Воспитательное значение народных подвижных игр в трудах К.Д. Ушинского | Элла Алексеевна Бирюкова. Работа №341995
значение народных подвижных игр в трудах К.Д. Ушинского.Цели и задачи народных игр. Какое влияние, помощь в коррекции оказывают для ребёнка с проблемами в развитиии .Принцип народности в трудах Д.К.Ушинского путём знакомства детей с народным творчеством. Игры с использованием ярких игрушек, персонажей, игр- забав имеют не маловажное значение, они несут в себе функцию веселья и в то же время познавательный и воспитательный элемент. Таким образом дети развивают детскую фантазию, осваивают правила поведения, у них формируются эмоции.Любимые хороводы, игры детей:"Золотые ворота", " Карусель", "Пузырь", "Лошадка".Дети получают огромное удовольствие играя в народные игры.
ГОАОУ "ЦОРиО"
Доклад
"Воспитательное значение народных подвижных игр в трудах Ушинского"
Воспитатель: Бирюкова Э.А.
Липецк 2023г
Доклад
"Воспитательное значение народных подвижных игр в трудах К.Д. Ушинского."
Воспитатель: Бирюкова Э.А.
Передовой представитель культуры К.Д.Ушинский заботясь о просвещении, образовании и воспитании широких народных масс, призывал повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержание разговорных текстов.
Ведущей деятельностью человека в дошкольном возрасте является игра. Именно она помогает освоить ребёнку опыт человеческой деятельности. Игра является важным средством воспитания. Она - уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры.
Весёлые подвижные народные игры - это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом так же, как сказки и песни.
Игры, которые дети заимствуют друг у друга, младшее поколение от более старшего, созданы народом, так же как и народные песни, сказки. Именно поэтому признаку они и называются народными.
В русских народных играх сохранились особенные черты русского характера. Знакомя детей с русскими народными играми, мы через игровой фольклор расширяем и закрепляем знания детей о русском народном творчестве. Развиваем в них духовный творческий патриотизм, интерес к истокам русского народного творчества. Русские народные игры являются неотьемлимой частью патриотического воспитания детей.
Воспитательное значение народных подвижных игр огромно.
Выдающийся русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский писал, что "воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту , воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Необходимо обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство. Он считал их материалом наиболее доступным детям, так как образы, сюжеты близки их воображению.
Воспитание с помощью народных игр в детском саду реализуется через воспитательный процесс, т.е. взаимодействие педагогов и детей, с целью их ориентации на саморазвитие, самовоспитание, самообразование.
Народные игры являются традиционным средством педагогики. В них много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребёнка, развитию его мышления и самостоятельности действий, много юмора, шуток , соревновательного задора ; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, любимыми детьми считалками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.
Народная игра, выполняя различные функции( развивающую, познавательную, развлекательную, диагностическую, коррекционную) служит средством приобщения детей к народной культуре.
Цель народных игр:
- Способность формированию устойчивого, заинтересованного, уважительного отношения к культуре родной страны, её традициям и созданию эмоциональной положительной основы для развития патриотических чувств.
Задачи:
- Способствовать развитию ориентировки и мобильности у детей с ОВЗ посредством народных игр;
- Способствовать развитию музыкального слуха и умению эмоционально передавать игровой образ;
- Способствовать развитию творческой индивидуальности;
- Способствовать развитию всех высших психических функций;
- Способствовать формированию умения действовать в коллективе в соответствии с правилами и текстом игры;
- Способствовать формированию коммуникативных качеств;
- Способствовать формированию физических качеств, здоровья;
- Способствовать развитию активности и самостоятельности;
- Способствовать приобщению к народной культуре , традициям.
Для нас, педагогов важной задачей является успешная адаптация и коррекционная направленность ребёнка в детском саду. В соответствии с ней игровые занятия с детьми направлены на развитие коммуникативных качеств: умение общаться со сверстниками, выполнять вместе со всеми простые движения, исполнять песенки, обыгрывать с помощью жестов потешки , и небольшие стихотворения.
Русские народные подвижные игры для детей носят педагогическую ценность, обладают огромным развивающим потенциалом. Оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные качества, способствуют эмоциональному раскрепощению ребёнка , оказывают психологическую помощь в коррекции личностных отклонений ребёнка с проблемами в развитии, развитию понимания речи, обогащения словаря, произвольности действий, физически укрепляют здоровье ребёнка, создают определённый настрой и интерес к народному творчеству.
Принцип народности в трудах К.Д.Ушинского мы осуществляем путём знакомства детей с народным творчеством: потешки, игры- хороводы, поговорки, сказки, игры - забавы, народные игры, игры- пляски.
Почему нам эта форма работы близка? Потому что наши дети с особенностями психофизического развития легче воспринимают эти игровые образы. В основном наши дети не говорящие, но обращённую речь они понимают. Они могут выполнять наши указания.
В играх дети перевоплощаются, они выражают своё отношение к ним эмоциями. Их привлекает яркая эмоциональная окраска, музыкальность, напевность наших народных игр, особые тактильные и вестибулярные ощущения.
. Чтобы донести полноценную информацию для наших незрячих деток , необходимо все свои действия озвучивать, задействуя слуховое восприятие, которое у них хорошо развито. Каждому нашему ребёнку необходим индивидуальный подход в зависимости от его диагноза.
Русские народные подвижные игры очень многообразны: игры-пляски, игры-потешки , хороводные игры, с народными песнями, игры с прибаутками, игры- забавы, сюжетные игры, бессюжетные игры. Атрибуты для этих игр мы изготавливаем сами, большинство игр не требует специального оборудованного места. В неё можно играть на прогулках, в различных режимных моментах, на праздниках, и в непосредственно образовательной деятельности.
С самого начала работы с детьми большое значение придаём использованию малых форм устного народного творчества: потешкам, прибауткам, русским народным песенкам.
Великий педагог К.Д.Ушинский считал, что потешки, поговорки, прибаутки, развивают в детях чутьё к звуковым красотам родного языка.
Они помогают активизировать речь детей, побуждают их к высказываниям, повторению текстов, звукоподражанию голосам животного. Они учат добру, гуманному отношению к "братьям нашим меньшим", а простота и мелодичность звучания потешек помогает детям запомнить их.
Мы используем игры с привлечением определённых персонажей, ярких игрушек. Так называются игры- забавы. Для детей это имеет не маловажное значение: они веселят, забавляют ребёнка и в то же время, несут в себе познавательный и воспитательный элемент. Детки овладевают способами действия с предметами, развивают детскую фантазию, осваивают правила поведения, у них формируются эмоции. К таким подвижным играм относятся :"Лиса и зайцы", "Коза - бодатая" "Гуси-гуси ""Курочка и цыплята" "Птички и ворона"и другие.
В хороводной игре "Шёл козёл по лесу" детей привлекает озорной характер, они быстро перенимают настроение друг друга и учатся выполнять движения соответственно тексту.
Самый весёлый, желанный праздник наших детей - это Масленица с весёлыми потешками , играми, забавами, дети встречают весну, провожают зиму. Играют в русские народные игры: Золотые ворота, Пузырь, Прятки, катаются на "Лошадке".
Любимая подвижная игра наших детей: "Карусель"( игра напоминает малышам катание на карусели. Кружась одновременно в темпе, который задаётся текстом, дети все вместе создают образ карусели, движение которой то замедляется, то ускоряется, и вместе переживают радость от такого развлечения. Общее переживание вызывает подлинный всплеск веселья, которое, конечно же сближает и детей и взрослых.
В этих играх воспитывается интерес к народным традициям и обычаям, формируется потребность в активной двигательной деятельности, развиваются умения петь, плясать, доставляют детям радость. Эти игры служат выражением человеческих взаимоотношений.
Мы заметили, что дети получают огромное удовольствие играя в народные игры. Они активны, веселы, дружелюбны.
Вывод: Таким образом Принцип народности К.Д.Ушинского на современном этапе не потерял своей актуальности.
Благодаря знакомству с русскими народными играми в детском саду, мы сохраняем свои традиции, передаём будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное здоровье наших детей.
Хочу закончить своё выступление таким четверостишием:
"Чем дальше в будущее смотрим,
Тем больше старым дорожим
И в новом красоту находим, хоть старому принадлежим,
Умный, сильный наш народ далеко глядит вперёд,
Но приданья старины забывать мы не должны".