воспитатель МДОУ "Детский сад 85" г. СаранскКонспект итогового занятия по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе № 13 на тему: «Путешествие по миру литературы» | Артамонова Марина Васильевна. Работа №272776
Автор: Артамонова Марина Васильевна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 85 комбинированного вида»»
Конспект итогового занятия
по чтению художественной литературы
в подготовительной к школе группе № 13
на тему: «Путешествие по миру литературы»
Подготовила и провела:
воспитатель Артамонова М.В.
.
Саранск 2021г.
Цель: Выявить уровень усвоения программного материала по образовательной области "Речевому развитию" (Чтение художественной литературы) на конец учебного года.
Задачи:
Образовательные: определить уровень знаний персонажей сказок, название сказок; выявить умения называть произведения по иллюстрациям; выявить умения называть жанры литературных произведений (сказки, рассказы, стихи).
Развивающие: развивать речь, память, внимание, чувство рифмы.
Воспитательные: воспитывать интерес к художественной литературе.
Образовательные области: Речевое, Социально – коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Физическое развитие, Художественно-эстетическое развитие.
Оборудование: Книги, иллюстрации, портреты писателей и поэтов: дерево с яблоками, на яблоках загадки;
Ход занятия. Воспитатель: Ребята Королева Книга приглашает нас сегодня в путешествие по интереснейшему миру литературы. Примем приглашение? (Ответы детей)
Но прежде я хочу предупредить: если хочешь ответить, не шуми, только руку подними.
Ребята, ответьте, какие вы знаете жанры литературных произведений? (Ответы детей: сказки, рассказы, пословицы, поговорки, былины, стих, басни)
Воспитатель. Молодцы правильно. А на чем можно отправиться? (Ответы детей) Воспитатель. Нас ждет полет на ковре- самолете, пять остановок по сказочному королевству, в краю рассказов, в мире стихов и в городе былин. Усаживайтесь удобней мы отправляемся. (Звучит музыка «В стране сказки»)
Воспитатель: Вот наша первая остановка «Сказочное королевство сказок» Воспитатель: Чем отличается сказка от рассказа? (Ответы детей: В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами.)
Воспитатель: Какие бывают сказки? («русские – народные» и «авторские» сказки). Воспитатель: Что такое авторская сказка? (где есть свой автор). Воспитатель: Какие авторские сказки вы знаете? (сказка о рыбаке и рыбке, аленький цветочек, Муха-Цокотуха, Айболит), а автор кто этих сказок (К.Чуковский) Воспитатель: Почему сказка называется русская, да еще и народная? (автор – народ).
Воспитатель: Ребята, перед нами дерево - загадки. Давайте отгадаем загадки. Стрела молодца угодила в болото,
Ну где же невеста? Жениться охота!
А вот и невеста, глаза на макушке.
Невесту зовут …(Царевна-лягушка)
Ровно семь лепестков,
Нет пестрее цветков.
Оторвёшь лепесток —
Полетишь на восток,
И на север, и на юг
Ты желанья загадай,
Исполненья ожидай.
Что же это за цветок?
Лютик? Ландыш? Огонёк? (Цветик - семицветик)
Вор пшеницу воровал,
А Иван его поймал.
Вор волшебный оказался
И Иван на нем остался. (Сивка-Бурка)
Он в землянке жил тридцать три года,
И рыбачить ходил в любую погоду.
Да бранила его жена-старуха открыто
За разбитое, негодное корыто.
Назови мне скорей с улыбкой!
— Это сказка о…
(Рыбаке и рыбке)
Долго за морем он был,
наконец домой приплыл.
Дочерям привёз подарки.
Младшей, спрятав в узелок,
чудный ...
(Аленький цветок.)
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Воспитатель: Какими словами обычно начинаются сказки? (Ответы дет ей: Жили-были, в некотором царстве, в некотором государстве…)
Воспитатель: Какими заканчиваются? (Ответы детей: Стали жить-поживать; вот и сказке конец, а кто слушал — молодец; стали жить долго и счастливо; и я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…)
Дидактическая игра «Угадай что это за сказка?»
Воспитатель: Ребята, я буду показывать предметы из сказок. А вы должны назвать сказку, из которой этот предмет.
Воспитатель: Из какой сказки стрела? ( «Царевна-лягушка»),
цветок? («Аленький цветочек»)
золотой петушок? ("Сказка о золотом петушке"), золотая рыбка? ("Сказка о золотой рыбке") а автор этих сказок кто? (Александр Сергеевич Пушкин)
Клетка с жар-птицей, волк, царевна, конь? (Сказка о Иван Царевиче и сером волке)
Воспитатель: Ребята вы, наверное, устали, давайте отдохнём.
Физкультминутка:
По тропинке леший шел,
На поляне гриб нашел (ходьба на месте)
Раз грибок, два грибок,
Вот и полный кузовок(приседания)
Леший охает, устал от того что приседал(охают)
Леший сладко потянулся,(потягивания-руки вверх)
А потом назад прогнулся,
А потом вперед прогнулся
И до пола дотянулся.(наклоны вперед и назад)
И на лево, и на право повернулся.
Вот и славно(повороты туловища вправо и влево)
Леший выполнил разминку
И уселся на тропинку.(дети садятся на стульчики)
Воспитатель: Ребята, следующая наша остановка «Край рассказов» Воспитатель: Скажите, чем отличается рассказ от сказки? (Ответы детей: В рассказах речь идет о том, что было на самом деле.)
Дидактическая игра «К какому рассказу иллюстрация?»
Воспитатель: Ребята, посмотрите и скажите к какому рассказу иллюстрации?
(Фантазеры, Живая шляпа)
А кто автор тих рассказов ( Н.Н.Носов)
(верблюжья варежка)
А кто автор того рассказа (Геннадий Яковлевич Снегирев)
Воспитатель: Ребята, а кто из вас сможет вспомнить и пересказать один из этих рассказов? (Ответы детей)
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята! Едем дальше. Следующая наша остановка «Мир стихов»
Воспитатель: Чем отличаются стихи от рассказов? ( в стихах есть рифма, когда последние слова созвучны.)
Муха, муха - Цокотуха
Позолоченное брюхо
Воспитатель: А какие слова созвучны в следующих строчках?
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
(Ответы детей)
Воспитатель: Пошла и нашла. Вы узнали, из какого произведения эти строчки? (Ответы детей: Из стихотворения «Муха - Цокотуха».)
Воспитатель: Устали? Давайте отдохнем.
Дидактическая игра «Добавлялки»
Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру «Добавлялки» Я говорю, а вы добавляете слово.
Ра-ра-ра - начинается. .(игра)
Ры-ры-ры - у мальчика. (шары)
Ро-ро-ро - у Маши новое. .(ведро)
Ру-ру-ру - продолжаем мы. (игру)
Ре-ре-ре - стоит домик на. (горе)
Ар-ар-ар - кипит наш. (самовар)
Ор-ор-ор - созрел красный. (помидор)
Лу-лу-лу - сидит кот. (в углу)
Воспитатель: Ребята чтобы нам с вами попасть на следующую станцию, нам нужно разгадать, что спрятано за этими картинками. А вот и задание на волшебном дереве для разгадки
Воспитатель читает с дерева задание Какое сейчас время года (весна)
Чтение стихотворения по схеме Надежды Григорьевой
Весна
Что такое весна
Это капает с крыши,
Это птицы летят,
Небо стало повыше
Каждый солнышку рад.
Труд в полях, на наделах.
И зеленый наряд
Вся природа надела
Воспитатель: Молодцы, спасибо справились с заданием и мы с вами очутились на станции « В краю басен»
Что такое басни, вы уже знаете. Это…
Дети. Это небольшой рассказ, чаще всего в стихах Басня слегка похожа на сказку. В ней обычно действуют не люди, а звери, вещи, растения. Но ведут они себя по-человечьи: разговаривают, работают, помогают или мешают друг другу. Они добрые и злые, умные и глупые, ну совсем как люди. И ещё, басня – это живая сценка: в ней кто-то спорит, ссорится, мирится
Воспитатель. Дети, а чем басня отличается от сказки, рассказа, стихотворения?
Дети. Сказки длинные, а басни короткие, их легко читать.
Дети. В басне обязательно должно быть поучение, в котором говорится, что надо делать и чего делать не надо.
Дети. В басне всегда есть насмешка над каким-нибудь плохим или глупым поступком.
Воспитатель. На примере поведения героев басен показываются и осуждаются недостатки людей – зависть, глупость, жадность, хвастовство и другие.
Теперь ребята чтобы нам попасть на следующую станцию, нам необходимо выполнить задание, которое приготовило нам волшебное дерево «Угадай , что это за басня?». (показ иллюстраций из басен)
Дети. Лиса и ворона, Лебедь рак и щука
Воспитатель: А кто автор тих басен
Дети: Иван Андреевич Крылов
Воспитатель:(показ иллюстрации к басне Л.Н.Толстого Собака и ее тень)
Дети: Собака и ее тень
Воспитатель: А кто автор этой басни
Дети: Лев Николаевич Толстой
Воспитатель: А как называют человека , который пишет басни
Дети Баснописец
Воспитатель: Дети давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Найди автора».
Ребята, посмотрите кто это? ( Портреты писателей: Г.Х. Андерсен, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Н.Н. Носов, К.И. Чуковский, И.А.Крылов) Ответы детей.
И следующая наша остановка называется «Город былин»
Воспитатель: Почему произведения, которые рассказывают о подвигах богатырей, называются былинами? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно! Былина — от слова «быль», то есть то, что было в действительности, осталось в народной памяти и передавалось рассказчиками от поколения к поколению. А главными героями былин были – богатыри. Ребята, а кто такие богатыри? (Ответы детей: герой русских былин и сказок, который совершает воинские подвиги по защите земли русской.)
Беседа о Владимире Красном Солнышке.
Воспитатель: Стоял на Руси Киев – град. Жил там князь - Владимир
Воспитатель: Владимир был умелым воином и мудрым правителем. Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.
Рассматривание репродукции картины В. Васнецова «Богатыри»
Воспитатель: Посмотрите на картину. Как зовут богатырей?
- Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич.
Илья Муромец, в центре картины, самый старший из трёх богатырей стихотворение «Три богатыря»
Вечерняя тает заря,
Клубятся над степью тучи.
Три сказочных богатыря
Коней оседлали могучих.
От силы жестокой вражьей
Народ берегут они!
И грозно стоят на страже
Нашей родной земли.
Воспитатель: А теперь ребята , чтобы вернуться нам обратно в детский сад, нам необходимо выполнить последнее задание. (воспитатель читает задание с дерева).
Что такое пословицы и поговорки
Дети: Это короткие, простые, но богатые по мысли изречения. Они складывались народом, а поговорки- Поговорка - это просто фраза или словосочетание
А сейчас выходите на поляну, становитесь в хоровод, поиграем в игру «Назови пословицу по предмету»
Звучит русская народная музыка, дети ведут хоровод и повторяют слова:
Раз, два, три, на поляну выходи.
Хоровод заводи и пословицу говори.
Ведущий идёт в обратную сторону, в руках у него волшебная коробочка.
Музыка останавливается. Ребёнок достаёт 1 предмет и по нему называет пословицу - ножницы, 100 рублей, заяц, топор, яблоко.
«Семь раз отмерь, один раз отрежь»
«Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей»
« За двумя зайцами погонишься- ни одного не поймаешь»
Что написано пером , не вырубишь топором
« Яблоко от яблоньки недалеко падает»
А сейчас поиграем в игру «Слова-антонимы»
Пословицы бывают о
Добре и (зле)
Труде и (лени)
Счастье и (несчастье)
Любви и (ненависти)
Войне и (мире)
Правде и (лжи)
Диких животных и (домашних)
Родителях и (детях)
Горе и (радости)
Пословицы учат:
- хвалить за хорошее,
- шутить по доброму,
- внимательно слушать,
- уважать мнение другого человека,
- нести ответственность за свои слова,
-быть честным.
Итог.
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Ребята, какие задания вам запомнились? Где, мы с вами побывали? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, за ваши правильные ответы и за старания Королева Книга принесла вам сказочную книгу, которые вы можете почитать в свободное время.
ea3cef4b5723190d55011c096247bee4.doc