Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

воспитатель МДОУ "Детский сад 85" г. СаранскКонспект итогового занятия по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе № 13 на тему: «Путешествие по миру литературы» | Артамонова Марина Васильевна. Работа №272776

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Артамонова Марина Васильевна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 85 комбинированного вида»»

Конспект итогового занятия

по чтению художественной литературы

в подготовительной к школе группе № 13

на тему: «Путешествие по миру литературы»

Подготовила и провела:

воспитатель Артамонова М.В.

       

.

  

Саранск 2021г.

 

Цель: Выявить уровень усвоения программного материала по образовательной области "Речевому развитию" (Чтение художественной литературы) на конец учебного года.

Задачи:

Образовательные:  определить уровень знаний персонажей сказок, название сказок; выявить умения называть произведения по иллюстрациям; выявить умения называть жанры литературных произведений (сказки, рассказы, стихи).

Развивающие: развивать речь, память, внимание, чувство рифмы.

Воспитательные: воспитывать интерес к художественной литературе.

Образовательные области: Речевое, Социально – коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Физическое развитие, Художественно-эстетическое развитие.

Оборудование: Книги, иллюстрации, портреты писателей и поэтов: дерево с яблоками, на яблоках загадки;

Ход занятия. Воспитатель: Ребята Королева Книга приглашает нас сегодня в путешествие по интереснейшему миру литературы. Примем приглашение? (Ответы детей)

Но прежде я хочу предупредить: если хочешь ответить, не шуми, только руку подними.

Ребята, ответьте, какие вы знаете жанры литературных произведений? (Ответы детей: сказки, рассказы, пословицы, поговорки, былины, стих, басни)

Воспитатель. Молодцы правильно. А на чем можно отправиться? (Ответы детей) Воспитатель. Нас ждет полет на ковре- самолете, пять остановок по сказочному королевству, в краю рассказов, в мире стихов и в городе былин. Усаживайтесь удобней мы отправляемся. (Звучит музыка «В стране сказки»)

Воспитатель: Вот наша первая остановка «Сказочное королевство сказок» Воспитатель: Чем отличается сказка от рассказа? (Ответы детей: В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами.)

 Воспитатель: Какие бывают сказки? («русские – народные» и «авторские» сказки).  Воспитатель: Что такое авторская сказка? (где есть свой автор).  Воспитатель: Какие авторские сказки вы знаете? (сказка о рыбаке и рыбке, аленький цветочек, Муха-Цокотуха, Айболит), а автор кто этих сказок (К.Чуковский)  Воспитатель: Почему сказка называется русская, да еще и народная? (автор – народ).

Воспитатель: Ребята, перед нами дерево - загадки. Давайте отгадаем загадки. Стрела молодца угодила в болото,

Ну где же невеста? Жениться охота!

А вот и невеста, глаза на макушке.

Невесту зовут …(Царевна-лягушка)

Ровно семь лепестков,

Нет пестрее цветков.

Оторвёшь лепесток —

Полетишь на восток,

И на север, и на юг

Ты желанья загадай,

Исполненья ожидай.

Что же это за цветок?

Лютик? Ландыш? Огонёк? (Цветик - семицветик)

Вор пшеницу воровал,

А Иван его поймал.

Вор волшебный оказался

И Иван на нем остался. (Сивка-Бурка)

Он в землянке жил тридцать три года,

И рыбачить ходил в любую погоду.

Да бранила его жена-старуха открыто

За разбитое, негодное корыто.

Назови мне скорей с улыбкой!

— Это сказка о…

(Рыбаке и рыбке)

Долго за морем он был,

наконец домой приплыл.

Дочерям привёз подарки.

Младшей, спрятав в узелок,

чудный ...

 (Аленький цветок.)

 Воспитатель: Молодцы, ребята!

Воспитатель: Какими словами обычно  начинаются  сказки?  (Ответы дет ей: Жили-были,  в некотором  царстве, в некотором  государстве…)

 Воспитатель: Какими  заканчиваются?  (Ответы детей: Стали жить-поживать;   вот и сказке конец, а кто слушал —  молодец;  стали жить долго и счастливо; и я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…)

Дидактическая игра «Угадай что это за сказка?»

Воспитатель: Ребята, я буду показывать предметы  из  сказок. А вы должны назвать сказку, из которой этот предмет.

Воспитатель: Из какой сказки стрела? ( «Царевна-лягушка»),

цветок?  («Аленький  цветочек»)

золотой петушок? ("Сказка о золотом петушке"), золотая рыбка? ("Сказка о золотой рыбке") а автор этих сказок кто? (Александр Сергеевич Пушкин)

Клетка с жар-птицей, волк, царевна, конь? (Сказка о Иван Царевиче и сером волке)

 

 

Воспитатель: Ребята вы, наверное, устали, давайте отдохнём.

Физкультминутка: 

По тропинке леший шел,

На поляне гриб нашел (ходьба на месте)

Раз грибок, два грибок,

Вот и полный кузовок(приседания)

Леший охает, устал от того что приседал(охают)

Леший сладко потянулся,(потягивания-руки вверх)

А потом назад прогнулся,

А потом вперед прогнулся

И до пола дотянулся.(наклоны вперед и назад)

И на лево, и на право повернулся.

Вот и славно(повороты туловища вправо и влево)

Леший выполнил разминку

И уселся на тропинку.(дети садятся на стульчики)

Воспитатель: Ребята, следующая наша остановка «Край рассказов» Воспитатель: Скажите, чем отличается рассказ от сказки? (Ответы детей: В рассказах речь идет о том, что было на самом деле.) 

Дидактическая игра «К какому рассказу иллюстрация?»

Воспитатель: Ребята, посмотрите и скажите к какому рассказу иллюстрации?

(Фантазеры, Живая шляпа)

А кто автор тих рассказов ( Н.Н.Носов)

(верблюжья варежка)

А кто автор того рассказа (Геннадий Яковлевич Снегирев)

Воспитатель: Ребята, а кто из вас сможет вспомнить и пересказать один из этих рассказов? (Ответы детей)

 

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята! Едем дальше. Следующая наша остановка «Мир стихов»

Воспитатель: Чем отличаются стихи от рассказов? ( в стихах есть рифма, когда последние слова созвучны.)

Муха, муха - Цокотуха

Позолоченное брюхо

Воспитатель: А какие слова созвучны в следующих строчках?

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

(Ответы детей)

 Воспитатель: Пошла и нашла. Вы узнали, из какого произведения эти строчки? (Ответы детей: Из стихотворения «Муха - Цокотуха».)

 Воспитатель: Устали? Давайте отдохнем.

Дидактическая игра «Добавлялки»

Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру «Добавлялки» Я говорю, а вы добавляете слово.

Ра-ра-ра - начинается. .(игра)

Ры-ры-ры - у мальчика. (шары)

Ро-ро-ро - у Маши новое. .(ведро)

Ру-ру-ру - продолжаем мы. (игру)

Ре-ре-ре - стоит домик на. (горе)

Ар-ар-ар - кипит наш. (самовар)

Ор-ор-ор - созрел красный. (помидор)

Лу-лу-лу - сидит кот. (в углу)

Воспитатель: Ребята чтобы нам с вами попасть на следующую станцию, нам нужно разгадать, что спрятано за этими картинками. А вот и задание на волшебном дереве для разгадки

Воспитатель читает с дерева задание  Какое сейчас  время года  (весна)

Чтение стихотворения по схеме Надежды Григорьевой

 Весна

Что такое весна

Это капает с крыши,

Это птицы летят,

Небо стало повыше

Каждый солнышку рад.

Труд в полях, на наделах.

И зеленый наряд

Вся природа надела

Воспитатель: Молодцы, спасибо справились с заданием и мы с вами очутились на станции « В краю басен»

Что такое басни, вы уже знаете. Это…

Дети. Это небольшой рассказ, чаще всего в стихах Басня слегка похожа на сказку. В ней обычно действуют не люди, а звери, вещи, растения. Но ведут они себя по-человечьи: разговаривают, работают, помогают или мешают друг другу. Они добрые и злые, умные и глупые, ну совсем как люди. И ещё, басня – это живая сценка: в ней кто-то спорит, ссорится, мирится

Воспитатель. Дети, а чем басня отличается от сказки, рассказа, стихотворения?

Дети. Сказки длинные, а басни короткие, их легко читать.

Дети. В басне обязательно должно быть поучение, в котором говорится, что надо делать и чего делать не надо.

Дети. В басне всегда есть насмешка над каким-нибудь плохим или глупым поступком.

Воспитатель. На примере поведения героев басен показываются и осуждаются недостатки людей – зависть, глупость, жадность, хвастовство и другие.

Теперь ребята чтобы нам  попасть на следующую станцию, нам необходимо выполнить задание, которое приготовило нам волшебное дерево «Угадай , что это за басня?». (показ иллюстраций из басен)

Дети. Лиса и ворона, Лебедь рак и щука

Воспитатель: А кто автор тих басен

Дети: Иван Андреевич Крылов

Воспитатель:(показ иллюстрации к басне Л.Н.Толстого Собака и ее тень)

Дети: Собака и ее тень

Воспитатель: А кто автор этой басни

Дети: Лев Николаевич Толстой

Воспитатель: А как называют человека , который пишет басни

Дети Баснописец

Воспитатель: Дети давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Найди  автора».

Ребята, посмотрите кто это? ( Портреты писателей: Г.Х. Андерсен,  А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Н.Н. Носов, К.И. Чуковский, И.А.Крылов) Ответы детей.

 

И следующая наша остановка называется «Город былин»

Воспитатель: Почему произведения, которые рассказывают о подвигах богатырей, называются былинами? (Ответы детей).

 Воспитатель: Правильно! Былина — от слова «быль», то есть то, что было в действительности, осталось в народной памяти и передавалось рассказчиками от поколения к поколению. А главными героями былин были – богатыри. Ребята, а кто такие богатыри? (Ответы детей: герой русских былин и сказок, который совершает воинские подвиги по защите земли русской.)

Беседа о Владимире Красном Солнышке.

 Воспитатель: Стоял на Руси Киев – град. Жил там князь - Владимир

 Воспитатель: Владимир  был умелым воином и мудрым правителем. Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

Рассматривание репродукции картины В. Васнецова «Богатыри»

 Воспитатель: Посмотрите на картину. Как зовут богатырей?

- Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич.

Илья Муромец, в центре картины, самый старший из трёх богатырей стихотворение «Три богатыря»

Вечерняя тает заря,

Клубятся над степью тучи.

Три сказочных богатыря

Коней оседлали могучих.

От силы жестокой вражьей

Народ берегут они!

И грозно стоят на страже

Нашей родной земли.

Воспитатель: А теперь ребята , чтобы вернуться нам обратно в детский сад, нам необходимо выполнить последнее задание. (воспитатель читает задание с дерева).

Что такое пословицы и поговорки

Дети: Это короткие, простые, но богатые по мысли изречения. Они складывались народом, а поговорки- Поговорка - это просто фраза или словосочетание

А сейчас выходите на поляну, становитесь в хоровод, поиграем в игру «Назови пословицу по предмету»

Звучит русская народная музыка, дети ведут хоровод и повторяют слова:

Раз, два, три, на поляну выходи.

Хоровод заводи и пословицу говори.

Ведущий идёт в обратную сторону, в руках у него волшебная коробочка.

Музыка останавливается. Ребёнок достаёт 1 предмет и по нему называет пословицу - ножницы, 100 рублей, заяц, топор, яблоко.

«Семь раз отмерь, один раз отрежь»

«Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей»

 « За двумя зайцами погонишься- ни одного не поймаешь»

Что написано пером , не вырубишь топором

« Яблоко от яблоньки недалеко падает»

А сейчас поиграем в игру «Слова-антонимы»

Пословицы бывают о

Добре и (зле)

Труде и (лени)

Счастье и (несчастье)

Любви и (ненависти)

Войне и (мире)

Правде и (лжи)

Диких животных и (домашних)

Родителях и (детях)

Горе и (радости)

Пословицы учат:

- хвалить за хорошее,

- шутить по доброму,

- внимательно слушать,

- уважать мнение другого человека,

- нести ответственность за свои слова,

-быть честным.

Итог.

Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Ребята, какие задания вам запомнились? Где, мы с вами побывали? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, за ваши правильные ответы и за старания Королева Книга принесла вам сказочную книгу, которые вы можете почитать в свободное время.

 

Прикрепленные файлы:
ea3cef4b5723190d55011c096247bee4.doc
Пожалуйста, подождите.
x
×