Статья Воспитание у детей здорового образа жизни.. Автор: Кашенцева Анна Анатольевна

Автор: Кашенцева Анна Анатольевна
В современных условиях возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья ребенка. Исследования последних лет констатируют ухудшение здоровья населения России. Подготовка ребенка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения, особенно для детей дошкольного возраста.Большое внимание необходимо уделять организации и педагогической поддержке формирования полезных привычек, установок на здоровый образ жизни, понимания самоценности здоровья и способах его сохранения.Цель разработки – рассмотрение особенностей здоровьесберегающей деятельности педагога ДОУ в работе с детьми и родителями.


Автор: Кашенцева Анна Анатольевна

 

 

 

 

Здоровьесберегающая деятельность педагога ДОУ

 

Творческая разработка

 

 

 

 

 

 

Выполнили:

Кашенцева Анна Анатольевна

МБДОУ « Детский сад №204»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новокузнецк 2018

 

 

 

Содержание

Введение 3

I. Здоровьесберегающая деятельность педагога ДОУ как психолого-педагогическая проблема 4

1.1. Понятия «здоровье» и «здоровьесберегающая деятельность ДОУ» 4

1.2. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ 10

1.3.Особенности развития здоровьесберегающей компетентности

у дошкольников 14

II. Здоровьесберегающая деятельность педагога ДОУ и семьи 17

2.1.Создание здоровьесберегающей среды в условиях детского сада.

Освоение современных технологий в образовательном процессе 17 2.2.Использование здоровьесберегающих технологий

в условиях сотрудничества ДОУ и семьи 23

Заключение 26

Список литературы 28

Приложение 29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современных условиях возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья ребенка. Исследования последних лет констатируют ухудшение здоровья населения России. Увеличивается смертность, падает рождаемость, обостряется проблема бедности, значительная часть населения страны находится в состоянии хронического дистресса. Указанные негативные тенденции остро отражаются на здоровье подрастающего поколения. По данным Д. И. Зелинской, в течение последнего десятилетия наблюдается деселерация, т.е. замедление темпов развития юных россиян. Количество здоровых детей и подростков едва достигает пятой доли от их общего числа; около трети детей, поступивших в школу, уже имеют хроническую патологию.

Подготовка ребенка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения, особенно для детей дошкольного возраста. По данным Минздравминпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% имеют хронические заболевания. Количество детей, которые уже в начальных классах оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить программу, колеблется от 20% до 30% от общего числа учащихся.

Необходимо совершенствовать систему образования, активизировать детскую деятельность по здоровьесбережению, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход в воспитании основ здорового образа жизни, обучении и развитии ребенка в условиях ДОУ и семьи.

Большое внимание необходимо уделять организации и педагогической поддержке формирования полезных привычек, установок на здоровый образ жизни, понимания самоценности здоровья и способах его сохранения.

Цель разработки – рассмотрение особенностей здоровьесберегающей деятельности педагога ДОУ в работе с детьми и родителями.

Задачи:

рассмотреть сущность

здоровьесбер

егающих

технологий и их применения в

воспитательно

-образовательном процессе ДОУ

;

охарактеризовать

направления

здоровьесберегающей

деятельности педагога в условиях ДОУ

;

раскрыть особенности

деятельности родителей и педагогов

ДОУ по формированию основ здорового образа жизни дошкольников

.

 

I. Здоровьесберегающая деятельность педагога ДОУ как психолого-педагогическая проблема

 

1.1.Понятия «здоровье» и «здоровьесберегающая деятельность ДОУ».

 

Здоровье - понятие комплексное. Оно зависит от социально-экономического положения детей, экологической обстановки в местах их проживания, качества питания, медицинского обслуживания, профилактической работы с детьми медиков и педагогов, системы оздоровительных учреждений.

Известно, что Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье «как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов». Данная формулировка справедливо критикуется за идеализацию цели, субъективное понимание благополучия, статичность в рассмотрении здоровья и абсолютизацию полного благополучия, которое ведет к уменьшению напряжения организма и его систем, а значит, и к снижению сопротивляемости и предпосылке нездоровья [4]. Некоторые исследователи видят в здоровье реализацию специфических способностей человека к проявлению резервов организма, к устойчивости, к сопротивлению, самосохранению и саморазвитию [6]. Очевидно, что формирование таких способностей у подрастающего поколения становится на сегодняшний день одной из самых приоритетных задач в практической деятельности российских педагогов.

Анализ определений здоровья показывает, что чаще всего встречается шесть его признаков:

- отсутствие болезней;

- нормальное функционирование организма;

- гармонизация организма и окружающей среды;

- способность человека к полноценному выполнению основных социальных функций;

- полное физическое, психическое и социальное благополучие;

- адаптация человека к усложняющейся и меняющейся окружающей среде.

Наиболее полным является определение А.Г. Щедриной [13], которая с позиций системного подхода предлагает считать здоровье как целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели) в процессе реализации генома (совокупность генов) в условиях конкретной социальной и экологической среды, позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.

Рассматривая здоровье как единое целое, ученые в то же время выделяют в нем взаимосвязанные части: телесное и духовное; физическое, психическое и социальное; физическое, психоэмоциональное, интеллектуальное, социальное, личностное и духовное. Вслед за И.И. Брехманом, Г.К. Зайцевым, В.В. Колбановым [15] мы придерживаемся трехкомпонентной структуры здоровья, в которую входят физический, психический и социальный элементы.

Под физическим компонентом здоровья исследователи подразумевают то, как функционирует организм, все его органы и системы, уровень их резервных возможностей. В этот аспект здоровья включается также наличие или отсутствие физических дефектов, заболеваний, в том числе генетических (С. Шапиро).

С точки зрения таких экспертов ВОЗ, как Сортариус, М. Джехед, психическое здоровье - это нормальное течение психических процессов, характеризующихся отсутствием выраженных психических расстройств и наличием определенных резервов сил человека, благодаря которому он может преодолеть неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах, а также состоянием равновесия между человеком и окружающим миром, гармонией между ним и обществом, сосуществованием представлений отдельного человека с представлениями других людей об объективной реальности [7]. Психическое здоровье включает в себя, по мнению экспертов, такие компоненты, как положительное отношение к себе, оптимальное развитие, рост и самоактуализация личности, психическая интеграция (аутентичность, конгруэнтность), личная автономия, реалистичное восприятие окружающих людей, умение адекватно воздействовать на них.

По мнению С. Шапиро, социальный компонент здоровья - это осознание личностью себя в качестве субъекта мужского или женского пола и взаимодействие личности с окружающими. Данный элемент отражает способ общения и отношений с разными группами людей (сверстниками, коллегами, родителями, соседями), т.е. с обществом. На наш взгляд, для социального компонента здоровья человека важна сформированность системы ценностных отношений, готовность к самоопределению жизненного пути, а также социальная активность и способность к социальной адаптации.

Педагоги, психологи и социальные работники единодушны во мнении, что в обстановке сложного и неоднозначного развития рыночных отношений в стране усилились негативные тенденции в воспитании детей. Широко распространились такие проявления нездоровой личности, как зависимость от вредных привычек, дезадаптация поведения, конфликтность, враждебность, неадекватное восприятие окружающего мира, пассивная жизненная позиция, уход от ответственности за себя, утрата веры в свои возможности, ослабление воли, эгоцентризм, пассивность, потеря интереса и любви к близким, гипертрофированность (или напротив) самоконтроля и др.

Выявление состава и раскрытие особенностей критериев социального здоровья представляются ключевыми вопросами, от степени осознания которых во многом зависит практическое решение педагогами вышеобозначенной проблемы. Суммируя высказывания ученых, представим перечень критериев социального здоровья формирующейся личности. В первую очередь к ним относится потребность в безопасности, привязанности и любви (по А. Маслоу), бескорыстие, интерес к окружающему миру, адекватное восприятие социальной действительности, адаптация к физической и социальной среде, направленность на общественно полезное дело, альтруизм, демократизм в поведении, умение взаимодействовать с представителями разных социальных групп (в том числе с взрослыми и сверстниками) и др. [9].

Научить беречь свое здоровье, вести здоровый образ жизни - задача родителей и образовательных учреждений. Это может выражаться через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (профилактическим методикам - оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, самомассаж и др.); привитие детям элементарных навыков гигиены (мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т.д.); через здоровьеразвивающие технологии процесса обучения и развития с использованием физкультминуток и подвижных перемен; проветривания и влажной уборки помещений; ароматерапии, витаминотерапии; функциональной музыки; чередование занятий с высокой и низкой активностью; через специально организованную двигательную активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры); в процессе реабилитационных мероприятий (фитотерапия, ингаляция, лечебная физкультура); массовых оздоровительных мероприятий (тематические праздники здоровья, выход на природу); а также в работе с семьей, с педагогическим коллективом.

Здоровьесберегающая деятельность ДОУ включает целую систему. Данная система может быть представлена в виде следующих разделов:

1.  Комплексная медико-психологическая и педагогическая оценка уровня физического развития и здоровья детей, которая включает в себя диагностические мероприятия по оцениванию и отслеживанию состояния здоровья воспитанников детского сада различными специалистами.

2.  Лечебно-оздоровительная работа охватывает направления оздоровления и закаливания через комплекс мероприятий.

3.  Физкультурно-развивающая работа с детьми раскрывает комплекс физкультурных мероприятий, различные типы специально организованных видов деятельности.

4.  Психолого-педагогическая деятельность выделяет систему организации психологической поддержки детям методами и приёмами создания благоприятного эмоционально-психологического климата.

5.  Здоровьесберегающие компоненты в организации образовательного процесса.

6.  Ресурсное обеспечение здоровьесберегающей деятельности в детском саду [11].

Комплексная медико-психологическая и педагогическая оценка уровня физического развития и здоровья детей

Комплексная медико-психологическая и педагогическая оценка уровня физического развития и здоровья детей является базовым компонентом в целостной системе здоровьесберегающей деятельности детского сада.

Концептуальными положениями, обусловившими разработку системы здоровьесберегающей деятельности в детском саду, являются:

1.  Комплексный гуманитарный подход к оздоровлению ребёнка [5].

2.  Подходы к организации физкультурно-оздоровительной работы с преобладанием циклических, прежде всего беговых упражнений и особенно их комбинации.

3.  Содержание, формы развивающей двигательно-игровой деятельности и принципы оздоровительной работы с детьми [7].

4.  Рациональное сочетание разных видов занятий [8].

5.  Индивидуально-дифференцированный принцип организации двигательной активности [1].

Структурирование воспитательно-образовательного процесса в учреждении строится на основе здоровьесберегающей доминанты и использования в образовательном процессе новых форм и методов работы с детьми в рамках единого комплексного оздоровительно-развивающего пространства.

Содержание данной работы включает в себя:

·  мониторинг состояния развития;

·  определение уровня здоровья;

·  наблюдение за формирование систем, функций организма и двигательных навыков дошкольников.

Лечебно-оздоровительная работа

Работа осуществляется через организацию закаливающих и лечебно-оздоровительных мероприятий. Основная цель – предупреждение и снижение острой и хронической заболеваемости детей. Для закаливания воспитанников в детском саду используются факторы внешней среды – воздух, вода, солнце.

Данные факторы и средства закаливания используются в детском саду и отдельно, и комплексно, главное – соблюдать индивидуальный подход, учитывать рекомендации врачей-специалистов и развивать преемственность с родителями.

Физкультурно-развивающая работа

Только при систематическом и научно обоснованном подходе физическое воспитание становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей, улучшения их физического развития.

Физкультурно-оздоровительная работа с детьми осуществляется через различные типы специально организованных видов деятельности, где применяются личностно-развивающие технологии, интегрированные формы организации двигательной деятельности. Физкультурные занятия как важнейшая форма физкультурно-оздоровительной работы предполагают учет функционального состояния здоровья каждого ребенка и уровня его подготовленности. Строятся на содержании, предусмотренном программами, реализуемыми учреждением.

Цель физкультурной работы – формирование двигательной сферы и создание психолого-педагогических условий развитий здоровья детей на основе их творческой активности.

Оптимальные условия для развития физической культуры, создаваемые в дошкольном учреждении, решают комплекс оздоровительных, воспитательных и образовательных задач.

Содержание базируется на принципах развивающей педагогики оздоровления В. Т. Кудрявцева.

Психолого-педагогическая деятельность

Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем, то в дошкольном учреждении, учитывая сложность и многоаспектность этого понятия, решаются следующие цели и задачи.

Цели: охрана психического здоровья; создание условий, способствующих эмоциональному благополучию и обеспечивающих свободное и эффективное максимальное развитие каждого ребенка.

Задачи:

·  создание безопасного психологического пространства, развитие чувства уверенности и психологического комфорта;

·  формирование оптимального статуса каждого конкретного ребенка во взаимодействующей группе, обеспечивающего эмоциональное благополучие;

·  создание условий для создания и разрешения личностных проблем и межличностных конфликтов.

Здоровьесберегающие компоненты

Создавая развивающее пространство оздоровления детей, объединяются усилия всех специалистов: логопедов, воспитателей, педагога-психолога, руководителя театральной студии, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.

Структурирование образовательного процесса в учреждении строится на основе здоровьесберегающей доминанты:

·  введение терапевтических мероприятий (стабилизирует здоровье детей, снижает уровень невротизаций, создает гармонию разума и чувств ребенка, повышает выносливость к нагрузкам в оздоровительном режиме дня и организации гибкого режима при плохой погоде);

·  использование бинарных, полинарных занятий (в результате которых дети чувствуют себя в комфортных, психоэмоциональных состояниях, что и позволяет повысить мотивацию к обучающей деятельности и уверенность в себе и своих возможностях);

· личностно-ориентированное образование (снижается закомплексованность детей, позволяет использовать основные соционические установки, подобрать развивающие технологии под конкретную группу, определить базовый психотип данного детского коллектива);

·  интеграция содержания образовательной деятельности в едином поле знаний (через метод тематического погружения и игровую деятельность).

Ресурсное обеспечение здоровьесберегающей деятельности в детском саду

Предметно-пространственное обеспечение.

Решению проблем здоровья детей способствует и создание предметно-пространственной среды для бесконечного проявления ребенком своих возрастающих возможностей.

Материально-техническая база детского сада включает следующие пространства: специально оборудованные физкультурный и музыкальный залы, медицинский блок, оформленные в соответствии с гигиеническими требованиями логопедические кабинеты, кабинет психолога, групповые комнаты.

Нормативно-правовое и нормативно-методическое обеспечение.

Первоосновой системы научно-методического обеспечения здоровьесберегающей деятельности выступает нормативно-правовая база. Она включает законодательство, российские государственные и региональные законы, положения, письма и инструкции.

Научно-методическим обеспечением здоровьесберегающей деятельности являются программы по следующим направлениям.

1.  Охрана и укрепление здоровья дошкольников.

2.  Физкультурно-развивающая работа.

3.  Психологическое сопровождение.

Кадровое обеспечение.

Охрана жизни и здоровья детей является одним из важнейших направление работы дошкольного учреждения. В систему оздоровления как непременное условие входит внимательное отношение к здоровью детей, всех сотрудников. Для наиболее эффективной организации здоровьесберегающих мероприятий в должностную инструкцию и воспитателей, и специалистов детского сада должны быть внесены должностные обязанности оздоровительной направленности.

 

1.2. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ

 

В последние годы приходится говорить о необходимости использования здоровьесберегающей педагогики. При этом здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающая технология - это: условия пребывания ребенка в детском саду (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация воспитательно-образовательного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с воспитанниками, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса. Тем не менее, только тогда можно сказать, что воспитательно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья детей и педагогов.

Основополагающей целью здоровьесберегающих образовательных технологий является обеспечение детям возможности сохранения здоровья в период пребывания в ДОУ, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, использованию полученных знаний в повседневной жизни.

Для осуществления воспитательно-образовательного процесса на основании здоровьесберегающих технологий необходимо выделить закономерности педагогического процесса, находящие свое выражение в основных положениях, определяющих его организацию, содержание, формы и методы, то есть принципы, которые должны способствовать профилактике, диагностике и коррекции здоровья детей; развитию познавательной деятельности воспитанников; гуманизации образования.

Принципы выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят общедидактические принципы и специфические принципы, выражающие специфические закономерности педагогики оздоровления.

К специфическим принципам относятся:

1.Принцип не нанесения вреда.

2. Принцип триединого представления о здоровье (единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья).

3.Принцип повторения умений и навыков с целью выработки динамических стереотипов.

4. Принцип постепенности, который предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой.

5. Принцип доступности и индивидуализации имеет свои особенности в оздоровительной направленности здоровьесберегающих образовательных технологий. Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.

6. Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.

7. Принцип цикличности. Упорядочению процесса педагогики оздоровления способствует принцип цикличности. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ребенка к каждому последующему этапу обучения.

8. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Данный принцип способствует формированию двигательных умений и навыков, развитию двигательных способностей ребенка, учету функциональных возможности организма дошкольника.

9. Принцип всестороннего и гармонического развития личности. Этот принцип имеет важнейшее значение, так как содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое развитие личности ребенка.

10. Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка в период пребывания в ДОУ.

11.Принцип комплексного междисциплинарного подхода предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников.

12.Принцип формирования ответственности у детей за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

13.Принцип связи теории с практикой призывает настойчиво приучать дошкольников применять свои знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения [9].

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий необходимо определить основные средства обучения и воспитания: средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические. Комплексное использование этих средств позволяет качественно использовать здоровьесберегающие подходы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию здоровьесберегающих подходов. Это движение; физические упражнения; физкультминутки; эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж; самомассаж; психогимнастика, тренинги и др.

Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих технологий. Проведение игр и занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления. Как относительно самостоятельные средства оздоровления можно выделить солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапию, ароматерапию, ингаляцию, витаминотерапию (витаминизацию пищевого рациона, йодирование питьевой воды, использование аминокислоты глицина дважды в год в декабре и весной с целью укрепления памяти дошкольников). Возможно привнесение в жизнь ДОУ новых элементов: фитобары, кабинет физиотерапии, оздоровительные процедуры для педагогов и детей.

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих технологий, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т.д.; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах; организация порядка проведения прививок с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня физической и интеллектуальной нагрузки во избежание переутомления.

Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение в виде занятий с использованием профилактических методик; с применением функциональной музыки; аудиосопровождение занятий, с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в виде реабилитационных мероприятий; через массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья; выход на природу, экскурсии, через здоровьеразвивающие технологии процесса обучения и развития в работе с семьей с целью пропаганды здорового образа жизни в системе организационно-теоретических и практических занятий в родительских лекториях, в работе с педагогическим коллективом как обучение педагогического коллектива в условиях инновационного образовательного учреждения.

Таким образом, для сохранения здоровьям дошкольников в воспитательно-образовательном процессе необходима реализация принципов, форм и методов здоровьесохраняющего обучения и воспитания.

 

1.3. Особенности развития здоровьесберегающей компетентности у дошкольников

Кемеровская область является территорией с интенсивным антропогенным воздействием, опасным уровнем химического загрязнения водной, воздушной среды, разрушения почвы, что актуализирует проблему развития здоровьесберегающей компетентности у дошкольников и использования различных здоровьесберегающих подходов в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. Один из этих подходов – эколого-валеологическое образование дошкольников.

Однако осуществление эколого-валеологического образования на практике выявляет ряд противоречий на следующих уровнях:

- социально-педагогическом: между социальным заказом общества на выполнение образованием функций, связанных с развитием личности, осознанно относящейся к своему здоровью, понимающей значение здорового образа жизни, влияния социоприродной среды на здоровье человека, и недостаточной готовностью образовательных структур к их реализации;

- научно-теоретическом: между доминированием теоретико-методологических разработок проблемы здоровья как сиюминутного «состояния благополучия», характерного для медицины и потребностью в разработке психолого-педагогических оснований технологий развития здоровьесберегающей компетентности нодрастающего поколения;

- научно-методическом: между значимостью здоровья и здорового образа жизни человека и поздним приобщением детей к усвоению этих понятий как регуляторов их жизнедеятельности ввиду отсутствия теоретически обоснованного и экспериментально апробированного комплекса педагогических условий, способствующих этому [14]. Для разрешения выявленных противоречий необходимо соблюдение следующих позиций:

- акцентировать внимание на здоровьесберегающей компетентности, причем в качестве результата образования рассматривать способность ребенка действовать в различных жизненных ситуациях без причинения вреда своему здоровью. При этом здоровьесберегающую компетентность дошкольников трактовать как интегративное качество личности ребенка, включающее совокупность знаний о человеке и его здоровье, здоровом образе жизни; а также наличие сформированных мотивов, имеющих эколого-сохранительную направленность по отношению к себе и окружающему миру, побуждающих к ведению здорового образа жизни; потребности в освоении способов сохранения своего здоровья, ориентированной на самопознание и самореализацию.

- обеспечивать педагогические условия для успешности развития здоровьесберегающей компетентности дошкольников, а именно: значимыми для сохранения здоровья ценностными ориентациями и смысловыми установками педагогов, гуманизацией отношений субъектов образовательного процесса, созданием здоровьесберегающей среды развития ребенка, созданием детско-родительского сообщества.

Здоровьеориентированная образовательная деятельность педагогов ДОУ должна базироваться на трех методологических принципах: сохранение, укрепление и формирование здоровья детей (И.И. Брехман, Г.К. Зайцев, Н.В. Колбанов, Л.Г. Татарникова и др.) [15].

Суть принципа сохранения здоровья составляет гомеостаз как способность организма обеспечивать постоянство своей внутренней среды под влиянием внешних воздействий. В этой связи воспитательно-образовательный процесс на занятии должен быть направлен на поддержание постоянства внутренней среды организма ребёнка через соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований, осуществление профилактических и психогигиенических мероприятий при организации обучения и воспитания дошкольника, учета его индивидуальных особенностей в определении темпов и уровня усвоения информации и т.д.

Принцип укрепления здоровья основывается на механизме наращивания, накопления здоровья, повышающего резервы адаптации, увеличения резервов здоровья (или укрепления здоровья). Реализация данного принципа в технологии обучения предполагает наличие способов повышения адаптивности ребёнка к стрессогенным факторам на занятии. Образовательный процесс на занятии, направленный на обогащение нравственного опыта дошкольников, должен соответствовать цели укрепления социального компонента их здоровья. Условиями роста резервов здоровья детей следует считать правильную дозированность физиологически и психологически обоснованных стрессоров, максимальный учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Принцип формирования здоровья, т.е. ценностей здорового образа жизни, валеологических знаний и умений, мотивации дошкольников на здоровый образ жизни, осуществляется через содержание учебного материала, раскрывающих сущность основных компонентов здоровья и здорового образа жизни посредством организации взаимодействия участников педагогического процесса, в котором формируются ценности, идеалы здоровья и понимание определенных способов его достижения.

Эффективность перечисленных механизмов во многом зависит от уровня культуры здоровья человека, которая формируется в процессе целенаправленной педагогической деятельности. В этой связи понятна роль педагогического фактора в структуре здоровьесберегающего обеспечения жизнедеятельности дошкольника. Общим руководством к действию является принцип здоровьецентризма [12], который включает в себя: целевую ориентацию участников педагогического процесса на здоровье как приоритетную ценность и основной результат деятельности; направленность содержания и организации воспитательно-образовательного процесса на формирование потребности ребёнка в здоровье и здоровом образе жизни, его валеологической грамотности; методы и формы организации всех видов деятельности дошкольников, обеспечивающие снижение стоимости их здоровья; развитие культуры здоровья педагогов; организацию здоровой предметно-пространственной среды и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Здоровьесберегающая деятельность педагога ДОУ и семьи

 

2.1.Создание здоровьесберегающей среды в условиях детского сада. Освоение современных технологий в образовательном процессе

 

 В эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и обеспечение здоровья детей.

Такие задачи ставятся в ходе  реализации «Закона об образовании в РФ» и ФГОС ДО, где указывается, что  дошкольное образование должно стать полноценным звеном в системе непрерывного образования.

  Дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

 Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому воспитанию, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребенка.

    Работа по созданию здоровьесберегающей среды в детском саду строится на основе комплексного подхода, направленного на всестороннее развитие личности ребенка, на принципах гуманизации педагогического процесса, с опорой на единство требований дошкольного учреждения и семьи.

   Здоровьесберегающая среда в дошкольном учреждении должна создаваться с учетом индивидуально-дифференцированного подхода. В дошкольных учреждениях Кемеровской области функционируют физкультурный зал, музыкальный зал, медицинский кабинет, изолятор, в некоторых есть экологическая и сенсорная комнаты, стадион. Они оснащены всем необходимым для организации работы с детьми по их   физическому воспитанию и оздоровлению.

 В самих группах созданы здоровьесберегающие условия: воспитательно-образовательный процесс строится в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями, высвобождено пространство для организации двигательной активности детей, созданы спортивные уголки с нетрадиционным и физкультурным оборудованием, что позволяет проводить индивидуальную и подгрупповую работу.

   Во многих дошкольных учреждениях есть «Тропа здоровья», которая в группах составляется из различных спортивных и импровизированных предметов, помогающих включить в работу все группы мышц, а также способствующих массажу стоп и профилактики плоскостопия (В.С. Лосева): это коврики резиновые и шерстяные, лотки, наполненные каштанами, галькой, ребристые доски и т.д. [8].

   В оформлении групп и подборе игрового материала многие воспитатели опираются на концепцию Н.Н. Ефименко «Цветовое сопровождение в дошкольной педагогике». Все это способствует более эффективному развитию двигательных навыков, становлению психических функций, эмоциональному благополучию детей дошкольного возраста.

   В дошкольных учреждениях используются следующие здоровьесберегающие технологии:

- физкультурно-оздоровительные технологии: такие как воздушное закаливание, самомассаж, дыхательная гимнастика (А.Н. Стрельниковой), [15] гимнастика для глаз, витаминотерапия, гимнастика после дневного сна;

- технологии, обеспечивающие социально-психологическое здоровье: психогимнастика (Е.А. Алябьева), пальчиковая гимнастика, логоритмика [12].

  Исходным звеном работы с детьми по здоровьесберегающим технологиям в учреждениях является комплексная оценка состояния здоровья и физического развития каждого ребенка, а также динамическое наблюдение за изменениями.

Диагностика позволяет определить технику овладения основными двигательными умениями, выработать индивидуальную нагрузку, определить необходимые физкультурно-оздоровительные мероприятия, учитывая недостатки в работе по физическому воспитанию.

Большое внимание в решении проблемы оздоровления детей уделяется совершенствованию оптимизации двигательного режима и повышению двигательной активности воспитанников. С этой целью учитывается двигательный режим детей в детском саду, который включает время проведения, кратность проведения и разнообразные формы двигательной активности, такие как:

- утренняя гимнастика

- индивидуальная работа

- физминутки

- подвижные и спортивные игры

- оздоровительный бег

- гимнастика после сна и прохождение по «тропе здоровья»

- спортивные досуги и праздники

- музыкальные и физкультурные занятия.

Охарактеризуем некоторые из этих форм.

Утренняя гимнастика. Утреннюю гимнастику нередко называют зарядкой. Это очень точно определяет суть данных занятий — они должны заряжать энергией, но не расходовать ее. Важнейшим критерием эффективности зарядки служит устойчивое чувство бодрости, свежести, хорошее настроение, желание работать. Упражнения зарядки должны в основном «проработать» основные наиболее крупные мышцы и мышечные группы. Это мышцы туловища, таза, рук, ног. Необходимо поочередно нагружать мышечные группы, выполняющие различную работу: наклоны вперед чередовать с прогибанием назад, сгибание — с разгибанием, отведение рук и ног — с приведением. В комплекс утренней гимнастики не следует включать упражнения статического характера, связанные с сохранением какой-либо позы, ускорения.

Физкультминутки. Основное назначение физкультминуток проводимых во время занятия, повысить работоспособность детей, утомление, дать отдых организму, в первую очередь нервной системе и работающим мышцам. В комплекс физкультминутки включают 2-3 упражнения, которые можно проводить у рабочего места. Каждое упражнение повторяют 6-8 раз. Их проводят в момент, когда у детей снижается внимание и наступает утомление (обычно вторая половина занятия). Физкультминутки и паузы способствуют процессу запоминания слов и фраз, так как инструкции повторяются много раз и ассоциируются с определенными передвижениями.

Подвижные игры с детьми дошкольного возраста проводят ежедневно во время прогулок во второй половине дня, продолжительность подвижных игр зависит от возраста и физической подготовленности и составляет 8-15 минут.

Игры большой и средней подвижности проводятся как на занятии, так и в свободной деятельности детей. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке являются формой ежедневной работы дошкольного учреждения по повышению двигательной активности.

Практика показывает, что формирование коммуникативных умений у дошкольников в форме игры способствуют развитию умения сотрудничать друг с другом, активно слушать, развивать слуховое восприятие, подчиняться правилам.

Музыкально-подвижные игры, как правило, включены в занятие для релаксации детей. Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект. Музыкально-ритмическое движение – это еще один способ возможности «проживания» образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания.

В детские песни включен грамматический и лексический материал в соответствии с содержанием обучения. Веселый мотив песенок позволяет неоднократно использовать их на занятии, что гарантирует быстрое запоминание детьми нужного материала.

При помощи рифмовок и песен происходит формирование языковых и речевых навыков.

Гимнастика для глаз.

Регулярная тренировка глаз очень важны для сохранения и улучшения зрения, профилактики близорукости и других заболеваний глаз. Гимнастику для глаз рекомендуется выполнять не менее двух раз в день. Особенно полезна гимнастика для глаз во время занятий, так как происходит формирование коммуникативной и социокультурной компетенции ребенка, привычки здорового образа жизни и закрепление навыков.

Пальчиковая гимнастика

Возможно применение разнообразных подвижных игр, от большой до малой подвижности. Игры малой подвижности включают пальчиковую гимнастику. Пальчиковые игры - хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию, внимательность и способность сосредотачиваться. А чтобы параллельно с развитием тонкой моторики развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослыми и ребенком.

Одни пальчиковые игры готовят малыша к счету, а в других ребенок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, вправо и влево.

Продолжительность пальчиковой гимнастики 2-3 минуты, чтобы пальцы поработали, но не устали. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делать паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Наибольшее внимание ребенка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно; можно пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках глазки и ротик.

Движения помогают при постановке фонетических звуков, облегчают восприятие лексических единиц, за счет чего появляется возможность значительно увеличить объем изучаемого материала. Кинестетические импульсы, идущие от пальцев, способствуют развитию долговременной памяти: слова и тексты надолго запоминаются детьми. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.

Пальчиковые игры целесообразно проводить, используя фланелеграф или магнитную доску, ограничиваясь пятью персонами. Можно применять фланелеграф, обучая детей счёту.

Одну и ту же пальчиковую игру необходимо повторять несколько раз с целью её полного запоминания, после этого предложить другую рифмовку и игру и т.д. Периодически желательно возвращаться к заученным ранее пальчиковым играм, поскольку детей ободряет повторение того, что они хорошо знают.

Праздники и развлечения играют важную роль для формирования ЗОЖ, так как дети получают огромное количество положительных эмоций. С методической точки зрения, праздники - это богатейший источник языкового материала, объединенного тематически и легко расширяемого за счет лексического и грамматического материала связанных с ними тем. Несет в себе как элемент использование народные игр, повышающие двигательную активность детей.

Можно выделить в ознакомлении с праздником следующую последовательность:

1 этап. Углубленное ознакомление с праздником. Праздник становится отдельной темой в рамках программы, большое внимания уделяется его сути и истории возникновения.

2 этап. Введение разнообразного материала в соответствии с темой праздника, разучивание песенок, стихов, народных игр.

3 этап. Празднование организуется в виде детского развлечения.

В дошкольном образовании уместным будет использование не только физкультурно-оздоровительных технологий, но и пассивных валеологических технологий. Они включают в себя:

обеспечение безопасной и здоровой среды обучения, позволяющую сохранить здоровье и психику ребенка, формирующегося в условиях стремительного роста информации, изменения экономических основ общества, стрессов, экологического дисбаланса, среду, которая и ребёнку, и взрослому приносит здоровье и радость, а не болезни;

объединяют весь педагогический коллектив для решения общих задач

валеологической

работы;

приводят все элементы образовательно-воспитательного процесса в соответствие

с состоянием здоровья и психо

физиологическими возможностями детей и педагогов;

осуществляют

валеологическое

воспитание, результатом которого будет формирование у детей желания и потребности заботиться, сохранять и укреплять свое здоровье, вести здоровый образ жизни;

формируют у детей и педагогов систему умений и практических навыков по укреплению здоровья, самовосстановлению психических и физических сил.

Пассивные здоровьесберегающие технологии представляют собой распределение учебной нагрузки равносильно возможностям детей, организация комфортного пребывания детей в группе (ежедневная влажная уборка, частое проветривание, достаточное освещение).

К сожалению, в последние годы наблюдается ухудшение здоровья детей. Помимо неблагоприятных климатических особенностей, на здоровье детей отрицательно влияют ухудшение экологической обстановки, электронно-лучевое облучение (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов), а также социальная напряжённость в обществе и интенсификация процесса обучения.

В дошкольном образовании могут реализоваться физкультурно-оздоровительные технологии, направленные на формирование здорового образа жизни.

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий как активных, так и пассивных в дошкольном образовании позволяет успешно организовать воспитательно-образовательный процесс без потерь в здоровье детей. Целесообразнее использовать физкультурно-оздоровительные технологии и пассивные валеологические технологии, которые гармонично вписываются в структуру образования.

Здоровьесберегающая деятельность педагогов ДОУ включается в общую систему физического развития и воспитания детей. Одной из основных форм работы по физическому воспитанию являются физкультурные занятия, они имеют особое значение в воспитании здорового ребенка. С целью развития и поддержания интереса детей к занятиям используются как традиционные занятия, так и новые виды занятий: игровые, занятия тренировочного типа, сюжетные,   с элементами валеологии. Применяется и разнообразный спортивный инвентарь, тренажеры, музыкальное сопровождение для повышения активности детей.

Самым ярким и радостным событием в спортивной жизни детей является активный отдых: физкультурные праздники, которые проводятся 2 раза в год, спортивные досуги (1 раз в месяц), «Дни здоровья» (ежеквартально).

Активный отдых оказывает благотворное воздействие на организм ребенка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает двигательные качества (быстроту, ловкость), способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы. [5,8,12,13].

  Таким образом,  здоровьесберегающая среда, созданная в условиях дошкольных образовательных учреждений, способствует обеспечению адаптации ребенка в социуме, реализации потребностей детей в двигательной активности и более эффективному развитию двигательных навыков.

  Результатом эффективной работы педагогических коллективов является снижение заболеваемости детей и формирование установки на здоровый образ жизни.

2.2. Использование здоровьесберегающих технологий в условиях сотрудничества ДОУ и семьи

Семья и детский сад – это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Это та среда, в которой он черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе. В любые времена педагоги работали с семьей своего воспитанника, ища поддержку и понимание проблем ребенка для всестороннего развития гармонически развитой и здоровой личности. Однако, родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Для формирования позиции сотрудничества педагогов с детьми и их родителями необходимо создание единого пространства развития ребенка, которое должны поддерживать и детский сад и семья.

Чтобы выстроить эффективное общение педагогов и родителей важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нужд семьи, быть в курсе последних достижений науки. Общение будет успешно, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторонах темах, если каждая их них в процессе общения обогащает свой информационный багаж. Важным условием является создание моделей «воспитатель - родитель», «воспитатель - психолог - родитель». Особая форма общения в этих моделях доверительно-деловой контакт.

На этапе первичного знакомства родители знакомятся принципами работы ДОУ и семьи: открытость, сотрудничество, создание активной развивающей среды, принцип индивидуального подхода к каждой семье.

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Будем знакомы» мы проводим в нетрадиционной форме. К нему следует очень тщательно готовиться, ведь от первичного восприятия педагога и семьи зависит их дальнейшее сотрудничество.

В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи используются разнообразные формы работы: открытые занятия с детьми для родителей; педагогические беседы с родителями - общие и групповые родительские собрания; консультации; занятия с участием родителей; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; Дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов; совместное создание предметно – развивающей среды; работа с родительским комитетом группы; тренинги; родительские гостиные; почта Доверия, анкетирование. Красочные наглядные стенды в приемных знакомят родителей с жизнью группы, с Конвенцией о правах ребенка, с возрастными особенностями детей. В уголках специалистов размещена информация практической направленности, приводятся интересные факты, даются рекомендации учителя-логопеда, педагога-психолога, руководителя изостудии, физкультурного и музыкального работников.

В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы. Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе. Таким образом, работа в тесном взаимодействии с родителями принесла хорошие результаты.

Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок, целиком и полностью зависит от взрослых, и они, бесспорно, несут ответственность за счастье и здоровье детей [5,9,11,14].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Важность и значимость формирования и воспитания полезных привычек для полноценного развития детей доказана исследованиями учёных и практиков. Особенно важны такие из них, которые способствуют формированию основ здорового образа жизни. Нами была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме здоровьесберегающей деятельности педагога ДОУ и необходимости формирования установок на здоровый образ жизни у детей дошкольного возраста. Выявлено, что в процессе целенаправленной здоровьесберегающей деятельности педагогов ДОУ с привлечение специалистов и родителей формируется понимание необходимости заботиться и укреплять своё здоровье, данный процесс идёт постепенно и зависит от физиологических и психологических факторов.

Учёные выделяют три группы здоровьесберегающих технологий:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни: коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж.
3. Коррекционные технологии: Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.
Классификация здоровьесберегающих технологий:

1группа – медико-профилактические:

организация мониторинга здоровья дошкольников, контроль питания

организация профилактических мероприятий в детском саду;

организация контроля требований СанПиНов;

организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

2 группа – физкультурно-оздоровительные технологии:

развитие физических качеств;

закаливание;

дыхательная гимнастика;

массаж и самомассаж;

профилактика заболеваний.

3 группа – здоровьесберегающие образовательные технологии.
Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий - учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов.

4 группа - технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка - технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка. Основная задача этих технологий - обеспечение эмоционального комфорта ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.

5 группа - технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов и родителей - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни и обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.

Нами так же были рассмотрены условия здоровьесберегающей деятельности с детьми в дошкольном образовательном учреждении и семье.

Разнообразные формы здоровьесберегающей деятельности способствуют полноценному формированию у детей основ здорового образа жизни, полезных привычек и, в итоге, подготовке их к обучению в школе. Кроме этого, важна роль родителей, воспитателя, его профессионализм для организации деятельности по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

Ахутина

,

Т. В.

Здоровьесберегающие

технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход

[Текст]

/

Т. В.

Ахутина

/

/ Школа здоровья.

- 2000. - №

2.

Валеология

: Учебное пособие

[Текст]

/

Под ред. Я.Л.

Мархоцкого

. – Мн.:

Выш

.

шк

., 2006. – 5-12 с.

Евдакимова

,

Е. С. Проектирование как

здоровьесберегающая

технология в ДО

У

[

Текст]

/

Е. С. Евдокимова

// Управление ДОУ.

-

2004.

- №

1.

Здоровьесберегающее

пространство дошкольного о

бразовательного учреждения: про

ектирование, тренинги, занятия

[Текст]

/ сост. Н.

И.

Крылова.- Волгоград: Учитель, 2009.

Зелинская, Д. Школа здоровья. [Текст] / Д. Зелинская. – М., 1995. - Т.2.

Ковалько

,

В.

И.

Здоровьесберегающие

технологии

[Текст]

/

В. И. Ковалько. -

М

.

: ВАКО, 2004.

Кудрявцева, В.Т. Развивающая педагогика оздоровления. [Текст] / В. Т. Кудрявцева. - М.:

Линка

- Пресс, 2000.

Маханева

, М. Д. Воспитание здорового ребенка [Текст] / М. Д.

Маханева

. - М., 2000.

Маханева

,

М. Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка.

[Текст]

/

М. Д.

Маханева

. //

Управление ДОУ.

-

2005.

- №

5.

Назаренко

,

Л. Д. Оздоровительн

ые основы физических упражнений [Текст]

/

Л. Д. Назаренко. - М.

, 2002.

Панкратова

,

И. В. Растим здоровое поколение

[Текст]

/

И. В. Панкратова

// Управление ДОУ.

-

2004.

- №

1.

Сухарев

,

А. Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. N2. С. 29 – 34.

Фомина

,

Н. А.

Формирование основ здорового образа жизни

[Текст]

/

Н. А. Фомина

// Управление ДОУ.

-

2006.

- №

4.

Фомина

,

Н. А.

Формирование основ здорового образа жизни

[Текст]

/

Н. А. Фомина

// Управление ДОУ.

-

2006.

- №

4

Щетинин

,

М.

Н

.

Стрельниковская

д

ыхательная гимнастика для детей [Текст]

/

М. Н. Щетинин. М.:

Айрис-пресс, 2007.

 

 

 

 

 

Приложение

Конспект занятия «Как правильно чистить зубки»

Программное содержание: формировать представление о необходимости ухода за зубами; закрепить знания о личной гигиене; развивать самостоятельность, приобщать к здоровому образу жизни.

Словарь: будем заниматься, привет, кукла Оля, паста, щётка, вода, стакан, полотенце, сундучок, подарок.

Оборудование: кукла Оля, таблички с именами детей, картинки и таблички

(паста, щётка, вода, стакан, полотенце), сундучок.

Ход занятия:

Воспитатель: дети, посмотрите, сегодня в гости к нам пришла кукла Оля.

Дети: здороваются (привет).

Воспитатель: Оля не знает, как правильно чистить зубы.

А вы знаете?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Оля посиди, да на нас погляди. Ребята, посмотрите, какие вы у меня опрятные, аккуратные, красивые.

Настроение у вас хорошее, бодрое потому, что: рано утром мы проснулись, потянулись, улыбнулись.

Дети: показывают движения (проснулись, улыбнулись, потянулись).

Воспитатель: кто дальше подскажет, что дальше вы делаете?

Дети: ответы детей (умываемся и др.)

Воспитатель: вспомните, какую потешку мы проговариваем, когда умываемся?

Воспитатель и дети: проговаривают потешку.

«Водичка, водичка

Умой моё личико

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки розовели,

Чтоб смеялся роток и кусался зубок!»

Воспитатель: молодцы, посмотрите на эти картинки. Кто на них изображён?

Дети:   мышата, утята, кошка.

Воспитатель: все они чистят зубки. И мы будем правильно чистить зубы. Посмотрите на картинки (алгоритм чистки зубов).

Дети: смотрят.

Воспитатель: берите пасту и щётку. Наносите пасту (с горошину). Чистим так (показывает на картинку).

Дети: чистят.

Воспитатель: полощите рот. Вытирайтесь полотенцем. Молодцы, а кукла Оля посмотрела, как надо чистить зубы и научилась. Она говорит вам: спасибо. Она принесла вам подарок. Вот сундучок. Давайте скажем: спасибо и пока.

Дети: прощаются (пока).

Конспект занятия «Здоровый образ жизни Мишутки»

Программное содержание: учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем; знать простейшие приёмы самооздоровления (точечный массаж); воспитывать желание вести здоровый образ жизни; воспитывать желание помогать друг другу.

Словарь: будем заниматься, будем играть, массаж, делай так, Мишка болеет, болит живот, болит голова и нос, фрукты, лимон, апельсин, яблоко, овощи, морковь, тыква, перец, хлеб, молоко, чипсы, глаза, привет, пока, спасибо.

Оборудование: мягкая игрушка Мишка, картинки с овощами, фруктами, иллюстрации с массажем, иллюстрации с гимнастикой для глаз, продукты питания (овощи, фрукты).

Ход занятия:

Воспитатель: ребята, посмотрите, к нам в гости пришёл Мишутка.

Давайте поздороваемся.

Дети: здороваются (привет).

Воспитатель: Мишутка заболел. Помогите ему. У Мишутки болит голова и нос. Что нужно делать, чтоб не болело?

Дети: ответы детей (массаж и др.)

Воспитатель: правильно. Посмотрите на панно. (Показывает схемы точечного массажа). Покажем Мишутке, как правильно делать массаж.

Дети: находят пальцами точки:

бугорки у переносицы, в верхней части крыльев носа,

ямка в районе грудины,

впадина между большим и указательным пальцами.

(нажимают пальцем на эти точки, затем прищипыванием массируют края ушной раковины снизу вверх и обратно.)

Воспитатель: молодцы. Ещё у Мишутки болит животик. Ещё, что надо делать, чтоб не болело?

Дети: ответы детей (правильно кушать и др.)

Воспитатель: хорошо, надо правильно питаться. Как? Что надо кушать? Какие продукты полезны, а какие нет? Выяснить нам поможет игра.

Д/и «Полезно или нет?»

(воспитатель объясняет правила игры, раздаёт карточки с изображением продуктов полезных и нет.)

Дети: начинают выбирать карточки.

Воспитатель: (помогает, объясняет, почему нельзя есть чипсы, вредную еду, почему сладкое нужно есть умеренно)

Дети: с заданием справляются.

Воспитатель: ещё у Мишутки глазки стали плохо видеть, болят.

Ребята, что надо кушать?

Дети: ответы детей (яблоки, морковь и др.)

Воспитатель: правильно. Надо есть тыкву, перец болгарский, морковь, яблоки (показывает картинки с изображением овощей и фруктов).

Приговаривает:   Лучше видит тот,

                             Кто морковь жуёт

                             И пьёт морковный сок.

Что бы сохранить здоровыми свои глазки, мы с вами сделаем гимнастику для глаз и научим Мишутку.

(показывает картинки – схемы гимнастики для глаз).

Приговаривает:

Поведи глазами влево незаметно, невзначай.

Кто с тобою рядом слева громко, быстро отвечай?

 

Дети: громко называют имя ребёнка.

Воспитатель:

а теперь глазами вправо ты внимательно смотри.

Кто с тобою рядом справа тихо-тихо говори.

Дети: тихо называют имя ребёнка.

Воспитатель: какие вы все молодцы, как вы помогли Мишутке, теперь он не будет болеть.

А мы с Мишуткой приготовили вам подарок. Вымойте все руки.

Дети: вымыли руки.

Воспитатель: мы с вами сделаем полезный фруктовый шашлычок. На эти деревянные палочки (показ) мы нанизываем вот эти нарезанные кусочки фруктов (показ).

В процессе приготовления воспитатель оказывает помощь детям, испытывающим затруднения, задаёт вопросы?

Какой из этих фруктов ты любишь? По окончанию работы желает всем приятного аппетита.

А Мишутке домой надо, он всем говорит спасибо!

Воспитатель: Мишутка не забывай пословицу

 «Я здоровье берегу, сам себе я помогу!»

 

Конспект занятия «Купание куклы Тани»

Программное содержание: закрепить знания о личной гигиене; развивать самостоятельность; приобщать к здоровому образу жизни; воспитывать желание помогать друг другу.

Программное содержание: Кукла Таня, вода, полотенце, мыло, зеркало, расчёска, панно с картинками.

Словарь: будем заниматься, будем купать Таню, вода, полотенце, мыло, зеркало, расчёска, имена детей.

Ход занятия:

Воспитатель: дети, посмотрите, кто к нам пришёл?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: правильно. Кукла. Звать её Таня. Кукла Таня упала, замаралась.

Какие части тела она замарала?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Таня, покажи нам лицо. Дети оно грязное?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Таня, покажи нам руки. Дети они грязные?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Таня, покажи нам руки. Дети они грязные?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Таня, покажи нам ноги. Дети они грязные?

Надо её искупать. Давайте поможем.

Грязь – очень опасна для здоровья!

Дети: ответы детей.

Воспитатель: вспомним, что для этого нам необходимо.

Дети: ответы детей.

Воспитатель: правильно. Посмотрите на картинки воду, мыло, полотенце, таз, расчёску.

Воспитатель и дети: наливают в таз воды, раздевают куклу, аккуратно моют.

Приговаривают:

Ай, лады, лады, лады

Не боимся мы воды.

Затем вытирают Таню полотенцем. Одевают и причесывают.

Воспитатель: ребята молодцы, вы совершили хороший поступок, помогли Тане стать чистой, красивой. Это всё потому, что вы можете ухаживать не только за собой, но и помочь другим.

Таня говорит вам спасибо и пока.

Дети: прощаются (пока).

 

Конспект занятия «Правильная осанка – путь к красоте тела»

Программное содержание: учить детей заботиться о своём здоровье; развивать самостоятельность.

Оборудование: кукла Катя, картинки с изображением людей, (их скелеты), таблички, игра «Правильно – не правильно, мешочки с солью.

Словарь: будем заниматься, будем играть, кукла Катя, подарок, мешочек, иди, сядь, встань, молодец, правильно, не правильно, смотри, слушай.

Ход занятия:

Воспитатель: посмотрите, кто к нам пришёл?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: кукла Катя принесла картинки.

(на одной картинке нарисован - стройный человек, на другой – сутулый). (Скелет у одного прямой, у другого - искривлён).

Воспитатель: дети, какой человек вам нравиться?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: дети Катя пришла к нам на занятие узнать, почему у человека с 1 картинки всё хорошо, а у человека со 2 картинки искривление позвоночника.

Воспитатель: А вы знаете?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: как вы   сидите?

Дети: садятся на стульчики.

Воспитатель: хвалит детей за красивую осанку.

Воспитатель: подойдите все к стене и встаньте так, что бы затылок, лопатки, пятки плотно прилегали к ней(помогает детям, показывает)

Теперь отойдите от стены и идите к Кате.

Дети: отходят от стены.

Воспитатель: хвалит детей.

Воспитатель: вот мешочки, положите их на голову и идите ровно, чтобы они не упали (воспитатель показывает и помогает детям)

Дети: берут по 1 мешочку, кладут на голову и идут (у многих детей мешочки падают)

Воспитатель: молодцы. Я хочу дать вам полезные советы.

(каждый совет иллюстрирован, показан на карточках).

1. Не лениться, выполнять поручения.

2. Делать утреннюю гимнастику, заниматься физическими упражнениями.

3. Правильно сидеть за столом на стуле, не горбиться, не склонять низко голову.

4 .При переносе тяжестей равномерно нагружать руки.

5. Спать на жёсткой постели с невысокой подушкой.

Воспитатель: ребята теперь поиграем в игру: «Правильно - не правильно»

(на картинке нарисовано: не правильно сидит мальчик на стуле, правильно сидит мальчик на стуле, девочка несёт тяжёлую сумку в одной руке и др..)

Дети: подбирают и раскладывают картинки по разным коробочкам.

Воспитатель: молодцы. Вы все поняли, чтоб быть красивым, стройным, здоровым надо правильно вести себя.

«Я позвоночник берегу…Я от болезней убегу!»

Воспитатель: кукла Катя тоже всё поняла, говорит вам спасибо и пока.

Дети: прощаются (пока).

Воспитатель: ребята, почаще смотритесь в зеркало, которое будет напоминать вам, какая у вас осанка.

 

 

Фитонцидотерапия в детском саду

В условиях дошкольного учреждения закаливание является эффективным лишь при условии, что оно органично вписывается в комплекс оздоровительных мероприятий и распорядок дня.

Для оздоровления и закаливания детей используются как традиционные (физкультурные занятия, прогулки и подвижные игры на улице, утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, спортивные праздники и развлечения), так и нетрадиционные формы оздоровления детей, таки фитонцидотерапия).

Большую часть времени дети проводят в помещениях детского сада. Микроклимат зданий характеризуется наличием не только обычной пыли, но и условно-патогенных микроорганизмов, провоцирующих острые респираторные и аллергические заболевания.

Огромное значение на состояние здоровья детей оказывает воздушный комфорт. Он определяется наличием кислорода, наличием отрицательных частичек-ионов — так называемых витаминов воздуха. Способствуют этому комнатные растения. Поэтому следует рассматривать комнатные растения в дизайне помещений не только с точки зрения эстетики, наблюдения и труда детей, но и учитывать их воздействие на организм ребёнка подбирать по экологическим свойствам.

С целью увлажнения воздуха целесообразно помещать в комнату, где находятся дети:

папоротник,

циперус.

Оказывают губительные действия на бактерии:

лимон,

туя,

алоэ,

герань,

роза,

бегония,

плющ,

аспарагус,

традесканция,

фикус.

Отфильтровывают из воздуха ядовитые вещества:

хлорофитум

,

аспидистра

,

фикус.

Выходя с детьми на дневную прогулку целесообразно организовать дыхательную гимнастику вокруг кустиков можжевельника или деревьев: каштана, липы, клена, ели (для снятия усталости).

Можжевельник выделяет в воздух большое количество фитонцидов, поэтому целесообразно использовать его в оздоровительной среде для детей. Имеются данные, что один гектар можжевельника выделяет в сутки 30 кг фитонцидов, которые способны очистить от болезнетворных микроорганизмов воздушное пространство среднего города.

Комплекс дыхательных упражнений для часто болеющих детей

Вариант № 1.

1. Дыхание через одну ноздрю. Продолжительность 10-15 секунд. Ребенок закрывает указательным пальцем поочередно правую и левую ноздрю. Необходимо следить за правильным положением головы.
2. Сидя на стуле. Глубокий вдох, на выдохе произносятся звуковые упражнения:
- гудит паровоз «ту-ту-ту» (тихо, громко, тихо);
- бьют часы «бом-бом-бом» (тихо, громко, тихо);
- шипят гуси «ш-ш-ш».
По мере усиления выдоха увеличивается количество произносимых звуков. Количество упражнений от 1 до 3 раз.
3. Ходьба по комнате. Руки согнуты в локтях. Поочередное разгибание рук вперед с произношением звука «чух-чух». Продолжительность от 10-15 секунд до 1 минуты.
4. Сидя. Надувание мягких резиновых игрушек или мячей. Надувать игрушку следует постепенно, начиная с 3-5 выдохов. По мере тренированности количество выдохов увеличивается до полного наполнения игрушек воздухом. Вдох через нос.

Вариант № 2.

1. Дыхание через одну ноздрю.
2. Звуковые упражнения:
- кричит ворона «кар-кар-кар» (тихо, громко, тихо);
- жужжит жук «ж-ж-ж» (тихо, громко, тихо);
- мычит корова «му-му-му» (тихо, громко, тихо).
3.И.п. – ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Наклоны в стороны с произношением «кач-кач» (водокачка). Слова произносятся громко. Количество упражнений – 2 раза.
4.Имитация движения косца. На выдохе произносится звук «жух»пражнение выполняется в правую и левую сторону (количество 8 раз).
5. Надувание резиновых игрушек.
Примечание: упражнения 1, 2, 5 выполняются так же как и в 1 варианте.

Точечный массаж по Уманской
А это стихотворная форма к массажу

Болит горло у котят,
Глазки видеть не хотят.
Носики совсем не дышат,
Даже ушки плохо слышат.
Надо доктора позвать
И малышек показать.
К больным доктор приходил
И массажем их лечил.

Всех массировать учиться-
С грудки мы начнем лечиться.
Есть больные очень точки
Как тревожные звоночки
Пальцем надо их прижать,
А потом вращать начать.
Девочки и мальчики!
Приготовьте пальчики!
Все нашли больной звоночек,
Прижимай его дружочек
Повращай один разочек,
2 и 3, 4, 5,
А теперь вращаем вспять
1, 2, 3, 4, 5
Есть на шейке ямочка,
Помассируй мамочка
1, 2, 3, 4, 5
А теперь вращаем вспять
1, 2, 3, 4, 5

А чуть выше бугорок,
По нему скатились в бок
Здесь живет ещё звоночек
Он как часики стучит,
Поработать нам велит
1, 2, 3, 4, 5
А теперь вращаем вспять
1, 2, 3, 4, 5
Чтоб котятки не ленились
И массажу научились.

Говорила кошка «Лушка»
«Помассируйте за ушком,
Шейку, лобик почешите,
Нос погладить поспешите.
Рядом с носиком звоночки,
Отыщите их сыночки,
И прижмите, повращайте:
1, 2, 3, 4, 5
А теперь вращаем вспять
1, 2, 3, 4, 5
Массаж на щечках продолжайте
1, 2, 3, 4, 5
А теперь вращаем вспять
1, 2, 3, 4, 5
А в конце потрем ладошки,
Мои маленькие крошки.
Лучше, лучше три ладошки,
И здоровой будешь кошкой.


Хорошо мы полечились
И массажу научились,
Чтоб красивым быть, здоровым!
В детский сад ходить и в школу,
Чтоб без болезней жить,
С массажем мы должны дружить!


Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x