«Воспитательная деятельность учащихся на примере «Детского альбома» П. И. Чайковского» | Марина Николаевна Жукова. Работа №354919
Статья «Воспитательная деятельность учащихся на примере «Детского альбома» П. И. Чайковского» предназначена для преподавателей детских школ искусств и музыкальных школ. В условиях ослабления связей внутри семьи и социуме, засилья гаджетов с информацией сомнительного характера, очень важно преподавателю стать для ученика проводником в получении им позитивного жизненного опыта (сопереживание, помощь, дружба). От этого зависит его характер и система ценностей в дальнейшем. Поэтому обучающая и воспитательная функции идут рядом, составляя неразрывный процесс образования.
М. Н. Жукова
«Воспитательная деятельность учащихся
на примере «Детского альбома» П. И. Чайковского»
«Только та музыка может тронуть,
потрясти и задеть, которая
вылилась из глубины взволнованной
вдохновением артистической души»
П.И. Чайковский.
«Детский альбом» П.И. Чайковского, написанный в 1878 году, является музыкальным бестселлером уже больше 150 лет. Нет, наверно, музыканта, который бы не играл из этого сборника пьесы – они исполняются и в музыкальной школе детьми, и на большой концертной сцене известными музыкантами, настолько эта музыка доступна, изобразительна, глубока и разнообразна по содержанию. В чем же популярность и жизненность этого фортепианного цикла, его особенность, какой посыл он несет для детей и взрослых?
По воспоминаниям современников, Чайковский, «как ребенок, мог играть с детьми и любил детские забавы, отдаваясь им с искренним увлечением». Его привлекали непосредственность и глубина детских чувств. Детский репертуар пианиста во второй половине XIX века был очень скуден, и композитор, желая его разнообразить, написал 24 небольших пьесы – в них яркими живыми картинками показан один день из жизни ребенка дворянской семьи, начиная с его пробуждения до вечернего сна. «Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями, как у Шумана», - говорил композитор. «Альбом для юношества» этого немецкого композитора он очень любил.
«Детский альбом» — это удивительный мир ребенка: сказки и сказочные персонажи, детские игры, волшебные образы, игрушки, танцы, «путешествия» по разным странам, образы природы и самые настоящие человеческие переживания.
Перечислим штрихами «классические» достоинства цикла для педагогической практики и исполнительства юными музыкантами:
Ясность
формы пьес
(
простая 3-х частная, простая 2-х частная форма, период
, вариации)
;
Мелодичность музыкального языка и простота музыкальной интонации
;
И
спользование
жанров домашнего музицирования (
романс, вальс
, марш
)
;
Колористика, имитация тембров различных
инструментов;
Об
илие народных песен и танцев;
Изобразительность;
Сказочность и одновременно настоящие чувства и переживания
Доступность изложения для детского исполнения: отсутствие сложной фактуры изложения, использование тональностей с малым количеством знаков.
Музыкальный
материал этих
пьес позволяет решать любые педагогические
задачи: освоение
навыков исполнения
кантилены,
различных
видов
фактуры,
развитие исполнительской
техники, знакомство с различными
жанрами, работа
над музыкальным образом.
Являясь первым русским классическим сборником пьес для детей, «Детский альбом» учит детей не только правильно исполнять пьесы, но и воспитывает их тонкие и светлые души. В условиях ослабления связей внутри семьи и социуме, засилья гаджетов с информацией сомнительного характера, очень важно преподавателю стать для ученика проводником в получении им позитивного жизненного опыта (сопереживание, помощь, дружба). От этого зависит его характер и система ценностей в дальнейшем. Поэтому обучающая и воспитательная функции идут рядом, составляя неразрывный процесс образования.
Неоценимую роль в раскрытии образа разучиваемого произведения и получения эмоционального отклика играет личное исполнение его преподавателем (да и где еще современный ребенок может услышать классическую музыку? «Клиповое» мышление губительно влияет на долговременную память, перегружается нервная система, что недопустимо в детском возрасте).
Слушание и изучение классической музыки способствует формированию духовно - нравственного развития гармоничной личности, формирует мировоззрение ребенка.
Пьесы, входящие в «Детский альбом», доступны и понятны. Они погружают маленького слушателя в мир классической музыки легко и непринужденно, раскрывая свой волшебный мир разнообразием мелодий и образов.
Рассмотрим цикл с воспитательной точки зрения. В эмоциональном отклике на каждую пьесу обязательно присутствует какое-либо духовно-нравственное качество:
№
Название мини-части «Детского альбома» (по содержанию)
Названия пьес
Воспитательные, нравственные и духовные качества
1
Утро
Утренняя молитва
Сосредоточенность, доброта к ближнему
Зимнее утро
Любовь к природе
Мама
Любовь к ближнему, крепкие родственные связи.
2
В детской комнате мальчиков
Игра в лошадки.
Марш деревянных солдатиков
Игры, в которых вырабатывается аккуратность и четкость.
3
В детской комнате девочек
Болезнь куклы.
Сострадание и забота, сопереживание, сочувствие по поводу утраченной куклы.
Похороны куклы
Новая кукла.
Радость при виде новой игрушки
4
Урок хореографии
Вальс.
Мазурка.
Полька
Старательность, терпеливость, точность.
5
«Путешествие по России»
Русская песня.
Мужик на гармонике играет. Камаринская.
Воспитание на русской народной музыке, любовь к ней и к русским народным инструментам. Понимание «русской души», веселье.
6
«Путешествие по Европе»
Итальянская песенка.
Старинная французская песенка.
Немецкая песенка.
Неаполитанская песенка.
Уважение к культуре других стран
7
Вечер: возвращение домой
Нянина сказка.
Баба – яга.
Любовь к русскому фольклору, любовь к няне.
Сладкая греза
Мечта о прекрасном, душевное волнение, любовь к природе
8
Взросление
Жаворонок.
Любовь к природе
Шарманщик поет
Интерес к иностранному инструменту, к культуре другой страны.
В церкви.
Анализ пройденного дня, что сделано хорошего и плохого, покаяние
Два взгляда на жизнь, детский и взрослый (преподавателя), могут раскрыть содержание «Детского альбома» наиболее полно и глубоко.
Таким образом, проживая различные чувства, эмоции, настроения и состояния во время исполнения «Детского альбома», можно стать духовно богатым, интеллектуально развитым, чутким ребенком с позитивным мироощущением и отношением к жизни. Стать чуточку «Чайковским», которому всегда были близки счастье людей, их нужды и заботы. Почувствовать себя настоящим русским человеком, с его широкой душой и отзывчивым сердцем, в котором живут доброта и любовь.
Список литературы:
С.А.
Айзенштадт
«Детский альбом» П. И. Чайковского- М.: Издательский дом «Классика – XXI век», 2003г.
Б. Асафьев «О музыке Чайковского» Л. Музыка 1972г.
Н. Калинина П.И. Чайковский
( повесть
) М. Дет. Лит. 1988г