Воспитательная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) | Кабанченко Светлана Владимировна. Работа №330907
Дети с ОВЗ обладают гораздо меньшими возможностями, чем их нормально развивающиеся сверстники. Они затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. У них значительно снижена познавательная активность, весьма узок круг интересов. Цель воспитательной работы с детьми с ОВЗ: создание специального реабилитационного пространства для оптимального развития личности ребёнка с ограниченными возможностями, для его адаптации в обществе и помощь в социализации личности.
Краевое государственное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывающее социальные услуги «Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, № 3»
Воспитательная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Выступление на МО педагогов по теме «Социализация воспитанников с ОВЗ»
С.В.Кабанченко
Барнаул, 2021
Дети с ОВЗ обладают гораздо меньшими возможностями, чем их нормально развивающиеся сверстники. Они затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. У них значительно снижена познавательная активность, весьма узок круг интересов. Необходимо отвлечь ребят от улицы, воспитать полезные привычки и сформировать социально-нормативные модели поведения. Целью воспитательной коррекционной работы является исправление психических и физических функций ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе общего образования, подготовка к жизни и труду. В коррекционно-воспитательной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в первую очередь необходимо использовать педагогические приемы, направленные на организацию и упорядочение учебной деятельности. Цель воспитательной работы с детьми с ОВЗ: создание специального реабилитационного пространства для оптимального развития личности ребёнка с ограниченными возможностями, для его адаптации в обществе и помощь в социализации личности. Основными задачами данной работы являются:
-коррекция развития ребенка с ОВЗ в процессе обучения его по общеобразовательным дисциплинам, профессионально-трудовой подготовки, разностороннего воспитательного воздействия на ход его развития;
-подготовка воспитанников к самостоятельной трудовой деятельности с младшего школьного возраста, то есть социально-трудовая адаптация;
-проведение лечебно-оздоровительной работы, направленной на укрепление общего физического и психического состояния детей.
Воспитательная работа организуется по нескольким направлениям:
-воспитание в процессе обучения;
-работа с детьми, имеющими девиантное поведение;
-индивидуально-групповые занятия со специалистами;
-стиль, тон отношений в детском коллективе, морально-психологический климат;
-воспитательные мероприятия
-социально- бытовая ориентация;
-клубы, секции, творческие объединения дополнительного образования
-организованный досуг.
Всю воспитательную работу целесообразно направить на коррекцию поведения воспитанников, воспитание учебной и поведенческой дисциплины, гуманного отношения к окружающим людям.
Данная работа способствует социализации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, профилактике правонарушений несовершеннолетних.
Основная направленность социальной адаптации - практическая подготовка ребенка к самостоятельной жизни. У детей с ОВЗ отмечается своеобразие социально-эмоционального развития. Они с трудом выделяют сверстников в качестве объектов для взаимодействия, длительно усваивают правила поведения, не проявляют инициативы в организации взаимодействия с окружающими людьми, не применяют полученные знания в повседневной жизни. Поэтому необходимо создавать особое образовательное и воспитательное пространство.
Для этого важно создавать такие программы воспитания, где социально - нравственный аспект развития стоит на первом месте. В воспитательные программы рекомендуется включить следующие направления работы : -Нравственное воспитание. -Правовое воспитание. -Гражданско-патриотическое воспитание. -Эстетическое воспитание. -Трудовое воспитание. -Физическое воспитание. - Безопасное жизнеобеспечение. -Экологическое воспитание. -Профилактическая работа.
По данным направлениям рекомендуется вести совместную воспитательную работу: воспитателя на воспитательном часе, внеурочных коллективных традиционных делах и мероприятиях.
Основная роль в организации воспитательного процесса принадлежит воспитателю.
Планируя содержание воспитательной работы с детьми с ОВЗ, в своей деятельности воспитатель, руководствуется пониманием задач, стоящих перед специальной коррекционной работой.
Задачи решаются следующими способами:
-Моделирование жизненных ситуаций в социуме;
- Выполнение общественно-значимых дел;
-Установление связей с внешней средой
Годовое планирование воспитательной работы с учащимися с ОВЗ отражает основные направления и формы воспитательной работы, актуальные педагогические проблемы, пути совершенствования методов воспитания.
План воспитательной работы с детьми с ОВЗ должен быть объективен, реален и выполним, создавать базу для роста творческой активности детей.