Воспитание здорового поколения | Мой кабинет. Работа №340751
Забота о здоровье – важнейший труд воспитателя и учителя. В.А. Сухомлинский Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения людей к своему здоровью и здоровью своих детей, негативного влияния природных факторов, наследственных факторов, нарушения правил здорового образа жизни. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы.
Воспитание здорового поколения
Государственные гарантии и механизмы реализации демографической политики и воспитания здорового поколения «Воспитание здорового поколения — стратегическая задача России» - В.В. Путин.
Забота о здоровье – важнейший труд воспитателя и учителя. В.А. Сухомлинский Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения людей к своему здоровью и здоровью своих детей, негативного влияния природных факторов, наследственных факторов, нарушения правил здорового образа жизни. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы. Обучение в школе – серьезная нагрузка для ребенка. Ребята мало двигаются, долго сидят на месте, у них возникает гиподинамия и нарастает статическое напряжение мышц. С каждым годом обучения возрастает необходимость перерабатывать все больший объем информации, и как следствие, все это создает предпосылки для развития у детей различного рода отклонений в состоянии здоровья – нарушение осанки, ухудшение зрения, возникновение гипертонической болезни, ожирения. Важную роль в сохранении и укреплении здоровья школьника играет здоровый образ жизни, основанный на двигательной активности, рациональном питании, правильном режиме дня, отсутствии вредных привычек. Путь укрепления здоровья детей и подростков – создание благоприятных социально-педагогических условий, применение комплексного подхода к организации учебно-воспитательного процесса. Одной из главных задач современной школы является создание условий, гарантирующих формирование, сохранение и укрепление здоровья учащихся. Очевидно, что общеобразовательное учреждение сможет успешно решать поставленную задачу при условии, если оно станет «школой здорового стиля жизни» учащихся, где любая деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет соответствовать возрастно-половым физиологическим нормам и осуществляться в допустимых санитарно гигиенических условиях.
Осуществлять комплекс перечисленных мер по сохранению и укреплению здоровья учащихся гораздо легче учителю. Ведь наблюдать, целенаправленно действовать и отслеживать результат своих действий может преподаватель, одновременно, используя каждый урок, перемены и внеурочное время.
Эффективность и сам факт реализации принципов здоровьесберегающего образования зависят от следующих направлений деятельности учителя:
- организация образовательной среды, отвечающей всем требованиям педагогики здоровьесбережения- состояние учебных классов, создание эстетически привлекательной и экологически комфортной среды (красивый класс, рекреационные зоны с озеленением, обеспечение питьевого режима);
- рациональная организация учебного процесса- регулирование учебной нагрузки, обеспечение режима необходимой двигательной активности учащихся (использование динамических пауз на уроке и на переменах);
- создание благоприятного психологического микроклимата, воспитание культуры общения на основе сотрудничества, взаимопомощи, взаимоподдержки не только между учителем и учащимися в классе, в школе;
-владение важнейшей информацией о нормативно-правовых основах здоровьесбережения и программах развития этого направления в системе образования;
- внедрение в учебный процесс оздоровительных технологий, отвечающих принципам здоровьесбережения;
- использование результатов мониторинга здоровья учащихся для грамотного построения системы управления образовательным процессом на уроке и во внеурочное время;
-активное участие педагогов в разработке, обсуждении и реализации программ здоровьесберегающей деятельности школы;
- владение основными приемами оценки и самооценки эффективности здоровьесберегающих воздействий и здорового образа жизни у учащихся;
- организация взаимодействия педагогов с психологом, родителями, коллегами с целью осуществления валеологического сопровождения учащихся, формирования и развития культуры здоровья.
Направления деятельности и предлагаемые формы работы.
Урочная и внеурочная спортивно – оздоровительная деятельность
:
2. Информационно - нормативное:
3. Соревнования и спортивные праздники:
4. Туризм, краеведение:
7. Профилактика заболеваний у учащихся и сотрудников школы:
беседы и лекции;
встречи с медработниками;
смотры – конкурсы стенгазет и рисунков по борьбе с распространением ВИЧ – инфекции, наркомании, алкоголизма и табакокурения;
консультирование по вопросам здоровья;
написание рефератов на тему «Я и жизнь»
организация
спортивных секций, вовлечение учащихся в туристические кружки.
организация горячего питания для учащихся 1 -11 классов.
проведение Дней здоровья в школе.
организация постоянной разъяснительной работы классных руководителей по выполнению правил поведения для учащихся с целью снижения детского травматизма.
4. Медико-педагогическое просвещение родителей и учащихся:
Индивидуальные беседы с родителями учащихся с целью устранения трудностей в обучении и поведении.
Консультации психологов школы для родителей и детей по психологическим проблемам.
Организация лекций и бесед для родителей (тематика прилагается).
Организация лекций для учащихся (тематика прилагается).
5. Исследовательская работа. Мониторинг.
5.1 Анкетирование учащихся с целью:
выявления степени загруженности домашними заданиями.
изучения отношения старшеклассников к своему здоровью.
5.2 Диагностика.
Изучение межличностных отношений учащихся в коллективе.
Изучение уровня самооценки, тревожности у учащихся.
Контроль над выставлением оценок знаний и умений учащихся и их влиянием на состояние тревожности учащихся.
Изучение индивидуальных возможностей учащихся.
Диагностика состояния здоровья учащихся. Отслеживание динамики здоровья (заполнение карт здоровья учащихся)
Диагностика системы семейного воспитания.
Ожидаемые результаты:
улучшение физического состояния детей и подростков;
снижение уровня заболеваемости детей школьного возраста;
увеличение числа учащихся, занимающихся в спортивных секциях;
укрепление связей со спортивными комплексами города по формированию здорового образа жизни школьников;
сформированность состояния успешности личности каждого ребёнка через двигательную деятельность;
приобретение новых знаний, умений и навыков в области содержания понятий «физическая культура» и «культура здоровья»;
создание позитивного отношения к ценностям физической культуры, спорта и здорового образа жизни.
Успешность осуществления поставленной цели будет во многом зависеть от включённости педагогического коллектива, родителей и учащихся в процесс реализации данного проекта, осознанного понимания каждым субъектом значимости, стоящих перед ним задач. Необходимо тесное сотрудничество и полное взаимопонимание с родителями, в решении такого важного вопроса, как укрепление и сохранение здоровья детей и взрослых. На вопрос «Что более ценным является для человека – богатство или слава, один их древних философов ответил, что ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного, но богатого короля». С этим трудно не согласиться. Ведь хорошее самочувствие ребенка – важное условие успешного усвоения им школьной программы. Также необходимо помнить, что бережное отношение к своему здоровью, а соответственно ориентация на здоровый образ жизни не появляются у детей сами собой, а формируются в результате целенаправленного воздействия со стороны семьи и школы.
Хочу напомнить вам слова Януша Корчака, адресованные вам:” Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье…. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься.” Главное: не забывайте сами и объясните им, что жизнь – это прежде всего здоровье.
Подготовила
Баева Т.Н., социальный педагог
МАОУ «СОШ №11»