Воспитательная программа «Адаптация иностранных студентов, проживающих в общежитии» | Спиридонова Елена Александровна. Работа №342902
Процесс адаптации – сложный процесс, формирующий способности иностранного студента развиваться не только в области коммуникативного общения, изучения методики познания иностранного языка, но и успешно взаимодействовать в формировании новых качеств личности, приобретение новых ценностей, осмысление значимости будущей профессии. Важность проблемы адаптации иностранных обучающихся, определяется задачами их дальнейшего эффективного обучения как будущих специалистов. Успешная и быстрая адаптация в общежитии помогает быстро включиться в учебный процесс и способствует повышению качества подготовки студентов.
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Ярославской области
«Ярославский торгово-экономический колледж»
Утверждаю
Зам.директора по УВР
А.Н.Винокурова
____________________
«____»_________202__
Воспитательная программа
«Адаптация иностранных студентов, проживающих в общежитии»
Воспитатель:
Спиридонова Елена Александровна
2023-2024 учебный год
Пояснительная записка
В общежитии ГПОУ ЯО «Ярославский торгово-экономический колледж» проживают студенты в возрасте 16-18 лет контингент из городов РФ, а так же из зарубежных стран (Таджикистан). Адаптация первокурсников стоит первоначальной задачей для воспитателей общежития. В период адаптации студентов к условиям проживания в общежитии мы сталкиваемся с серьезными проблемами в личностном развитии и поведении обучающихся.
Процесс адаптации – сложный процесс, формирующий способности иностранного студента развиваться не только в области коммуникативного общения, изучения методики познания иностранного языка, но и успешно взаимодействовать в формировании новых качеств личности, приобретение новых ценностей, осмысление значимости будущей профессии. Важность проблемы адаптации иностранных обучающихся, определяется задачами их дальнейшего эффективного обучения как будущих специалистов. Успешная и быстрая адаптация в общежитии помогает быстро включиться в учебный процесс и способствует повышению качества подготовки студентов.
Рассматривая особенности начальной стадии адаптационного периода иностранцев, можно отметить, что студенты из южных стран испытывают большие трудности, всем известно, что русский и восточный менталитеты имеют существенную разницу.
Психологические проблемы возраста, перехода в другую культуру, в другую систему образования усугубляются вопросом психофизиологической адаптации. Внимание к здоровью и работа по пропаганде здорового образа жизни – важнейшая в общежитии. Смена привычных условий проживания, непривычный режим и характер питания, трудности языкового барьера, осложняют жизнь выходцев из теплых стран. Студенты, проживающие в общежитии, помогают и обучают своих друзей навыкам организации питания, решением мелких бытовых вопросов.
Адаптация иностранных студентов к условиям проживания в общежитии – это сложный процесс приспособления к новым условиям, предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее эффективности. В этом положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли.
Приезжая в другую страну, иностранные студенты испытывают и бытовые трудности. Особое напряжение испытывают учащиеся, привыкшие к чрезмерной опеке со стороны родителей. Большую помощь им оказывают воспитатели и старшекурсники. Воспитание, как функция современного образования, представляет собой систему содействия процессу самостоятельного развития качеств личности, требуемых обществом, способностей и готовности к высокой культуре социальной самореализации личности специалиста.
Общежитие колледжа – не только место проживания, но и новая социальная микросреда, определяющая перспективные направления профессионального и духовного развития личности, преодоление трудностей и противоречий процесса адаптации иностранных студентов к новым социально-бытовым условиям. Молодые люди приобретают опыт межличностных отношений, взаимодействия и общения. В общежитии в большой степени вырабатывается индивидуальный стиль жизни, деятельности и общения молодого человека.
Создание в общежитии единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого студента, формирование духовно развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей на современном уровне, умеющей ориентироваться в социокультурных условиях.
Цели и задачи программы
Цели:
1. Создание условий для приспособления иностранных студентов к новому социальному окружению;
2. Создание благоприятной психологической атмосферы в коллективе;
3. Помощь иностранным студентам в быстрой адаптации и нахождении общего языка с российскими студентами;
4. Осуществление комплекса организационных, культурно-массовых и профилактических мероприятий; пропаганда здорового образа жизни среди студентов-иностранцев;
5. Воспитание культуры поведения, профилактика правонарушений и негативных социальных проявлений;
6. Сплочение российских и иностранных студентов;
Задачи:
1. привлечение студентов-иностранцев в органы студенческого самоуправления с целью развития их личности и внутреннего потенциала;
2. проведение анкетирования;
3. индивидуальная работа с иностранными студентами (обсуждение индивидуальных трудностей);
4. создание информационного пространства (стенгазеты, доска объявлений),
5. организация спортивно-оздоровительных мероприятий,
6. создание доброжелательной, благоприятной обстановки в общежитии.
ПРОГРАММА
№ п/п
Мероприятия
Предложения по реализации мероприятия
Сроки исполнения
Ответственные исполнители
1. Социальная адаптация
1.1
Организация прибытия и расселения иностранных студентов первого курса
1.Заселение в общежитие.
август
Зав.общежитием
воспитатели
1.2
Ознакомление с правилами проживания. Инструктаж по технике безопасности.
Проведение первичных организационных встреч с иностранными гражданами с целью:
• условиями проживаниями
• правилами внутреннего распорядка
• знакомства органами самоуправления
Информирование иностранных студентов по основным вопросам проживания в общежитии
сентябрь
Зав.общежитием
воспитатели
1.3.
Организация культурно - досуговой деятельности иностранных граждан
1. Организация экскурсий для иностранных граждан по городу
2. Вовлечение иностранных студентов в культурно-досуговую и спортивную жизнь общежития.
3. Вовлечение иностранных студентов в работу органов студенческого самоуправления.
В течение года
воспитатели
2. Психологическая адаптация и социально-педагогическая поддержка
2.1
Разработка и организация мероприятий, направленных на развитие социально-психологической и личностной компетентности иностранных студентов
1. Психологическое консультирование иностранных студентов;
2. Педагогическое консультирование. Индивидуальные и групповые беседы по вопросам организации учебной деятельности, досуга, социально-бытовым проблемам
3. Проведение групповых обучающих и ознакомительных мероприятий для иностранных студентов (тренинги, практические занятия, и т.п.) по проблемам адаптации
Регулярно
Регулярно
Воспитатели
психолог
2.2
Профилактика состояний дезадаптации
Учет иностранных студентов склонных к девиантному поведению.
Регулярно
воспитатели
2.3
Организация и поддержание контакта с родственниками иностранных студентов
1.Обращение к родственникам в проблемных ситуациях.
родственников
По мере необходимости
воспитатели
2.4
Профилактика правонарушений и нарушений Правил проживания в общежитии
1. Ознакомление с Правилами проживания в общежитии обучающихся.
2. Организация бесед, лекций и т.д.
Регулярно
воспитатели
2.5
Организация и поддержание контакта с родственниками иностранных студентов
1.Обращение к родственникам в проблемных ситуациях.
По мере необходимости
воспитатели
3. Межкультурная адаптация и взаимодействие
3.1
Формирование толерантного отношения к представителям зарубежных стран, укрепление духа интернационализма в общежитии.
Проведение мероприятий, отражающих национальные традиции и укрепление духа коллективизма.
Игра «Будем знакомы!»
Игра « Дайте руку вам пожать!»
По плану
воспитатели
СО
3.5
Проведение тренингов, практических занятий, гостиных
Организация и проведение психологических и педагогических мероприятий по межкультурному взаимодействию
Тренинг «Согласие»
По плану
Воспитатели
СО
3.6
Проведение спортивных мероприятий
1. Включение иностранных граждан в спортивные команды в соревнованиях проходящих в общежитии.
В течение года
Воспитатели
СО
4. Мониторинг
4.1
Наблюдение
Наблюдение за психологическим состоянием иностранных студентов с целью выявления фактов дезадаптации.
Постоянно
Воспитатели
психолог
Воспитатель: Спиридонова Е.А.