Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Воспитательный потенциал – главная ценность иностранного языка | Козленко Олеся Юрьевна. Работа №319885

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Данная статья раскрывает понятие воспитательного потенциала как главной ценности изучения иностранного языка в современных реалиях в таком аспектах как духовно-нравственное воспитание средствами иностранного языка, а также расрывает понятия лингвострановедческго и культуроведческого аспектов воспитания учащихся средствами ИЯ. В данной статье описывается опыт использования УМК Brilliant на базе общеообразовательной школы  на всех уровнях обучения и раскрывается основная цель обучению иностранному языку.

 

 

 

 

Воспитательный потенциал – главная ценность иностранного языка. Духовно-нравственное воспитание средствами ИЯ. Лингвострановедческий и культуроведческий аспекты воспитания учащихся средствами ИЯ.

Каждый школьный предмет является инструментом становления личностных качеств человека, его социальных и духовных ориентиров. Учебный предмет «Иностранный язык» имеет существенную особенность: он как бы «беспредметен», он изучается как средство общения, а тематика и ситуации для речи привносятся извне.

Одной из основных целей обучения иностранному языку является развитие личности, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в изучаемой иноязычной речевой деятельности.

Главная ценность иностранного языка заключается в его воспитательном потенциале. Воспитательный потенциал является специфической чертой любого урока иностранного языка. Воспитательные возможности заключены в содержании используемых материалов, в методической системе обучения, в личности преподавателя и его поведении.

Достижение школьниками основной цели обучения английскому языку способствует их развитию как личностей. Участвуя в диалоге культур, учащиеся развивают свою способность к общению. Они вырабатывают толерантность к иным воззрениям, отличным от их собственных, становятся более терпимыми и коммуникабельными. У них появляется способность к анализу, пониманию иных ценностей и норм поведения, к выработке адекватной реакции на то, что не согласуется с их убеждениями. Овладение иностранным языком в конечном счете ведет к развитию более глубокого взаимопонимания между народами, к познанию их культур, а на этой основе — к более глубокому осмыслению культурных ценностей и специфики своей культуры и народа, ее носителя, его самобытности и места собственной личности в жизни социума.

Иностранный язык позволяет совершенствовать речевую культуру в целом, что необходимо каждому взрослеющему и осваивающему новые социальные роли человеку. Особенно важным это представляется в современном открытом мире, где межкультурная и межэтническая коммуникация становится все более насущной для каждого. Хорошо известно, что средствами иностранного языка можно сформировать целый ряд важных личностных качеств. Так, например, изучение иностранного языка требует последовательных и регулярных усилий, постоянной тренировки, что способствует развитию таких качеств как дисциплинированность, трудолюбие и целеустремленность. Множество творческих заданий, используемых при обучении языку, требуют определенной креативности, инициативы, проявления индивидуальности. С другой стороны, содержательная сторона предмета такова, что при обсуждении различных тем школьники касаются вопросов межличностных отношений, говорят о вечных ценностях и правильном поведении членов социума, морали и нравственности. Среди тем, обсуждаемых в ходе изучения иностранных языков звучат многие насущные проблемы. Среди них выделяются такие, как проблемы толерантности, проблемы современной семьи, проблемы благотворительности, проблемы материализма и национальной культуры, проблемы нищеты и борьбы с ней.

При этом целью становится не только обучение языку как таковому, но и развитие у школьников эмпатии, т. е. умения сочувствовать, сопереживать, ставить себя на место другого человека. На уроке иностранного языка, школьники имеют возможность поговорить о культуре других стран, культуре и различных аспектах жизни своей страны, что способствует воспитанию толерантности и готовности вступить в диалог с представителями других культур.

 Изучение иностранного языка повышает духовно-нравственную культуру, развивает логическое мышление, оказывает большое влияние на память, расширяет кругозор и повышает общую культуру. Изучение иностранного языка способствует нравственно-эстетическому развитию, оказывает воздействие на духовное становление личности. В современном обществе владение иностранным языком повышает рейтинг специалиста в любой отрасли, делает его конкурентно способным.

Учителя МОУСОШ №24 используют УМК Комаровой на всех этапах обучения. Рассмотрим, как данный УМК работает на реализацию воспитательных задач. Начнем с содержания учебника, в который включены тексты различной направленности, сведения о родной стране и культуре стран изучаемого языка, иллюстрации, идеи проектов. Тексты учебника составлены таким образом, чтобы воздействовать на эмоционально- нравственную сферу школьников, выступая в качестве воспитательного средства.

В конце каждого раздела учебника можно найти тексты, знакомящие школьников с традициями и культурными особенностями англоязычных стран и России. Ученики не только получают возможность сравнить, найти общее или различное в той или иной сфере жизни в разных культурах, выполняя домашнее задание, они ищут дополнительную информацию о знаменитостях, памятных местах, традициях родного города. Такие упражнения учат уважать чужую культуру, но вместе с тем воспитывают интерес к собственным традициям, чувство гордости за свою страну.

 

В УМК много заданий социокультурной направленности, которые знакомят школьников с образцами речевого этикета, рассказывают о том, как принято вести себя в той или иной ситуации в стране изучаемого языка. Ученики разыгрывают диалоги и одновременно с этим приобретают важные социальные умения.

Данный УМК включает достаточно большое количество упражнений, направленных на развитие коммуникативных умений школьников. Это работа в парах над мини-диалогами по образцу или небольшой опрос мнения в группе. Такие задания развивают коммуникативные умения и помогают закрепить изученное, а также являются своеобразным социальным тренингом, готовящим к общению в различных жизненных ситуациях.

В учебниках для старшей школы хочется отметить задания: Your voice, при выполнении которых ребята имеют возможность высказать свою точку зрения по той или иной проблеме. Работу над данным упражнением можно проводить как работу в парах или мини группах. Таким образом, обсуждение проблемы в данном случае выступает как один из приемов работы. Причем работа не заканчивается одним лишь обсуждением. Решение, принятое в ходе обсуждения, какой-то проблемы, презентуется всему классу, в то время как класс выбирает лучшее решение и обосновывает свой выбор. Такие методы и приемы способствуют нравственному воспитанию учащихся на уроке иностранного языка.

На своих уроках стараюсь прививать обучающимся интерес к английскому языку, воспитывать в них стремление узнавать что-то новое о различных странах, их особенностях, традициях и обычаях.

В каждом разделе учебника есть writing dossier. в которых учащимся предлагается прочитать текст письма, описание места или фотографии т.д. после чего ребятам нужно на основе данного образца составить письмо о себе, описание своего города или события на котором им приходилось бывать. Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, обучающиеся выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям. Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путём сравнения и постоянной оценки имевшихся раннее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих.

Проектная методика обучения иностранным языкам, даёт большие возможности для формирования у обучающихся таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры.

Отдельно хотелось бы отметить уроки «Давай повторим!», которые включены в каждый раздел учебника Начальной школы. На этом уроке ученики готовятся к выполнению проекта, что способствует воспитанию отношения к учёбе как к творческой деятельности. Многие проекты вносят свой  вклад  в духовно-нравственное воспитание школьников, например: «Расскажи о своем городе», «Расскажи о любимом месте в родном городе».

Ребята выполняют такие проекты с большим удовольствием, темы проекта вызывают у них интерес, а материал учебника построен таким образом, что каждый без труда может составить монологическое высказывание, чтобы представить свою работу классу.

Темы проектов, которые предлагаются ученикам средней и старшей школы затрагивают такие аспекты современной жизни как: Покорение космоса, Интернет, Выбор будущей профессии, права и обязанности подростков, проблемы подростков (буллинг), отношение подростков с родителями, современные технологии и их влияние на нашу жизнь. Темы данных проектов вызывают у учащихся неподдельный интерес и желание проявить себя. Работая над созданием проектов, которые призывают беречь природу родной земли, привлекают внимание к экологическим проблемам, побуждают к практическим шагам по сохранению окружающей среды, являясь чрезвычайно перспективным направлением. Проектная методика соединяет в себе черты и деловой игры, и соревнования. Задания и материалы для этого включены в учебные пособия. Их достаточно для составления презентации по проекту. Творческие возможности обучающихся не ограничиваются, а стимулируются, так как обучающиеся могут использовать дополнительные источники: иллюстрации, материалы из периодической печати, видеосюжеты.

В заключении хотелось бы отметить, что рассматриваемый УМК полностью соответствует ФГОС.

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×