Воспитательная работа среди младших школьников с девиантным поведением | Неверова Екатерина Александровна. Работа №352296
Воспитатель КОУ ВО "Семилукской специальной общеобразовательной школы" г. Семилуки делится опытом работы со школьниками, имеющими отклонения в поведении в начальной школе. Для коррекции поведения выбрана программа воспитательной направленности "Жизненные навыки", которая помогает корректировать девиантное поведение младших школьников.
КОУ ВО «Семилукская специальная общеобразовательная школа»
Воспитательная работа среди младших школьников с девиантным поведением
Неверова Е.А. – воспитатель
Наше учреждение является одновременно образовательным и оздоровительным. В штате имеются психологи, медицинские работники, социальны педагог, что позволяет воспитателям и учителям обращаться к их помощи в случае необходимости. Такие ситуации время от времени имеют место, так как контингент наших учащихся состоит из детей из семей социального риска, неполных семей, детей с отклоняющимся (девиантным) поведением. Зачастую дети, приходящие в начальную школу не имеют необходимых бытовых навыков, не проходят дошкольную подготовку, лишены навыков общения в социуме.
Наиболее важным в отношении формирования правильных жизненных навыков и привычек здорового образа жизни является младший школьный возраст. В этот период закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.
Задачи воспитателей, учителей и медицинских работников - восполнить недостающие навыки у детей, адаптировать их к школьной жизни, привить понятия о здоровом образе жизни, социализировать их. Дети агрессивные, неуверенные в себе, напуганные, дети разводящихся родителей, не похожие на других по комплекции или манере вести себя, наконец, дети других национальностей, - все они имеют множество проблем, и все они могут стать тем контингентом, для которых предназначена программа формирования жизненных навыков у младших школьников.
Работа в рамках программы следует трем принципам воспитания:
- принцип уважительного внимания к чувствам, мыслям, достижениям, настроениям и ошибкам ребенка, к его собственным темам – они важнее запланированного на сегодняшнее занятие содержания;
- принцип справедливой, соразмерной оценки того, что ребенок предъявляет;
- принцип признания любого человека безусловной ценностью, личностью, достойной внимания, уважения, принятия, сотрудничества; рассчитана на детей младшего школьного и подросткового возраста (6-11 лет – с 1 по 4 класс);
Методы и формы занятий соответствуют возрастным особенностям детей младшего и среднего школьного возраста. Параллельно с занятиями для детей ведется работа в родительском клубе.
Темами занятий выбраны личные проблемы детей начального школьного возраста, решение которых требует от ребенка навыков обращения с чувствами.
На протяжении всех этапов работы с учениками с девиантным поведением звучит несколько основных тем:
принятие себя
(тема ведет к формированию сильного
Я
и готовности к внутреннему диалогу, дружественному отношению к себе самому)
,
мир людей
(тема позволяет лучше ориентироваться в мире человеческих проблем; позволяет эмоционально чувствовать и яснее понимать мир)
,
мы: я и другие
(эти темы ведут к пониманию ценности отношений с другими в жизни человека, учат ухаживать за отношениями и получать от них больше радости),
уважение к другим
(эта тема о разрешении другим быть другими, об уважении непонятного и признании права на
инаковость
, - все эти способности у взрослого человека могут быть названы диалогическими установками личности).
На занятиях во внеурочное время используем самые разнообразные методы и приемы:
работа с образами (рисование, лепка, создание бумажных скульптур);
работа с телом (движение, физическое упражнение, танец, поединок на старых газетах и т.д.);
рассказывание и разыгрывание историй и сказочных сюжетов;
ролевые игры;
метод совместных проектов;
беседа.
Такая работа проводится уже не первый год и следует отметить положительную динамику в развитии личностных качеств воспитанников:
у детей развивается важнейшее социальное чувство принадлежности к группе;
дети учатся слушать друг друга и давать друг другу пространство в рамках занятия;
учатся говорить о том, что они считают важным;
самое главное, что они свыкаются с мыслью - то, что их волнует, может быть важным и для остальных членов группы;
дети учатся поддерживать и понимать друг друга;
решаются проблемы дисциплины и внимания.
В результате занятий у обучающихся повышается уровень коммуникативных навыков, уверенность в себе, снижается уровень тревожности, воспитанники становятся более корректными в своем поведении в социуме.