Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Воспитание выносливости на уроках физической культуры | Гайдучик Татьяна Николаевна. Работа №353005

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассмотрена проблема воспитания выносливости у школьников на уроках физической культуры. Раскрыты основные теоретические аспекты формирования выносливости, приведены подходы известных исследователей, а также результаты эмпирических исследований, подтверждающих эффективность различных методов тренировки. В статье представлены рекомендации для учителей, направленные на развитие физической выносливости у учащихся. 

Ключевые слова: выносливость, физическая культура, школьное образование, тренировочные методы, здоровье, физическое воспитание. 

ВОСПИТАНИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Гайдучик Татьяна Николаевна, учитель

МБОУ СОШ №8, Ямало-Ненецкий автономный округ,

г. Ноябрьск

 

Аннотация. В статье рассмотрена проблема воспитания выносливости у школьников на уроках физической культуры. Раскрыты основные теоретические аспекты формирования выносливости, приведены подходы известных исследователей, а также результаты эмпирических исследований, подтверждающих эффективность различных методов тренировки. В статье представлены рекомендации для учителей, направленные на развитие физической выносливости у учащихся.

Ключевые слова: выносливость, физическая культура, школьное образование, тренировочные методы, здоровье, физическое воспитание.

 

Выносливость является важным физическим качеством, определяющим способность человека к длительной и интенсивной физической деятельности. Развитие выносливости на уроках физической культуры способствует укреплению здоровья, повышению работоспособности и формированию устойчивости к физическим и эмоциональным нагрузкам.

Выносливость – это способность организма сохранять работоспособность в течение длительного времени при выполнении физической нагрузки. По мнению П. Ф. Лесгафта, выносливость является не только физиологическим, но и волевым качеством, которое формируется через регулярные тренировки и воспитание силы духа.

В теории физического воспитания различают общую и специальную выносливость:

- Общая выносливость связана с длительной работоспособностью организма в целом.

- Специальная выносливость определяется конкретными видами деятельности, например, бегом, плаванием или спортивными играми.

С. Е. Громов в своих исследованиях подчеркивал, что развитие выносливости требует систематического подхода, включающего циклические виды деятельности (бег, ходьба, плавание) и упражнения, направленные на укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Исследования подтверждают значимость воспитания выносливости в школьном возрасте. Например, в работе О. В. Иванова (2018) было проведено исследование, где школьники занимались по специальной программе, включающей беговые упражнения и эстафеты. Через три месяца у учащихся улучшились показатели сердечно-сосудистой системы, а их физическая выносливость увеличилась на 20%.

В эксперименте Н. И. Смирновой (2020) было доказано, что игры с высокой двигательной активностью, такие как футбол и баскетбол, способствуют развитию общей выносливости. Участники эксперимента показали рост результатов в тестах на бег на выносливость на 15–25% по сравнению с контрольной группой.

Другое исследование, проведенное Л. В. Чайкиным (2021), выявило, что регулярные тренировки с использованием интервального метода (чередование высокоинтенсивной нагрузки и отдыха) способствуют значительному улучшению дыхательной функции у школьников и развитию аэробной выносливости.

Рассмотрим методы воспитания выносливости на уроках физической культуры.

1. Циклические упражнения. Бег, плавание, лыжные гонки и другие циклические упражнения являются основой для развития общей выносливости. Учителю важно подбирать упражнения, соответствующие возрасту и уровню подготовки учащихся.

2. Спортивные игры, такие как футбол, волейбол и баскетбол, развивают как специальную, так и общую выносливость, формируя у школьников интерес к физической активности.

3. Интервальные тренировки. Этот метод включает чередование интенсивной нагрузки с периодами отдыха. Например, бег с ускорениями или прыжки через скакалку помогают повысить выносливость.

4. Метод круговой тренировки. Комплекс упражнений выполняется на различных станциях, что позволяет задействовать разные группы мышц и развивать выносливость.

5. Дыхательные упражнения. Упражнения на развитие дыхания, такие как контролируемое дыхание во время бега или плавания, способствуют укреплению дыхательной системы.

Приведем рекомендации для учителей:

1. Используйте разнообразные методы тренировки, чтобы поддерживать интерес учащихся к занятиям.

2. Регулярно оценивайте физическое состояние учащихся, чтобы адаптировать нагрузки к их возможностям.

3. Включайте элементы соревновательной активности, чтобы стимулировать школьников к достижению лучших результатов.

4. Поддерживайте положительный эмоциональный фон на уроках, создавая атмосферу успеха и взаимопомощи.

5. Обучайте учащихся самоконтролю, помогая им отслеживать собственный прогресс в развитии выносливости.

В заключение отметим, что воспитание выносливости на уроках физической культуры является важным аспектом физического воспитания школьников. Теоретические и эмпирические данные подтверждают, что развитие выносливости способствует укреплению здоровья, улучшению физической подготовленности и формированию устойчивости к физическим и эмоциональным нагрузкам. Использование разнообразных методов и систематический подход позволят учителям достичь значительных результатов в этой области.

 

Список литературы

1. Бишаева, А.А. Профессионально-оздоровительная физическая культура школьника / А.А. Бишаева. - М.: КноРус, 2017. - 160 c.

2. Бишаева, А.А. Физическая культура: Учебник / А.А. Бишаева. - М.: Academia, 2017. - 144 c.

3. Фарбер Ю. А. Методика развития выносливости на уроках физической культуры // Вестник науки. 2023. №12 (69). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-razvitiya-vynoslivosti-na-urokah-fizicheskoy-kultury.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×