Воспитательный час «Воспитывать природой, воспитывать красотой» | Мальцева Людмила Ивановна. Работа №338292
Воспитательный час "Воспитывать природой, воспитывать красотой" посвящается памяти В.А. Сухомлинского. Цель проведения: расширить представления детей о творчестве В.А. Сухомлинского, прививать любовь к природе, развивать артистизм, творческие способности.
Василий Александрович Сухомлинский - педагог-новатор и известный детский писатель. Это разработчик педагогической системы, которая базируется на признании личности ребенка наивысшей ценностью.
Воспитывать природой, воспитывать красотой.
Посвящается памяти
Василия Александровича Сухомлинского.
Подготовила: учитель начальных классов
МБОУ Комсомольская школа №1
Мальцева Людмила Ивановна
Цель: расширить представления детей о творчестве В.А. Сухомлинского, прививать любовь к природе, развивать артистизм, творческие способности.
Звучит Вальс цветов П.И.Чайковского. Девочки танцуют, потом расходятся полукругом.
Входят Аленка и Андрей.
Аленка – Ой, где мы? Куда попали? Мы же только что сидели в библиотеке и читали книгу В.А. Сухомлинского Сказки Школы под Голубым Небом?
Андрей – Да. А почему его книга имеет такое название, ты знаешь?
Аленка – Нет. (подергивает плечами)
Учитель: Вы, ребята, попали к нам во 2-А класс на воспитательный час:
Воспитывать природой, воспитывать красотой.
Посвящается памяти Василия Александровича Сухомлинского.
Присаживайтесь и слушайте.
Чтобы ребенок вырос воспитанным нравственно, нужно сделать его сердце тревожным, отзывчивым, хрупким, потому что подлинная душевная стойкость, мужество, верность принципам немыслимы именно без тонкости и хрупкости.
Нужно, чтобы у ребенка была глубокая вера в человека, чтобы рядом с ним была яркая человеческая личность. И, наконец, считает В.Сухомлинский, нужно, чтобы ребенок жил в мире прекрасного, чувствовал, создавал и сохранял красоту в природе и в человеческих взаимоотношениях, потому что духовная жизнь в мире прекрасного рождает потребность быть красивым.
Свою школу великий педагог В.А. Сухомлинский называл школой радости.
Теплыми вечерами, когда на голубом небе вспыхивала первая звезда, под столетним дубом он собирал детей, и они сочиняли сказки обо всем, что видели.
Вот поэтому и назвал Сухомлинский свою книгу Сказки Школы под Голубым Небом
И мы с ребятами на своих уроках переносимся в страну Сказок, мечтаем, сочиняем свои сказки.
Послушайте, что у нас получилось. (читают 1-2 свои сказки)
Посмотрите на выставку рисунков по сказкам, выполненную нашими второклассниками.
А вот как ребята оформляют свои сказки.
В Школе радости большое внимание уделялось слушанию музыки – музыкальных произведений и музыки природы.
Музыкальная мелодия как бы призывала человека – остановись, прислушайся к музыке природы, наслаждайся красотой мира, береги эту красоту и умножай ее.
Ранней осенью, когда в прозрачном воздухе отчетливо слышится каждый звук, в предвечернюю пору дети садились на зеленой лужайке и слушали мелодию Полет шмеля из оперы Сказка о царе Салтане Н. Римского-Корсакова.
Прислушайтесь, и вы услышите пчелиную арфу, жужжанье шмеля.
Вот он, большой, лохматый, то поднимается над цветком, то опускается.
Тихий солнечный день бабьего лета, под лучами солнца горит разноцветное убранство деревьев, слышится пение осенних птиц, доносится рокотанье трактора, в небесах лазури – ключ улетающих гусей.
Дети слушали Осеннюю песню (Октябрь) П. Чайковского
Пришла первая весна Школы радости, зажурчали ручьи, зацвели подснежники, зазвучала пчелиная арфа в белом разливе яблонь и груш.
В эти дни дети слушали музыку весеннего леса, голубого неба, лугов и степей.
В первый солнечный апрельский день дети выходили в степь слушать песню жаворонка.
Вот трепещет в небесной лазури серый комочек жизни, до нашего слуха доносится нежный звон серебряного колокольчика;
На основе своего педагогического опыта В.А. Сухомлинский (1918 -1970) написал
35 книг
более 600 статей
1500 сказок, рассказов, новелл для детей.
-Чем же Сухомлинский интересен нам сегодня?
- Тем, что для него все дети без исключения были талантливыми и одаренными.
Сухомлинский говорил: Начинать умственное воспитание детей нужно с развития любознательности.
Сейчас мы проведем викторину по сказкам.
Внимательно читайте вопросы, вспоминайте сказки, а кто знает ответы поднимайте руки.
Вопросы викторины:
Как звали трех поросят?
Что несла бабушке красная Шапочка?
Какого цвета были волосы у Мальвины?
В кого превратился Гадкий утенок?
Что потеряла Золушка на балу?
Кто в болоте поймал стрелу?
Чем уколола палец принцесса?
Что купила Муха на свою денежку?
Какая курица несет золотые яйца?
10.Кто лечит всех зверей?
11.Что больше всего любил Карлсон?
12.Из чего Фея сделала Золушке карету?
Ответы викторины:
Наф-Наф, Ниф-Ниф, Нуф-Нуф.
Пирожки и горшочек масла.
Голубой
В прекрасного лебедя.
Туфельку.
Лягушка.
Веретеном.
Самовар.
Курочка Ряба.
10. Доктор Айболит.
11. Варенье и печенье.
12. Из тыквы.
Дети прекрасно понимают, что комочек земли не может стать живым существом, как понимают они и то, что нет Царевны-Лягушки, Бабы Яги и Кощея Бессмертного.
Но если бы у детей не было всего этого, если бы они не переживали борьбу добра и зла - их мир был бы тесным и неуютным.
Годы детства – это прежде всего воспитание сердца.
Самым лучшим средством воспитания чуткости является красота.
Именно обращение к красоте, облагораживание души, переживание красоты и снимает толстокожесть, утончает чувства ребенка настолько, что он становится восприимчив к слову, а значит, становится воспитываемым.
Свой идеал эстетического воспитания талантливый педагог Сухомлинский усматривал в том, чтобы каждый ребенок, увидев прекрасное, остановился перед ним в изумлении, сделал его частицей своей жизни.
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Все ученики нашего класса посещают кружки: танцуют, поют, играют на музыкальных инструментах, ходят на Умелые ручки, плавают, занимаются футболом, борьбой.
Ученица 5-А класса Осейкина Людмила исполнит произведение Московские окна
Сухомлинский говорил, что ребенок не может жить без смеха.
Надо научить его смеяться, радостно удивляясь, сочувствуя, желая добра, вызывая мудрую и добрую улыбку.
Наши маленькие артисты предлагают улыбнуться и вам вместе с ними.
(Дети рассказывают подготовленные смешинки-веселинки)
- С чего начинается Родина для ребенка?
С родного дома, домашнего очага, его первых друзей.
Постепенно понятие родной дом расширяется. Это уже и родная улица, школа, родной город.
Позже – родная страна, и, наконец, планета Земля – наш общий дом.
Развитие любви и привязанности к малой Родине и служит первой ступенью патриотического воспитания младших школьников.
- Послушайте стихотворения, написанные моими бывшими ученицами Савон Аленой
и Ермоголаевой Юлией о нашем родном крае.
В своей знаменитой книге Сердце отдаю детям
В.А.Сухомлинский пишет:
Хочется, чтобы дети были путешественниками – первооткрывателями и творцами в этом мире.
Мы с ребятами часто путешествуем, узнаем красоту родного края. Давайте вместе посмотрим и вспомним, где мы побывали.
Игра для детей – это способ научиться тому, чему их никто не сможет научить, способ исследования и ориентации в реальном мире.
Наши дети играют везде: на улице, на перерыве в школе, на уроках физкультуры, в игровой форме проходят физкультминутки.
Человек, который любит Пушкина и Гейне, человек, которому хочется сказать красиво о красоте, окружающей его, человек, для которого поиски нужного слова стали такой же потребностью, как потребность созерцать прекрасное,
- такой человек не может стать грубияном, циником.
Красота – средство воспитания чуткой совести. Уже в детстве человек должен научиться осваивать эстетические ценности. Важно, чтобы это освоение продолжалось всю жизнь.
Сухомлинский свое сердце отдал детям. Здесь находятся неравнодушные люди, которые также долгие годы отдают свои сердца детям.
На память об этой встрече примите, пожалуйста, эти символические сердца.
Шуршит букварями осень.
- Учитель! Мы это слово
- С поклоном земным произносим.
- Как будто негромок
- Ваш скромный труд,
- Но что мы без Вас смогли бы?
- Если станки на заре поют,
- Если сады в пустынях цветут,
ВАМ ЗА ЭТО СПАСИБО! (Хором)
Поднимаются Аленка и Андрей, выходят на середину класса.
Аленка - Ребята, нам очень понравилось у вас на классном часе.
Андрей – Мы поняли, что
В 1-ой школе жить не худо,
Есть в ней всякие чуда,
В этой школе все умны,
В творческих делах сильны.
Лучшие пришли сюда,
Полюбуйтесь, господа.
Наш воспитательный час подходит к концу.
На прощание послушайте песню Осень в исполнении ученицы 5-А класса Ирины Гордиенко.
Использованная литература
Беляева И.В. "Воспитание чувства долга у младших школьников". Москва: Просвещение, 2007.
Васильева Е.Л. "Идеи В.А. Сухомлинского в образовании младших школьников". Санкт-Петербург: Питер, 2013.
Гусева Л.А. "Педагогика В.А. Сухомлинского: идеи и методы". Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010.
Коршунов В.П. "Педагогика В.А. Сухомлинского". Москва: Педагогика, 1988.
Ларионова Е.И. "Развитие творческих способностей учащихся по методике В.А. Сухомлинского". Санкт-Петербург: Речь, 2012.
Трофимова Т.Н. "Основные принципы воспитания детей по педагогике В.А. Сухомлинского". Москва: Издательство "Лента", 2002.
Шестакова И.С. "Педагогика доброты по В.А. Сухомлинскому в начальной школе". Москва: Просвещение, 2008.
Источники
https://nsportal.ru/npo-spo/gumanitarnye-nauki/library/2012/04/19/metodicheskiy-material-k-razdelu-istoriya-pedagogiki
https://infourok.ru/doklad-na-temu-vospitatelnye-cennosti-v-pedagogicheskom-nasledii-v-a-suhomlinskogo-7173250.html
https://studfile.net/preview/6872558/
https://multiurok.ru/files/ege-po-russkomu-2023-zadanie-24-leksicheskoe-znach.html
https://infourok.ru/problema-vospitaniya-lichnosti-cheloveka-v-pedagogicheskom-nasledii-v-a-suhomlinskogo-7220797.html
http://referat.resurs.kz/ref/gumanisticheskoe-napravlenie-v-vospitanii-i-obrazovanii-v-deyatelnosti-va-suhomlinskogo/2/
https://studfile.net/preview/6265163/page:8/
https://studfile.net/preview/8362049/page:2/
https://www.informio.ru/publications/id4666/Vospitatelnye-cennosti-v-pedagogicheskom-nasledii-AMSuhomlinskogo
https://xn--d1aux.xn--p1ai/formirovanie-nravstvennyh-kachestv-2/
https://ps.1sept.ru/article.php?ID=201301534
https://sovietpsyhology.narod.ru/suhomlinski_serdce_2_14.htm
https://infourok.ru/doklad-suhamlinskiy-chelovek-i-pedagog-276482.html
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2018/11/20/ped-sistema-suhomlinskogo
https://pedlib.ru/Books/1/0214/1_0214-21.shtml
https://nsportal.ru/user/1214383/page/metodicheskaya-kopilka
https://ppt-online.org/280517
http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000009/st023.shtml
https://ps.1sept.ru/article.php?ID=199905008