Название статьи:
Воспитательный час "Дорогою добра " | Дружинина Ольга Михайловна. Работа №313172
Дата публикации:
09.04.2023
Автор:
Дружинина Ольга Михайловна
Описание:
Тема открытого воспитательного часа - дискуссии «Дорогою добра» выбрана не случайно. Сегодня довольно часто можно услышать, что зло одолело добро, что каждый живет сам по себе, не вникая в проблемы других, люди стали черствее, жестче, агрессивнее, разучились быть снисходительнее, уступчивее, миролюбивее. Поэтому вполне оправдано обращение к таким извечным нравственным категориям, как толерантность, доброта, милосердие, терпимость, сострадание, уважение и другие качества. Каждый из нас живет в обществе, и для того, чтобы всем было комфортно, приятно, необходимо следовать простым нормам нравственности.
ГБОУ Губернаторская Куртамышская кадетская школа-интернат
Методическая разработка
воспитательного часа
- дискуссии
Дорогою добра
7 класс.
Автор – составитель:
Дружинина Ольга Михайловна,
воспитатель,
высшая категория.
2023 год.
Воспитательный час-дискуссия Дорогою добра!
Актуальность:
Тема открытого воспитательного часа - дискуссии Дорогою добра выбрана не случайно. Сегодня довольно часто можно услышать, что зло одолело добро, что каждый живет сам по себе, не вникая в проблемы других, люди стали черствее, жестче, агрессивнее, разучились быть снисходительнее, уступчивее, миролюбивее. Поэтому вполне оправдано обращение к таким извечным нравственным категориям, как толерантность, доброта, милосердие, терпимость, сострадание, уважение и другие качества. Каждый из нас живет в обществе, и для того, чтобы всем было комфортно, приятно, необходимо следовать простым нормам нравственности.
Выбор именно этой темы воспитательного часа основан проблемой подросткового возраста, где учащиеся приходят в школу в первую очередь для общения, а у нас они еще и проживают в общежитии большую часть времени в отдалении от родителей, поэтому очень важно научить детей правильному общению, умению слушать друг друга, проявлять терпение, гуманность.
Цель:
Создание условий для формирования духовных и нравственных качеств личности.
Задачи:
-Расширить знания учащихся о понятии толерантности, совершенствовать работу с текстом.
- Способствовать развитию уважительного отношения между сверстниками; воспитывать чувства коллективизма, сплоченности;
- Способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.
Форма проведения: дискуссия
Форма взаимодействия: коллективная, групповая.
Методы: диспут, этическая беседа, воспитывающие ситуации, упражнения.
Оборудование и материалы:
Раздаточный материал (правила, цитаты).
Презентация и мультимедийный проектор.
Цитаты:
Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно сострадание. (Л.Толстой)
Милосердие состоит не только в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего не в осуждении ближнего, а в уважении его человеческого достоинства. (Л.Толстой)
Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле. (Л.Толстой)
Время проведения мероприятия: 40 минут
Возраст: 14-15 лет
Предполагаемый результат:
Воспитанники на занятии должны научиться слышать и слушать; высказывать свою точку зрения; работать в группах; чувствовать ответственность за свои действия и за происходящее внутри их коллектива и в целом общества; анализировать собственное поведение; обогатить свой нравственный опыт.
Ход мероприятия.
Заходя в класс, ученики берут листочки разного цвета (желтый, зеленый, синий), затем по цветовой гамме рассаживаются за столы (образуется 3 группы по 3 человека).
1.Орг. момент. (2-3 минуты)Слайд 1.
Добрый день уважаемые гости, добрый день ребята. Я рада приветствовать вас на нашем занятии Дорогою добра.
Представление и знакомство. Упражнение Я - . . .
(Воспитатель обращается с просьбой представиться в группе, назвав любое качество, которое начинается с той же буквы, что и его имя. Например, Я Ольга - обаятельная (продолжают дети).
Вот мы с вами представились и познакомились. И вам, ребята, хотелось назвать, наверное, прежде всего, свои лучшие качества и у вас это получилось.
2. Основная часть (25-28 минут) Слайд 2.
Нам всем хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по именам, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, учиться жить вместе, стараться никого не обижать, принимая друг друга такими, какие мы есть. Вы выбрали определенный цвет и сели по группам, значит у вас есть что-то общее. Так вот мы с вами на занятии выясним, какие черты личности, характера являются похожими.
Начинаем работу с вами в группах. Давайте вспомним правила работы в группах. (Они написаны большими буквами на листах каждой группы, дети про себя их прочитывают. Такие же правила находятся на столах гостей)
Правила работы в группах:
Искренность в общении – открытое выражение чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе, никто не обижается на высказывания других членов группы.
Определение сильных сторон личности – во время занятий каждый участник тренинга стремится подчеркнуть положительные качества другого участника, с которым вместе работает.
Активное участие в работе группы – стремление общаться со всеми членами группы, независимо от симпатий, не замыкаться в себе, даже если узнали о себе что-то не очень приятное.
Уважение к говорящему – когда высказывается кто-либо из членов группы, мы его внимательно слушаем, даем возможность сказать то, что он хочет, не перебиваем до тех пор, пока он не закончит говорить, и лишь после этого мы задаем свои вопросы, благодарим его или спорим с ним.
Принимаем данные правила на сегодняшней дискуссии? Да, тогда начинаем.
Ребята у меня в руках шары, в этих 6 шарах спрятаны некоторые черты личности, которые определяют одно из понятий. С этим понятием мы и познакомимся сегодня. Ребята, давайте посмотрим, что же находится в шарах.
( Хлопаются шары и дети зачитывают слова – 1)терпение, Слайд 3.
2)чуткость, Слайд 4
3)снисходительность, Слайд 5.
4)доверие, Слайд 6.
5)доброжелательность, Слайд 7
6) сопереживание.Слайд 8.
Знаете ли вы каким одним словом можно объединить эти черты личности?
Это слово –ТОЛЕРАНТНОСТЬ ( воспитателем лопается последний 7 шар, в котором понятие – толерантность). Слайд 9
Так что же такое толерантность? Толерантность в переводе с латинского означает терпение, терпимость.
Толерантность-это терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. И определяется оно как уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего народа.
Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.
В нашей школе, в 5, 6, 7 классах кадетами – Емельяновым А., Кучиным И., Тюлигеновым Ж. была проведена анкета Проявляешь ли ты толерантность? и сейчас Кучин И. вас ознакомит с ее результатами, а мы с вами увидим и сравним, какой же класс у нас самый толерантный. (Зачитываются результаты анкет). (Приложение 1) Слайд 10 -11
Слайд 12
Проявлять толерантность- это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям.
Каждый человек обладает правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность
- Таким образом, примеры проявления толерантности у учащихся нашей кадетской школы проявляются в следующем: вы умеете дружить, слышать и слушать друг друга, ни кого не обижать и самим не обижаться, умеете друг за друга постоять и помочь другому. У вас развивается чувство долга и ответственности перед коллективом, желание поддержать честь школы, класса.
2.1 Смысловая поддержка. Работа с афоризмами.
Вот видите, сколько в нас доброты терпения, уважения, сострадания.
Много великих людей писателей, поэтов, философов высказывались о хороших человеческих качествах.
У каждой группы на столе лежит по 1высказыванию Л.Н.Толстого. Слайд 13.
Подумайте, о чем говорит каждое из них.
Передайте эти мысли своими словами.
(на столах карточки, на которых записаны афоризмы. Группа читает свои афоризмы и пытаются их объяснить. Воспитатель помогает им в случае необходимости.
- Согласны или не согласны с высказываниями?
-Как вы понимаете смысл афоризма?
-Приведите примеры, используя слова мы считаем…, мы думаем…., мы согласны или не согласны …..)
Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно сострадание. (Л.Н.Толстой)
Милосердие состоит не только в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего не в осуждении ближнего, а в уважении его человеческого достоинства. (Л.Н.Толстой)
Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле. (Л.Н.Толстой)
(Обобщение воспитателем ответов детей)
Воспитатель: Все мы живём в обществе, вокруг нас находятся люди и мы должны научиться жить в мире и согласии. Каждый твой поступок – это результат твоего отношения к самому себе, людям и миру. Совершая определенные поступки, ты размышляешь о последствиях их не только для себя, но и для других людей.
И все мы с вами живем на одной планете, в одной стране, в одном городе, в одном общежитии, в одном доме и мы должны жить и понимать друг друга, доверять друг другу, уважать друг друга, не бояться и дружить.
У вас было домашнее задание, приготовить сценку из вашей жизни.
Сейчас вы ее посмотрите и ответите на вопросы:
Что положительного в ситуации?
Что в ней отрицательное?
Чему нас учит ситуация?
Как бы вы поступили в такой ситуации?
Слайд 14.
Сейчас мы рассмотрели ситуацию из вашей жизни. Но есть и масштабные проблемы, связаны с интолерантным поведением.
Толерантность должна быть и на уровне государств.
В наши дни ситуация во многих странах очень не спокойная: война в Сирии, в Ираке, конфликты в Израиле, Ливии, Палестине, на Украине и других странах.
Сегодня у нас присутствует внештатный корреспондент, который собрал материал о неспокойной ситуации на Украине, так как в этой стране живет много наших соотечественников.
Слайд 15-16
( Воспитанник рассказывает о сложившейся ситуации на Украине, о беженцах, о семьях, которые живут на территории района, о помощи, в которой они нуждаются. Призывает организовать акцию Дорогою Добра) Слайд 17.
-Ребята, а что вы думаете о ситуации на Украине?
- Как вы считаете, ребята, в нашей школе( классе) мы можем говорить о фактах толерантности? Если да, приведите примеры?
3.Заключительная часть (8-9 минут)
Рефлексия.
Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты, терпимости и толерантности. Ведь толерантность – это путь к успеху.
Кто согласен с сегодняшними нашими высказываниями, мыслями, выводами прошу встать в круг и поприветствовать друг друга Техасскими объятиями Слайд 18.
( Исполняется песня воспитанницей Дорогою добра)
(Все встают в ровный круг лицом внутрь очень тесно друг к другу. Затем кладут руки друг другу на плечи, поднимают правую ногу и вытягивают ее к центру круга, и по команде ведущего все делают шаг внутрь, во время песни мы в кругу качаемся обнявшись.).
(На фоне песни идут слайды кадет) Слайды 19, 20, 21, 22, 23,24
- Благодарю всех за активное участие. Я надеюсь, что наша дискуссия оставила глубокий след в душе каждого, помогла нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир. Пусть каждый из вас, пусть наш класс, наша школа, наш город и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты.
Домашнее задание.
-Чтобы еще больше развить в себе положительных черт характера нужно больше читать стихов и рассказов о человеческих ценностях, толерантности. И к следующему занятию нужно вам написать сочинение на т ему Смогу ли я назвать себя толерантным?.
Слайд 25.
Приложение.
1. Анкета Проявляешь ли ты толерантность?
Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, помогать друг другу, относиться друг к другу терпимо, чтобы строить мирное будущее.
Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным
1. Для того, чтобы не было войны...
а) Нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!
б) Нужно понимать, почему они происходят.
2. В школе говорят о героях, проявивших толерантность...
а) Это тебя не интересует.
б) Ты хочешь узнать об этих героях.
3. Ты противостоишь насилию...
а) Насилием.
б) Ты присоединяешься к другим людям, чтобы сказать НЕТ.
4. Один товарищ тебя предал...
а) Ты мстишь ему.
б) Ты пытаешься объясниться с ним.
5. Когда говорят о детях, пострадавших от войны...
а) Ты об этом услышал и забыл.
б) Ты ищешь возможность для того, чтобы проявить с ними солидарность.
6. Ты не согласен с кем-то...
а) Ты не даешь ему говорить.
б) Ты все-таки слушаешь его.
7. В классе ты уже ответил...
а) Тебе хочется отвечать еще.
б) Ты предоставляешь возможность другим ответить.
8. Тебе предлагают переписываться с каким-нибудь иностранцем...
а) Ты не испытываешь ни потребности переписываться, ни потребности делиться мечтами.
б) Ты хочешь переписываться, чтобы поделиться с ним своими мечтами.
Сосчитай, сколько б получилось.
Если у тебя одни б: Прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность. Ты являешься будущим гражданином мира, ответственным и солидарным, активным проводником мира. Объясни своим друзьям, как тебе это удается.
Если у тебя от 3 до 7 б: Да! Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с нетолерантностью.
Если у тебя менее 3 б: Ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Однако если бы ты был настроен более оптимистично и тебе нравилось дискутировать, ты мог бы стать более счастливым! Давай, приложи еще немного усилий.
2. Правила работы в группах:
1. Искренность в общении – открытое выражение чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе, никто не обижается на высказывания других членов группы.
2. Определение сильных сторон личности – во время занятий каждый участник тренинга стремится подчеркнуть положительные качества другого участника, с которым вместе работает.
3. Активное участие в работе группы – стремление общаться со всеми членами группы, независимо от симпатий, не замыкаться в себе, даже если узнали о себе что-то не очень приятное.
4. Уважение к говорящему – когда высказывается кто-либо из членов группы, мы его внимательно слушаем, даем возможность сказать то, что он хочет, не перебиваем до тех пор, пока он не закончит говорить, и лишь после этого мы задаем свои вопросы, благодарим его или спорим с ним.
Самоанализ воспитательного часа: Дорогою добра!
29.01.2015 год, классный кабинет, воспитатель Дружинина О.М.,
группа воспитанников 7 класса (14-15 лет).
1.Данный воспитательный час входит в систему моей воспитательной работы, основанной на личностно-гуманной педагогике, во главу угла которой ставится воспитание личности через развитие ее духовного и нравственного потенциала; способствуя раскрытию и созиданию в ребенке черт и качеств Благородства.
Цель мероприятия:
Создание условий для формирования духовных и нравственных качеств личности.
Для реализации данной цели мною ставились следующие задачи:
Расширить знания учащихся о понятии толерантности, совершенствовать работу с текстом;
Способствовать развитию уважительного отношения между сверстниками; воспитывать чувства коллективизма, сплоченности;
Способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.
Выбрана форма воспитательного часа - дискуссия.
Дискуссия- это класс делится на группы, представители которых высказываются в защиту противоположных позиций по данному вопросу; такая форма помогает вовлечь учащихся в обсуждение различных проблем, учит выслушивать и понимать мнение других, отстаивать свою точку зрения.
Методы обучения:
словесно – эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы;
частично – поисковый – выполнение работы в группах;
наглядно – образный –презентация.
Форма проведения: дискуссия
Использованные формы работы: фронтальная беседа, работа в группах.По своей структуре воспитательный час условно был поделен на несколько смысловых блоков:
По своей структуре воспитательный час условно был поделен на несколько смысловых блоков:
1 блок: Проблемно – мотивационный блок. В настоящее время тема мотивации очень актуальна. Ведь большинство из нас понимает, что главной движущей силой человека является именно мотивация. Если у вас нет сильного мотива к достижению цели, то, скорее всего, вы не получаете желаемое.
2 блок: Информационный -аналитическийблок.Информация стала неотделимой составляющей нашей жизни и насущной потребностью людей, а умение работать с информацией является составляющей личности.Самостоятельности мыслительной деятельности; умение находить решение проблемы, используя знания и дополнительные источники.
3 блок: Рефлексивный блок. Через рефлексию – дети учатся размышлять, направлять на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.
На раскрытие темытакже работали: убедительность формулировок, четкость подобранного текста, эмоциональность.
Содержание воспитательного часа, на мой взгляд, соответствовало тематической направленности и технологии проведения мероприятия уровню развития коллектива воспитанников.
Выбор именно этой темы воспитательного часа основан проблемой подросткового возраста, где учащиеся приходят в школу в первую очередь для общения, а у нас они еще и проживают в общежитии большую часть времени в отдалении от родителей, поэтому очень важно научить детей правильному общению, умению слушать друг друга, проявлять терпение, гуманность.
Мероприятие подготовлено с учетом возрастных особенностей детей.
2.Мероприятие подготовлено и проведено на областном семинаре, проходившем на базе Куртамышской кадетской школы-интернат.
В моем взводе проживают разновозрастные дети, 14-17 лет, и поэтому тема толерантности для воспитанников очень актуальна.
Дети активны, каждый хочет чем-то выделиться перед другими, часто эти способы интолерантны.
Воспитательное мероприятие подготовлено с использованием системно-деятельностного подхода.
При подготовке к воспитательному часу была просмотрена литература по толерантности- методические разработки классных часов, методические рекомендации к проведению мероприятий данного характера. Просмотрена психолого-педагогическая характеристика данной группы детей.
Воспитанники с интересом помогали в подготовке данного мероприятия – проводили анкетирование в классах; собрали информацию по конфликту в Украине. При подготовке они чувствовали и понимали необходимость и значимость предстоящей деятельности.
3. На данном воспитательном часе ребята инсценировали ситуации, которые самостоятельно находили из жизни класса, школы, правильно их проанализировали, нашли выход из этих ситуаций с точки зрения толерантности.
Выбор работы в группах неспроста, он объединяет много задач - это учит умению работать в коллективе, это сплачивает детей, они не боятся высказывать свои мнения, находить общий знаменатель, учатся слушать и слышать друг друга, а это тоже проявление толерантности, способствует развитию уважительного отношения между учащимися, воспитывает коммуникативную культуру и т.д.
4.Общая оценка воспитательного мероприятия.
На начальном этапе воспитательного часа наблюдался некоторый психологический дискомфорт, который я старалась сгладить рациональным использованием учебного времени, коррекцией действий по тактическому общению, владению общей педагогической культурой при работе с детьми. Мероприятие цели и задач достигло. Считаю, в целом, на занятии были успешно реализованы поставленные задачи; тема вызвала интерес и активную работу учащихся.
Думаю, что тему можно продолжить рядом последующих воспитательных часов на тему толерантности.
HYPER13PAGE HYPER15
4
Скачать работу
Методическая разработка
воспитательного часа
- дискуссии
Дорогою добра
7 класс.
Автор – составитель:
Дружинина Ольга Михайловна,
воспитатель,
высшая категория.
2023 год.
Воспитательный час-дискуссия Дорогою добра!
Актуальность:
Тема открытого воспитательного часа - дискуссии Дорогою добра выбрана не случайно. Сегодня довольно часто можно услышать, что зло одолело добро, что каждый живет сам по себе, не вникая в проблемы других, люди стали черствее, жестче, агрессивнее, разучились быть снисходительнее, уступчивее, миролюбивее. Поэтому вполне оправдано обращение к таким извечным нравственным категориям, как толерантность, доброта, милосердие, терпимость, сострадание, уважение и другие качества. Каждый из нас живет в обществе, и для того, чтобы всем было комфортно, приятно, необходимо следовать простым нормам нравственности.
Выбор именно этой темы воспитательного часа основан проблемой подросткового возраста, где учащиеся приходят в школу в первую очередь для общения, а у нас они еще и проживают в общежитии большую часть времени в отдалении от родителей, поэтому очень важно научить детей правильному общению, умению слушать друг друга, проявлять терпение, гуманность.
Цель:
Создание условий для формирования духовных и нравственных качеств личности.
Задачи:
-Расширить знания учащихся о понятии толерантности, совершенствовать работу с текстом.
- Способствовать развитию уважительного отношения между сверстниками; воспитывать чувства коллективизма, сплоченности;
- Способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.
Форма проведения: дискуссия
Форма взаимодействия: коллективная, групповая.
Методы: диспут, этическая беседа, воспитывающие ситуации, упражнения.
Оборудование и материалы:
Раздаточный материал (правила, цитаты).
Презентация и мультимедийный проектор.
Цитаты:
Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно сострадание. (Л.Толстой)
Милосердие состоит не только в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего не в осуждении ближнего, а в уважении его человеческого достоинства. (Л.Толстой)
Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле. (Л.Толстой)
Время проведения мероприятия: 40 минут
Возраст: 14-15 лет
Предполагаемый результат:
Воспитанники на занятии должны научиться слышать и слушать; высказывать свою точку зрения; работать в группах; чувствовать ответственность за свои действия и за происходящее внутри их коллектива и в целом общества; анализировать собственное поведение; обогатить свой нравственный опыт.
Ход мероприятия.
Заходя в класс, ученики берут листочки разного цвета (желтый, зеленый, синий), затем по цветовой гамме рассаживаются за столы (образуется 3 группы по 3 человека).
1.Орг. момент. (2-3 минуты)Слайд 1.
Добрый день уважаемые гости, добрый день ребята. Я рада приветствовать вас на нашем занятии Дорогою добра.
Представление и знакомство. Упражнение Я - . . .
(Воспитатель обращается с просьбой представиться в группе, назвав любое качество, которое начинается с той же буквы, что и его имя. Например, Я Ольга - обаятельная (продолжают дети).
Вот мы с вами представились и познакомились. И вам, ребята, хотелось назвать, наверное, прежде всего, свои лучшие качества и у вас это получилось.
2. Основная часть (25-28 минут) Слайд 2.
Нам всем хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по именам, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, учиться жить вместе, стараться никого не обижать, принимая друг друга такими, какие мы есть. Вы выбрали определенный цвет и сели по группам, значит у вас есть что-то общее. Так вот мы с вами на занятии выясним, какие черты личности, характера являются похожими.
Начинаем работу с вами в группах. Давайте вспомним правила работы в группах. (Они написаны большими буквами на листах каждой группы, дети про себя их прочитывают. Такие же правила находятся на столах гостей)
Правила работы в группах:
Искренность в общении – открытое выражение чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе, никто не обижается на высказывания других членов группы.
Определение сильных сторон личности – во время занятий каждый участник тренинга стремится подчеркнуть положительные качества другого участника, с которым вместе работает.
Активное участие в работе группы – стремление общаться со всеми членами группы, независимо от симпатий, не замыкаться в себе, даже если узнали о себе что-то не очень приятное.
Уважение к говорящему – когда высказывается кто-либо из членов группы, мы его внимательно слушаем, даем возможность сказать то, что он хочет, не перебиваем до тех пор, пока он не закончит говорить, и лишь после этого мы задаем свои вопросы, благодарим его или спорим с ним.
Принимаем данные правила на сегодняшней дискуссии? Да, тогда начинаем.
Ребята у меня в руках шары, в этих 6 шарах спрятаны некоторые черты личности, которые определяют одно из понятий. С этим понятием мы и познакомимся сегодня. Ребята, давайте посмотрим, что же находится в шарах.
( Хлопаются шары и дети зачитывают слова – 1)терпение, Слайд 3.
2)чуткость, Слайд 4
3)снисходительность, Слайд 5.
4)доверие, Слайд 6.
5)доброжелательность, Слайд 7
6) сопереживание.Слайд 8.
Знаете ли вы каким одним словом можно объединить эти черты личности?
Это слово –ТОЛЕРАНТНОСТЬ ( воспитателем лопается последний 7 шар, в котором понятие – толерантность). Слайд 9
Так что же такое толерантность? Толерантность в переводе с латинского означает терпение, терпимость.
Толерантность-это терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. И определяется оно как уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего народа.
Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.
В нашей школе, в 5, 6, 7 классах кадетами – Емельяновым А., Кучиным И., Тюлигеновым Ж. была проведена анкета Проявляешь ли ты толерантность? и сейчас Кучин И. вас ознакомит с ее результатами, а мы с вами увидим и сравним, какой же класс у нас самый толерантный. (Зачитываются результаты анкет). (Приложение 1) Слайд 10 -11
Слайд 12
Проявлять толерантность- это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям.
Каждый человек обладает правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность
- Таким образом, примеры проявления толерантности у учащихся нашей кадетской школы проявляются в следующем: вы умеете дружить, слышать и слушать друг друга, ни кого не обижать и самим не обижаться, умеете друг за друга постоять и помочь другому. У вас развивается чувство долга и ответственности перед коллективом, желание поддержать честь школы, класса.
2.1 Смысловая поддержка. Работа с афоризмами.
Вот видите, сколько в нас доброты терпения, уважения, сострадания.
Много великих людей писателей, поэтов, философов высказывались о хороших человеческих качествах.
У каждой группы на столе лежит по 1высказыванию Л.Н.Толстого. Слайд 13.
Подумайте, о чем говорит каждое из них.
Передайте эти мысли своими словами.
(на столах карточки, на которых записаны афоризмы. Группа читает свои афоризмы и пытаются их объяснить. Воспитатель помогает им в случае необходимости.
- Согласны или не согласны с высказываниями?
-Как вы понимаете смысл афоризма?
-Приведите примеры, используя слова мы считаем…, мы думаем…., мы согласны или не согласны …..)
Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно сострадание. (Л.Н.Толстой)
Милосердие состоит не только в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего не в осуждении ближнего, а в уважении его человеческого достоинства. (Л.Н.Толстой)
Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле. (Л.Н.Толстой)
(Обобщение воспитателем ответов детей)
Воспитатель: Все мы живём в обществе, вокруг нас находятся люди и мы должны научиться жить в мире и согласии. Каждый твой поступок – это результат твоего отношения к самому себе, людям и миру. Совершая определенные поступки, ты размышляешь о последствиях их не только для себя, но и для других людей.
И все мы с вами живем на одной планете, в одной стране, в одном городе, в одном общежитии, в одном доме и мы должны жить и понимать друг друга, доверять друг другу, уважать друг друга, не бояться и дружить.
У вас было домашнее задание, приготовить сценку из вашей жизни.
Сейчас вы ее посмотрите и ответите на вопросы:
Что положительного в ситуации?
Что в ней отрицательное?
Чему нас учит ситуация?
Как бы вы поступили в такой ситуации?
Слайд 14.
Сейчас мы рассмотрели ситуацию из вашей жизни. Но есть и масштабные проблемы, связаны с интолерантным поведением.
Толерантность должна быть и на уровне государств.
В наши дни ситуация во многих странах очень не спокойная: война в Сирии, в Ираке, конфликты в Израиле, Ливии, Палестине, на Украине и других странах.
Сегодня у нас присутствует внештатный корреспондент, который собрал материал о неспокойной ситуации на Украине, так как в этой стране живет много наших соотечественников.
Слайд 15-16
( Воспитанник рассказывает о сложившейся ситуации на Украине, о беженцах, о семьях, которые живут на территории района, о помощи, в которой они нуждаются. Призывает организовать акцию Дорогою Добра) Слайд 17.
-Ребята, а что вы думаете о ситуации на Украине?
- Как вы считаете, ребята, в нашей школе( классе) мы можем говорить о фактах толерантности? Если да, приведите примеры?
3.Заключительная часть (8-9 минут)
Рефлексия.
Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты, терпимости и толерантности. Ведь толерантность – это путь к успеху.
Кто согласен с сегодняшними нашими высказываниями, мыслями, выводами прошу встать в круг и поприветствовать друг друга Техасскими объятиями Слайд 18.
( Исполняется песня воспитанницей Дорогою добра)
(Все встают в ровный круг лицом внутрь очень тесно друг к другу. Затем кладут руки друг другу на плечи, поднимают правую ногу и вытягивают ее к центру круга, и по команде ведущего все делают шаг внутрь, во время песни мы в кругу качаемся обнявшись.).
(На фоне песни идут слайды кадет) Слайды 19, 20, 21, 22, 23,24
- Благодарю всех за активное участие. Я надеюсь, что наша дискуссия оставила глубокий след в душе каждого, помогла нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир. Пусть каждый из вас, пусть наш класс, наша школа, наш город и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты.
Домашнее задание.
-Чтобы еще больше развить в себе положительных черт характера нужно больше читать стихов и рассказов о человеческих ценностях, толерантности. И к следующему занятию нужно вам написать сочинение на т ему Смогу ли я назвать себя толерантным?.
Слайд 25.
Приложение.
1. Анкета Проявляешь ли ты толерантность?
Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, помогать друг другу, относиться друг к другу терпимо, чтобы строить мирное будущее.
Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным
1. Для того, чтобы не было войны...
а) Нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!
б) Нужно понимать, почему они происходят.
2. В школе говорят о героях, проявивших толерантность...
а) Это тебя не интересует.
б) Ты хочешь узнать об этих героях.
3. Ты противостоишь насилию...
а) Насилием.
б) Ты присоединяешься к другим людям, чтобы сказать НЕТ.
4. Один товарищ тебя предал...
а) Ты мстишь ему.
б) Ты пытаешься объясниться с ним.
5. Когда говорят о детях, пострадавших от войны...
а) Ты об этом услышал и забыл.
б) Ты ищешь возможность для того, чтобы проявить с ними солидарность.
6. Ты не согласен с кем-то...
а) Ты не даешь ему говорить.
б) Ты все-таки слушаешь его.
7. В классе ты уже ответил...
а) Тебе хочется отвечать еще.
б) Ты предоставляешь возможность другим ответить.
8. Тебе предлагают переписываться с каким-нибудь иностранцем...
а) Ты не испытываешь ни потребности переписываться, ни потребности делиться мечтами.
б) Ты хочешь переписываться, чтобы поделиться с ним своими мечтами.
Сосчитай, сколько б получилось.
Если у тебя одни б: Прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность. Ты являешься будущим гражданином мира, ответственным и солидарным, активным проводником мира. Объясни своим друзьям, как тебе это удается.
Если у тебя от 3 до 7 б: Да! Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с нетолерантностью.
Если у тебя менее 3 б: Ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Однако если бы ты был настроен более оптимистично и тебе нравилось дискутировать, ты мог бы стать более счастливым! Давай, приложи еще немного усилий.
2. Правила работы в группах:
1. Искренность в общении – открытое выражение чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе, никто не обижается на высказывания других членов группы.
2. Определение сильных сторон личности – во время занятий каждый участник тренинга стремится подчеркнуть положительные качества другого участника, с которым вместе работает.
3. Активное участие в работе группы – стремление общаться со всеми членами группы, независимо от симпатий, не замыкаться в себе, даже если узнали о себе что-то не очень приятное.
4. Уважение к говорящему – когда высказывается кто-либо из членов группы, мы его внимательно слушаем, даем возможность сказать то, что он хочет, не перебиваем до тех пор, пока он не закончит говорить, и лишь после этого мы задаем свои вопросы, благодарим его или спорим с ним.
Самоанализ воспитательного часа: Дорогою добра!
29.01.2015 год, классный кабинет, воспитатель Дружинина О.М.,
группа воспитанников 7 класса (14-15 лет).
1.Данный воспитательный час входит в систему моей воспитательной работы, основанной на личностно-гуманной педагогике, во главу угла которой ставится воспитание личности через развитие ее духовного и нравственного потенциала; способствуя раскрытию и созиданию в ребенке черт и качеств Благородства.
Цель мероприятия:
Создание условий для формирования духовных и нравственных качеств личности.
Для реализации данной цели мною ставились следующие задачи:
Расширить знания учащихся о понятии толерантности, совершенствовать работу с текстом;
Способствовать развитию уважительного отношения между сверстниками; воспитывать чувства коллективизма, сплоченности;
Способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.
Выбрана форма воспитательного часа - дискуссия.
Дискуссия- это класс делится на группы, представители которых высказываются в защиту противоположных позиций по данному вопросу; такая форма помогает вовлечь учащихся в обсуждение различных проблем, учит выслушивать и понимать мнение других, отстаивать свою точку зрения.
Методы обучения:
словесно – эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы;
частично – поисковый – выполнение работы в группах;
наглядно – образный –презентация.
Форма проведения: дискуссия
Использованные формы работы: фронтальная беседа, работа в группах.По своей структуре воспитательный час условно был поделен на несколько смысловых блоков:
По своей структуре воспитательный час условно был поделен на несколько смысловых блоков:
1 блок: Проблемно – мотивационный блок. В настоящее время тема мотивации очень актуальна. Ведь большинство из нас понимает, что главной движущей силой человека является именно мотивация. Если у вас нет сильного мотива к достижению цели, то, скорее всего, вы не получаете желаемое.
2 блок: Информационный -аналитическийблок.Информация стала неотделимой составляющей нашей жизни и насущной потребностью людей, а умение работать с информацией является составляющей личности.Самостоятельности мыслительной деятельности; умение находить решение проблемы, используя знания и дополнительные источники.
3 блок: Рефлексивный блок. Через рефлексию – дети учатся размышлять, направлять на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.
На раскрытие темытакже работали: убедительность формулировок, четкость подобранного текста, эмоциональность.
Содержание воспитательного часа, на мой взгляд, соответствовало тематической направленности и технологии проведения мероприятия уровню развития коллектива воспитанников.
Выбор именно этой темы воспитательного часа основан проблемой подросткового возраста, где учащиеся приходят в школу в первую очередь для общения, а у нас они еще и проживают в общежитии большую часть времени в отдалении от родителей, поэтому очень важно научить детей правильному общению, умению слушать друг друга, проявлять терпение, гуманность.
Мероприятие подготовлено с учетом возрастных особенностей детей.
2.Мероприятие подготовлено и проведено на областном семинаре, проходившем на базе Куртамышской кадетской школы-интернат.
В моем взводе проживают разновозрастные дети, 14-17 лет, и поэтому тема толерантности для воспитанников очень актуальна.
Дети активны, каждый хочет чем-то выделиться перед другими, часто эти способы интолерантны.
Воспитательное мероприятие подготовлено с использованием системно-деятельностного подхода.
При подготовке к воспитательному часу была просмотрена литература по толерантности- методические разработки классных часов, методические рекомендации к проведению мероприятий данного характера. Просмотрена психолого-педагогическая характеристика данной группы детей.
Воспитанники с интересом помогали в подготовке данного мероприятия – проводили анкетирование в классах; собрали информацию по конфликту в Украине. При подготовке они чувствовали и понимали необходимость и значимость предстоящей деятельности.
3. На данном воспитательном часе ребята инсценировали ситуации, которые самостоятельно находили из жизни класса, школы, правильно их проанализировали, нашли выход из этих ситуаций с точки зрения толерантности.
Выбор работы в группах неспроста, он объединяет много задач - это учит умению работать в коллективе, это сплачивает детей, они не боятся высказывать свои мнения, находить общий знаменатель, учатся слушать и слышать друг друга, а это тоже проявление толерантности, способствует развитию уважительного отношения между учащимися, воспитывает коммуникативную культуру и т.д.
4.Общая оценка воспитательного мероприятия.
На начальном этапе воспитательного часа наблюдался некоторый психологический дискомфорт, который я старалась сгладить рациональным использованием учебного времени, коррекцией действий по тактическому общению, владению общей педагогической культурой при работе с детьми. Мероприятие цели и задач достигло. Считаю, в целом, на занятии были успешно реализованы поставленные задачи; тема вызвала интерес и активную работу учащихся.
Думаю, что тему можно продолжить рядом последующих воспитательных часов на тему толерантности.
HYPER13PAGE HYPER15
4