Воспитательное пространство урока физической культуры | Седакова Наталья Алексеевна. Работа №333779
Воспитательный потенциал урока физической культуры реализуется через создание его воспитательного пространства: позитивный образ учителя, развиваемый и подкрепляемый соответствующим поведением и действиями педагога, процесса учебной работы, предметного содержания. Влияние учителя на развитие личности ученика осуществляется не на основе специальных воспитательных задач, а посредством характера общения и отношений, складывающихся при решении собственно обучающей задачи.
Физическая культура прививает ребенку любовь к «прекрасному», учит видеть и чувствовать красоту окружающей действительности, наполняет внутренний мир духовными ценностями, а также повышает уровень его культуры.
Путь совершенствования обучения лежит на трассе совершенствования личности – ребенка и педагога одновременно.
Нельзя изменить урок, не совершенствуя свое «я».
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Воспитание является одной из важнейших составляющих особенностей образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.
Целью физического воспитания в школе по ФГОС является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Воспитательный потенциал урока предполагает следующее:
установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
включение в урок игровых процедур и моментов, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
включение в урок содержания и форм работы, способствующих формированию личности сознательного законопослушного гражданина, осознающего ценность семьи, значимость ценности собственной жизни и жизни общества;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, в
ыработки своего к ней отношения.
Составные части известной триады -«духовное богатство», «моральная чистота» и «физическое совершенство»-как атрибуты гармонично развитой, общественно активной личности находятся между собой в неразрывной взаимосвязи, которая проявляется, в частности, во влиянии физической культуры на культуру духовную.
С полным основанием можно утверждать, что активная жизненная позиция формируется в процессе уроков физкультуры, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Занятия физической культуры требуют постоянного совершенствования и, таким образом, заставляют преодолевать трудности, вырабатывая трудолюбие, настойчивость. Они немыслимы без максимальных физических и психических напряжений, интенсивных волевых усилий, а значит, воспитывают целеустремленность, самообладание, волю.
Урок физической культуры - это та дисциплина, где ребенок может развиваться духовно и физически. Именно этот урок воспитывает в них личностные, коммуникативные, регулятивные навыки. В ходе непосредственно самого урока детям даются основы дисциплины, в ходе ролевых или командных игр дети учатся поддерживать друг - друга в каких-то трудных ситуациях, приходят к какому-то общему мнению, также учатся придерживаться определенных норм и правил.
Кроме этого: уроки физической культуры развивают в детях психические процессы: внимание, память, мышление, речь, ощущение и восприятие, что играет немаловажную роль в развитии ребенка как личность.
Урок физической культуры обладает рядом специфических особенностей, позволяющих рассматривать его как возможный фактор воспитания учащихся.
Во-первых, это повышенная двигательная активность, свобода передвижения и возможность устанавливать частые межличностные контакты и общение, что приводит к трудности организации деятельности учащихся, особенно в младших и средних классах.
Во-вторых, повышенный эмоциональный фон, вызванный яркими, глубокими позитивными и негативными эмоциями в случае успеха или неудачи, которыми сопровождается применение соревновательного и игрового методов.
В-третьих, преодоление различных препятствий с проявление волевых усилий. Как утверждают социальные психологи, занятия физической культурой - это модель быстропротекающих социально-психологических явлений. В связи с этим вклад урока физической культуры в развитие личностных качеств учащихся достаточно существен.
В теоретических исследованиях по проблемам воспитания в последние годы понятие "воспитательное пространство" стали использовать как особый акцент в образовательном пространстве. Ученые выделяют следующие компоненты воспитательного пространства:
- содержание урока;
- используемые методы обучения;
- действия учителя и ученика;
- отношения, возникающие в процессе взаимодействия учитель-ученик, ученик-ученик.
Воспитательное пространство - понятие, которое позволяет учителю осознать механизм реализации воспитательных функций урока физической культуры.
Содержание учебного материала урока физической культуры в основном состоит из двигательных действий, которые приобретают форму физических упражнений. Специфические (объективные) особенности двигательных действий по своему содержанию одинаковы для всех учащихся, выполняющих их, и ведут к образованию примерно одинаковых качеств организма и личности.
Целесообразно подобранные двигательные действия, которые характеризуются оптимальной трудностью, новизной, эмоциональностью, практической значимостью, позволяют формировать необходимые качества.
Например, упражнения, направленные на развитие выносливости, формируют волевые качества через волевые усилия, прилагаемые на стадии утомления.
Занятия физическими упражнениями происходят в условиях изменяющейся внешней (природной) среды. Такие факторы, как рельеф местности, метеорологические условия (дождь, ветер, жара и холод), увеличивают трудность выполнения упражнения и предъявляют повышенные требования к проявлению волевого усилия для достижения цели.
Степень воздействия содержания учебного материала ограничена степенью включенности школьников в учебный процесс, которая во многом определяется методами, используемыми учителем. Метод, по определению Ю. Ф. Курамшина [ТФВ], это - система действий педагога, применение которой позволяет организовать определенным способом теоретическую и практическую деятельность учащихся, обеспечивающую освоение ими двигательных действий, направленных на развитие физических качеств и формирование свойств личности.
В связи с этим на уроках физической культуры широко используются современные методы обучения, среди которых игровой и соревновательный методы.
Игровой метод основу которого составляет упорядоченная игровая двигательная деятельность в соответствии с образным или условным сюжетом (замыслом, планом игры), в котором предусматривается достижение цели многими дозволенными способами в условиях постоянного и в значительной степени случайного изменения ситуации. Этот метод характеризуется наличием активного взаимодействия занимающихся, эмоциональностью, что при его применении, безусловно, содействует воспитанию нравственных черт личности: коллективизма, творчества, сознательной дисциплины и т. д.
-Игра – сильнейшее средство социализации ребенка (становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу).
-Игра дает возможность моделировать разные жизненные ситуации, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессии.
-Игра – это пространство самореализации (в котором раскрываются возможные или имеющиеся проблемы у человека и моделируется их снятие).
-Игра – деятельность коммуникативная. Она вводит учащихся в реальный контекст сложнейших человеческих отношений.
-Игра – это особое «поле самовыражения».
-Игра должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить только развлекательными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Игру можно назвать методом воспитания положительного отношения к учению.
Соревновательный метод - это один из вариантов стимулирования интереса и активизации деятельности занимающихся с установкой на победу или достижение высокого результата в каком-либо физическом упражнении при соблюдении правил соревнований. На уроке физической культуры он используется чаще всего в элементарных формах. Например, проведение испытаний на лучшее исполнение отдельных элементов техники движений: кто больше забросит в кольцо баскетбольных мячей, кто устойчивее приземлится, кто быстрее преодолеет дистанцию бегом или на лыжах и т. п.
Фактор соперничества в процессе соревнований, а также условия их организации и проведения (определение победителя, поощрение за достигнутые успехи и т. д.) содействуют мобилизации всех сил человека и создают благоприятные условия для максимального проявления физических, интеллектуальных, эмоциональных и волевых усилий, способствуют развитию соответствующих качеств.
Соперничество и связанные с ним межличностные отношения в ходе борьбы за первенство могут содействовать формированию не только положительных (взаимопомощи, уважения к противнику, зрителям и т. п.), но и отрицательных нравственных качеств (эгоизма, тщеславия, чрезмерного честолюбия, грубости). Поэтому необходимы методические приемы, позволяющие целесообразно использовать соревновательный метод.
Формирование личности происходит благодаря той деятельности, в которую она включается. По мнению ученых, решающее значение в ее развитии имеют те отношения, которые возникают и развиваются в процессе этой деятельности. Именно в деятельности и связанных с ней отношениях изначально находятся истоки личностного формирования растущего человека. Это означает, что воспитание происходит путем включения обучающегося в разнообразные виды деятельности (учебную, спортивную, физкультурно-оздоровительную) и благодаря развитию и укреплению тех отношений, которые возникают в процессе этой деятельности.
Для формирования глубокого интереса к урокам физической культуры, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности необходимо так организовать ее, чтобы она вызывала положительные эмоции, внутреннее возбуждение и радость. Если переживания будут носить негативный характер (страх, смущение, вызванные реакцией других занимающихся), это не только не будет способствовать формированию интереса к физической культуре, но, наоборот, вызовет отвращение.
Важным условием эффекта воспитывающего, личностно развивающего воздействия урока является учительское поведение, учительская коммуникация. Вызывает ли учитель у обучающихся своей интонацией, жестами, позой, мимикой, пространственным расположением, передвижением, другими средствами чувство безопасности, признания, поддержки достижений или противоположные им: страха, отчуждения, отвержения, неуверенности?
Характер отношений "педагог-ученик" должен строиться на основе принципов взаимодействия участников учебного процесса:
- принцип гуманизации педагогического процесса. Данный принцип реализуется через ряд правил его осуществления:
педагогический процесс необходимо строить на полном признании гражданских прав учащегося и уважения к нему;
знать положительные качества учащегося и в ходе педагогического процесса опираться на них;
- принцип демократизации. Его сущность состоит в предоставлении учащемуся определенной интеллектуальной и нравственной свободы для саморазвития, саморегуляции и самоопределения. Обучение и воспитание эффективны тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются ее субъектами. Это невозможно без определенной "степени свободы";
- принцип природосообразности (сообразно природе ребенка). Данный принцип предполагает выстраивание процесса обучения в соответствии с внутренним миром, степенью созревания организма, состоянием здоровья (физического, психологического, социального).
Таким образом, воспитательный потенциал урока физической культуры реализуется через создание его воспитательного пространства: позитивный образ учителя, развиваемый и подкрепляемый соответствующим поведением и действиями педагога, процесса учебной работы, предметного содержания. Влияние учителя на развитие личности ученика осуществляется не на основе специальных воспитательных задач, а посредством характера общения и отношений, складывающихся при решении собственно обучающей задачи.
Физическая культура прививает ребенку любовь к «прекрасному», учит видеть и чувствовать красоту окружающей действительности, наполняет внутренний мир духовными ценностями, а также повышает уровень его культуры.
Путь совершенствования обучения лежит на трассе совершенствования личности – ребенка и педагога одновременно.
Нельзя изменить урок, не совершенствуя свое «я».