Воспитательный аспект в условиях обновления ФГОС по географии | Нестеренко Клавдия Кирилловна. Работа №347226
Аннотация. В статье рассматривается воспитательный потенциал предмета «География» в условиях обновления Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Особое внимание уделяется роли географического образования в формировании экологического сознания, гражданской ответственности и патриотизма у школьников. Обсуждается необходимость интеграции воспитательных задач в учебный процесс и актуализируются современные подходы к воспитанию через призму географических знаний. Рассматривается важность межпредметных связей и проектной деятельности для развития личности учащихся.
Ключевые слова: география, ФГОС, воспитание, экологическое сознание, гражданская ответственность, патриотизм, школьное образование.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕНИЯ ФГОС ПО ГЕОГРАФИИ
Нестеренко Клавдия Кирилловна, учитель географии
ГБОУ ЛНР «Ровеньковская школа №3 им. А.Ф. Бурды» г. Ровеньки
Аннотация. В статье рассматривается воспитательный потенциал предмета «География» в условиях обновления Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Особое внимание уделяется роли географического образования в формировании экологического сознания, гражданской ответственности и патриотизма у школьников. Обсуждается необходимость интеграции воспитательных задач в учебный процесс и актуализируются современные подходы к воспитанию через призму географических знаний. Рассматривается важность межпредметных связей и проектной деятельности для развития личности учащихся.
Ключевые слова: география, ФГОС, воспитание, экологическое сознание, гражданская ответственность, патриотизм, школьное образование.
Современная образовательная система претерпевает серьёзные изменения в рамках обновления Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Эти изменения затрагивают не только содержание учебных программ, но и подходы к воспитательной работе. География, как предмет, играет важную роль в воспитании подрастающего поколения, способствуя формированию не только знаний, но и важнейших личностных качеств, таких как ответственность перед природой, гражданская активность и любовь к своей родине. Обновлённые ФГОС подчёркивают важность воспитательного аспекта в обучении, предлагая педагогу использовать содержание предмета для решения воспитательных задач.
География, как наука, изучающая Землю и её ресурсы, геополитические процессы и демографические изменения, предоставляет учителю широкие возможности для воспитания у школьников экологической грамотности. В условиях глобальных экологических вызовов формирование осознанного отношения к окружающей среде становится одной из приоритетных задач образовательного процесса. Через изучение экологических проблем и устойчивого развития, школьники осознают значимость природных ресурсов, важность их рационального использования и необходимость сохранения экологического баланса. Учитель географии может стать проводником идей экологического воспитания, способствуя формированию у учащихся ответственного отношения к природе как в рамках учебного процесса, так и во внеурочной деятельности.
Помимо экологической составляющей, география играет важную роль в формировании гражданской ответственности и патриотизма. Знание своей страны, её природных богатств, экономических особенностей и культурного разнообразия способствует укреплению национальной идентичности школьников. Изучение таких тем, как геополитическое положение страны, природные ресурсы и особенности регионов, позволяет учащимся глубже понимать значимость России на мировой арене, её ресурсы и вызовы. Воспитание патриотизма через географическое образование может быть интегрировано через проектные работы, экскурсии по родному краю, изучение региональной специфики, что способствует развитию у учащихся чувства гордости за свою страну.
Одной из задач обновлённых ФГОС является развитие личности учащегося в рамках не только предметных знаний, но и межпредметных связей. География в этом контексте является уникальной дисциплиной, поскольку интегрирует в себя знания из разных областей: истории, экономики, биологии, экологии и даже социологии. Воспитательный аспект географии заключается в том, что школьники учатся видеть мир в комплексе, понимать взаимосвязи между природными и социальными процессами, что формирует у них целостное мировоззрение и готовность к ответственным решениям в будущем. Учитель географии, используя межпредметные связи, может способствовать формированию у учащихся комплексного понимания современного мира, что играет важную роль в воспитании активного гражданина и ответственного члена общества.
Воспитание на уроках географии также может включать работу над социально значимыми проектами, которые вовлекают учащихся в решение реальных проблем. Такие проекты могут быть связаны с изучением местной экологии, разработкой инициатив по защите природных ресурсов или участием в общественных движениях, направленных на улучшение городской среды. В условиях обновлённых ФГОС важно учитывать воспитательный потенциал проектной деятельности, которая не только развивает исследовательские навыки школьников, но и формирует у них гражданскую ответственность и желание внести свой вклад в общественные процессы. Через участие в подобных проектах школьники учатся сотрудничать, принимать ответственные решения, видеть последствия своих действий для окружающей среды и общества.
Одним из вызовов современного образования является проблема воспитания активного и социально ответственного молодого поколения, способного адаптироваться к меняющимся условиям глобализирующегося мира. Географическое образование, с его акцентом на изучение мировой экономики, миграционных процессов и политических вызовов, способствует формированию у учащихся гибкости мышления, толерантности и готовности к взаимодействию с представителями других культур и народов. В рамках обновлённых ФГОС, учителю географии предоставляется возможность воспитывать у школьников такие важные качества, как открытость миру, уважение к многообразию культур и осознание глобальной взаимозависимости стран и народов. Этот воспитательный аспект географического образования помогает школьникам лучше понимать современные вызовы и развивать навыки, необходимые для успешной интеграции в глобальное сообщество.
В заключение можно отметить, что воспитательный аспект в условиях обновления ФГОС по географии приобретает особую значимость. Учитель географии играет ключевую роль в формировании экологически грамотных, граждански ответственных и социально активных школьников, готовых принимать участие в решении глобальных и региональных проблем. Географическое образование, интегрированное в межпредметные связи, а также использование проектной деятельности и исследовательских методов, создаёт благоприятные условия для воспитания гармонично развитой личности.
Список литературы
1. Ахмеденов К. М. Методы и приемы преподавания географии по обновленному содержанию образования / К. М. Ахмеденов, Б. Б. Абуова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 14 (461). — С. 292-294.
2. Паршина М. Л. Инновации в преподавании географии и биологии в школе / М. Л. Паршина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 34 (481). — С. 162-164.