отношения детей к труду. Воспитывая у детей желание и умение трудиться, мы тем самым решаем важные социальные задачи формирования личности ребенка.
Воспитание у детей дошкольного возраста положительного отношения к труду
В дошкольном возрасте происходит становление основных видов деятельности, в том числе и трудовой. Трудовое воспитание является важнейшей составной частью дошкольного воспитания, базой для развития творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.
Воспитание интереса к труду и желание трудиться начинается с самого раннего возраста, поэтому наша задача- воспитывать осознанное положительное отношение к труду. Это составит фундамент их нравственного развития, основу для дальнейшего активного участия в жизни и труде взрослых. В нашем детскому саду уделяется особое внимание вопросу воспитания у детей положительного отношения к труду.
Одна из главных моих задач— воспитание у дошкольников позитивного отношения к труду, развитие желания научиться, стать самостоятельным, умелым, способным справляться с возникающими затруднениями, оказывать помощь и поддержку окружающим в случае необходимости.
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста эффективно при определенных условиях, к которым относятся:
эмоционально-положительная атмосфера;
демонстрация им своей заинтересованности в предстоящей деятельности;
материальная среда и трудовое оборудование;
участие в ней на правах партнера;
поощрение желания детей учас
твовать в трудовой деятельности;
дозированная нагрузка;
учет индивидуальных интересов, склонностей к тому или иному виду труда.
Для того, чтобы дети трудились с удовольствием, я создаю эмоционально-положительную атмосферу в группе. Эмоциональный накал повышается, когда вместе с детьми трудимся мы, взрослые. Вместе с детьми убираем игрушки, готовимся к занятиям, накрываем на столы. После выполненной работы, идет обсуждение с детьми ее результатов, т.е. как дети справились. Особенно детям нравится похвала.
Организуя трудовую деятельность в группе, я обеспечиваю всестороннее развитие детей, помогаю им обрести уверенность в своих силах, способствую формированию жизненно необходимых умений и навыков, воспитанию ответственности, самостоятельности и ценностного отношения к собственному труду и труду других, настраиваю каждого ребенка на успешность.
Задачи трудового воспитания
В раннем возрасте начинается приобщение детей к трудовой деятельности. Основной вид труда в этом возрасте –самообслуживание.
В младшем возрасте - продолжается формирование у детей желания к посильному труду.
В среднем возрасте - дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно-бытового труда и самообслуживания
А в старшем возрасте - добавляется ручной труд. Делается акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата.
В подготовительной к школе группе - сформированные навыки и умения совершенствуются.
Хочется сделать вывод:
Ребенок полюбит труд, если:
-приобщать его к труду как можно раньше;
-трудиться вместе с ним;
-дать ему постоянное поручение;
-прививать навыки культуры труда;
-поручать работу с достаточной нагрузкой;
-показывать общественную значимость труда, его важность и необходимость для других.
И нельзя:
-наказывать трудом;
-торопить ребенка в ходе трудовой деятельности;
-давать непосильные поручения;
-допускать отступления от принятых требований;
-забывать благодарить за помощь.
Прежде, чем ребенок начинает трудиться:
-надо сообщить цель поручения, объяснить его необходимость;
-помочь приготовить орудия труда;
-напомнить или, если это необходимо, показать трудовые действия. После выполнения поручения обязательно надо поблагодарить ребенка, оценить его труд; необходимо помнить, что главный критерий оценки —трудовая активность, усилия ребенка.
Сложная задача воспитания правильного отношения к труду может быть успешно решена при дружной, совместной работе семьи и детского сада.
Практическая часть.
А сейчас давайте вспомним пословицы и поговорки про труд.
Глазам страшно, а руки сделают.
Семь дел в одни руки не берут.
За всякое дело берись умело.
Муравей не велик, а горы копает.
Не говори, что делал, а говори, что сделал.
Одна пчела мало меда нанесет.
Ест за вола, а работает за комара.
Не все те повара, у кого ножи длинные.
Не учи безделью, а учи рукоделью.
Не хвались наперед, погляди в конец: каков делу конец будет.
Хвались урожаем, когда в амбаре засыпаешь.
Уменье и труд все перетрут.
Землю красит солнце, а человека труд.
На работу он сзади последних, а на еду — впереди первых.
Без труда нет плода.
Сколько ни говорить, а с разговору сыт не будешь.
Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
Работа с карточками. В какой возрастной группе реализуются эти задачи.
С 1,5 до 3 лет
Воспитывать интерес к труду близких взрослых. Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца и т.д.)
с 3 до 4 лет
Знакомство с трудом работников дошкольного учреждения (медицинская сестра, повар, воспитатель, музыкальный руководитель, помощник воспитателя заведующая)
с 4 до 5 лет
Знакомство с разными профессиями (шофер, врач, почтальон, продавец и др.). Формировать интерес к профессиям родителей. Вводится понятие «профессия»
с 5 до 7 лет
Расширять представления о людях разных профессий (строители, земледельцы; работники транспорта, связи и т.д.). рассказывать о важности и значимости труда. Прививать детям чувство благодарности к людям за их труд.
Продолжать расширять представления о людях разных профессий (творческих : художники – модельеры, портные и т.д., предприятий города, района, края, страны, новыми профессиями: менеджер, рекламный агент, фермер и т.д), о значении их труда для общества
Подводя итоги, хотелось бы сказать, что главной задачей трудового воспитания является формирование правильного отношения детей к труду. Воспитывая у детей желание и умение трудиться, мы тем самым решаем важные социальные задачи формирования личности ребенка.