Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 23.12
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Воспитательная деятельность учащихся на примере «Детского альбома» П. И. Чайковского» | Марина Николаевна Жукова. Работа №354919

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Статья «Воспитательная деятельность учащихся на примере «Детского альбома» П. И. Чайковского» предназначена для преподавателей детских школ искусств и музыкальных школ. В условиях ослабления связей внутри семьи и социуме, засилья гаджетов с информацией сомнительного характера, очень важно преподавателю стать для ученика проводником в получении им позитивного жизненного опыта (сопереживание, помощь, дружба). От этого зависит его характер и система ценностей в дальнейшем. Поэтому обучающая и воспитательная функции идут рядом, составляя неразрывный процесс образования.

М. Н. Жукова

«Воспитательная деятельность учащихся
на примере «Детского альбома» П. И. Чайковского»

«Только та музыка может тронуть,
потрясти и задеть, которая
вылилась из глубины взволнованной
вдохновением артистической души»
П.И. Чайковский.

«Детский альбом» П.И. Чайковского, написанный в 1878 году, является музыкальным бестселлером уже больше 150 лет. Нет, наверно, музыканта, который бы не играл из этого сборника пьесы – они исполняются и в музыкальной школе детьми, и на большой концертной сцене известными музыкантами, настолько эта музыка доступна, изобразительна, глубока и разнообразна по содержанию. В чем же популярность и жизненность этого фортепианного цикла, его особенность, какой посыл он несет для детей и взрослых?

  По воспоминаниям современников, Чайковский, «как ребенок, мог играть с детьми и любил детские забавы, отдаваясь им с искренним увлечением». Его привлекали непосредственность и глубина детских чувств. Детский репертуар пианиста во второй половине XIX века был очень скуден, и композитор, желая его разнообразить, написал 24 небольших пьесы в них яркими живыми картинками показан один день из жизни ребенка дворянской семьи, начиная с его пробуждения до вечернего сна. «Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями, как у Шумана», - говорил композитор. «Альбом для юношества» этого немецкого композитора он очень любил.

«Детский альбом» — это удивительный мир ребенка: сказки и сказочные персонажи, детские игры, волшебные образы, игрушки, танцы, «путешествия» по разным странам, образы природы и самые настоящие человеческие переживания.

Перечислим штрихами «классические» достоинства цикла для педагогической практики и исполнительства юными музыкантами:

Ясность

формы пьес

(

простая 3-х частная, простая 2-х частная форма, период

, вариации)

;

Мелодичность музыкального языка и простота музыкальной интонации

;

И

спользование

жанров домашнего музицирования (

романс, вальс

, марш

)

;

Колористика, имитация тембров различных

инструментов;

Об

илие народных песен и танцев;

Изобразительность;

Сказочность и одновременно настоящие чувства и переживания

Доступность изложения для детского исполнения: отсутствие сложной фактуры изложения, использование тональностей с малым количеством знаков.

Музыкальный

материал этих

пьес позволяет решать любые педагогические

задачи: освоение

навыков исполнения

кантилены,

различных

видов

фактуры,

развитие исполнительской

техники, знакомство с различными

жанрами, работа

над музыкальным образом.

Являясь первым русским классическим сборником пьес для детей, «Детский альбом» учит детей не только правильно исполнять пьесы, но и воспитывает их тонкие и светлые души. В условиях ослабления связей внутри семьи и социуме, засилья гаджетов с информацией сомнительного характера, очень важно преподавателю стать для ученика проводником в получении им позитивного жизненного опыта (сопереживание, помощь, дружба). От этого зависит его характер и система ценностей в дальнейшем. Поэтому обучающая и воспитательная функции идут рядом, составляя неразрывный процесс образования.

Неоценимую роль в раскрытии образа разучиваемого произведения и получения эмоционального отклика играет личное исполнение его преподавателем (да и где еще современный ребенок может услышать классическую музыку? «Клиповое» мышление губительно влияет на долговременную память, перегружается нервная система, что недопустимо в детском возрасте).

Слушание и изучение классической музыки способствует формированию духовно - нравственного развития гармоничной личности, формирует мировоззрение ребенка.

Пьесы, входящие в «Детский альбом», доступны и понятны. Они погружают маленького слушателя в мир классической музыки легко и непринужденно, раскрывая свой волшебный мир разнообразием мелодий и образов.

Рассмотрим цикл с воспитательной точки зрения. В эмоциональном отклике на каждую пьесу обязательно присутствует какое-либо духовно-нравственное качество:

Название мини-части «Детского альбома» (по содержанию)

Названия пьес

Воспитательные, нравственные и духовные качества

1

Утро

Утренняя молитва

 

Сосредоточенность, доброта к ближнему

 

 

Зимнее утро

Любовь к природе

 

 

Мама

Любовь к ближнему, крепкие родственные связи.

2

В детской комнате мальчиков

Игра в лошадки.
Марш деревянных солдатиков

Игры, в которых вырабатывается аккуратность и четкость.

3

В детской комнате девочек

Болезнь куклы.

Сострадание и забота, сопереживание, сочувствие по поводу утраченной куклы.

 

 

Похороны куклы

 

 

 

Новая кукла.

Радость при виде новой игрушки

4

Урок хореографии

Вальс.
Мазурка.
Полька

Старательность, терпеливость, точность.

5

«Путешествие по России»

Русская песня.
Мужик на гармонике играет. Камаринская.

Воспитание на русской народной музыке, любовь к ней и к русским народным инструментам. Понимание «русской души», веселье.

6

«Путешествие по Европе»

Итальянская песенка.
Старинная французская песенка.

Немецкая песенка.                     

Неаполитанская песенка.

Уважение к культуре других стран

7

Вечер: возвращение домой

Нянина сказка.
Баба – яга.

Любовь к русскому фольклору, любовь к няне.

 

 

Сладкая греза

Мечта о прекрасном, душевное волнение, любовь к природе

8

Взросление

Жаворонок.

Любовь к природе

 

 

Шарманщик поет

Интерес к иностранному инструменту, к культуре другой страны.

 

 

В церкви.

Анализ пройденного дня, что сделано хорошего и плохого, покаяние

 

Два взгляда на жизнь, детский и взрослый (преподавателя), могут раскрыть содержание «Детского альбома» наиболее полно и глубоко.

Таким образом, проживая различные чувства, эмоции, настроения и состояния во время исполнения «Детского альбома», можно стать духовно богатым,  интеллектуально развитым, чутким  ребенком с позитивным мироощущением  и  отношением к жизни.  Стать чуточку «Чайковским», которому всегда были близки счастье людей, их нужды и заботы. Почувствовать себя настоящим русским человеком, с его широкой душой и отзывчивым сердцем, в котором живут доброта и любовь.

 

 

Список литературы:

С.А.

Айзенштадт

«Детский альбом» П. И. Чайковского- М.: Издательский дом «Классика – XXI век», 2003г.

Б. Асафьев «О музыке Чайковского» Л. Музыка 1972г.

Н. Калинина П.И. Чайковский

( повесть

) М. Дет. Лит. 1988г

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X