Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Воспитательный потенциал народной культуры Кубанского казачества в ходе реализации образовательной программы дошкольного образования. | Серкина Лариса Петровна. Работа №348357

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

В настоящее время задачи патриотического и духовно-нравственного воспитания детей в нашей стране особенно актуальны. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности чётко сформирован национальный идеал современной России: высоконравственный, творческий, компетентный гражданин, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Так, в формулировке понятия «воспитание» обозначены вполне определенные задачи «формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности», воспитание «уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества», что актуализирует значимость обращения современными педагогами в деле воспитания к культурно-историческому опыту государства. Приоритет воспитания нравственности, духовности мы видим в важности формирования уважительного отношения к «человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения» в становлении бережного отношения к культурному наследию.

Воспитательный потенциал народной культуры Кубанского казачества в ходе реализации образовательной программы дошкольного образования.

 Автор:

воспитатель МАДОУ д/с № 43 «Буратино» Л.П. Серкина

 

В настоящее время задачи патриотического и духовно-нравственного воспитания детей в нашей стране особенно актуальны. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности чётко сформирован национальный идеал современной России: высоконравственный, творческий, компетентный гражданин, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Так, в формулировке понятия «воспитание» обозначены вполне определенные задачи «формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности», воспитание «уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества», что актуализирует значимость обращения современными педагогами в деле воспитания к культурно-историческому опыту государства. Приоритет воспитания нравственности, духовности мы видим в важности формирования уважительного отношения к «человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения» в становлении бережного отношения к культурному наследию.

Процесс нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится эффективной стратегией образования в вопросе приобщения детей с ранних лет к культурным ценностям и становится первостепенным при формировании у них мировоззрения и мировосприятия. В силу особенностей детей дошкольного возраста в этот период закладываются основы для нравственного и эмоционального развития ребенка, восприятия действительности, развиваются мыслительные действия, познавательные процессы, исследовательская деятельность, память, словесно-логическое мышление, воображение, закладываются основы ответственного отношения к природе, родине, семье. Исходя из вышесказанного, процесс патриотического воспитания детей дошкольного возраста является одним из основополагающих при формировании истинных патриотических чувств. Как говорил В. А. Сухомлинский «Детство – каждодневное открытие мира, и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»

Чувство патриотизма заключает в себе множество граней. Это и любовь к своей семье, малой Родине, гордость за государство и проживающих на его территории людей, ощущение своей связи с окружающим миром, стремление сохранять и приумножать богатство страны. Как следствие – перед педагогами дошкольного учреждения стоит ряд задач:

- воспитание у детей любви, привязанности к дому, семье, улице, детскому саду, городу;

- развитие интереса к национальным промыслам и традициям;

- формирование бережного отношения живой и неживой природе;

- формирование базовых знаний о правах человека;

- воспитание уважения к чужому и своему труду;

- расширение имеющихся представлений о своем городе;

- знакомство воспитанников с государственной символикой (флаг, герб, гимн);

- воспитание чувства гордости, ответственности за достижения своей страны.

- формирование уважения, толерантности ко всем народам с их традициями.

- сохранение исторической памяти.

Реализация этих задач происходит во всех видах деятельности детей в дошкольном учреждении: в играх, в труде, в образовательной, в быту, в совместной деятельности детей и воспитателя.

Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО) и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) определяют следующие условия и направления работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию:

- обустройство патриотических уголков в дошкольной организации;

- организация экскурсий по историческим местам и достопримечательностям родного края, посещение музеев, выставок;

- организация тематических мероприятий (праздники, развлечения, досуги, утренники, соревнования, конкурсы, игры и т. д.);

- проведение тематических непосредственно образовательных видов деятельности в форме занятий-рассуждений на тему любви к Родине, чтения и обсуждения художественных произведений патриотического характера, заучивание стихотворений, просмотр мультфильмов и фрагментов художественных фильмов, телевизионных передач соответствующей тематики, интересных и полезных для дошкольников

Воспитание патриотических чувств - это процесс непрерывный, сложный и длительный, он подразумевает корректировку существующих разработок и мероприятий на дальнейших этапах работы в зависимости от полученных результатов. Деятельность дошкольного образовательного учреждения по направлению гражданско-патриотического воспитания осуществляется по трем взаимосвязанным направлениям:

1. разработка и внедрение методических ресурсов;

2. работа с детьми;

3. работа с родителями (законными представителями).

Нравственно-патриотическое воспитание - это одна из основных и сложных задач, стоящих перед дошкольными учреждениями. Задача трудна в своей реализации в силу возрастных особенностей дошкольников. Необходимо понимать, что у детей дошкольного возраста окончательно не сформировано ни одно нравственное качество, они только зарождаются. Воспитание патриотического чувства у дошкольников - сложный и длительный процесс, который требует от педагогов значительной личной убежденности.

Краснодарский край – казачий край. Каждый народ обладает своей исторической памятью, традициями, в которых запечатлены его духовные ценности. Они отражены в поселениях и жилищах, семейном и общественном быту, песнях и преданиях, календарных праздниках и обрядах. Культура кубанского казачества богата и разнообразна. Память об истории страны – залог нравственного здоровья общества. Не случаен интерес юного поколения к своим истокам, своим корням. Воспитание любви к Родине является одной из главных составляющих нравственного воспитания подрастающего поколения. Работа с дошкольниками в казачьем детском саду эффективно решает задачи нравственно-патриотического воспитания.

Методической службой дошкольного учреждения МАДОУ № 43 «Буратино» г-к Анапа была разработана система мероприятий, проектов и краткосрочных образовательных практик, которые реализуются на протяжении всего года. Созданы образовательные условия для реализации воспитательных задач в каждой группе и учреждении в целом. В каждой возрастной группе имеется уголок патриотического воспитания, наполненный материалами, играми и пособиями в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения стимулирует интерес ребенка к вопросам нравственного и гражданско-патриотического воспитания. Прежде всего в РППС помогают тематические зоны. Они оборудованы развивающими элементами, которые привлекают внимание дошкольников и вызывают у них интерес. Это позволяет удерживать внимание детей дошкольного возраста и организовать занятие по изучению истории казачества, одновременно развивая память, внимание, мышление, мелкую моторику рук. Чувство любви к Родине формируется в дошкольном возрасте за счет первых представлений об истории страны и родного края. Здесь важна наглядность и возможность не только получать абстрактные представления, но и как можно чаще взаимодействовать с ключевыми символами государства, которые так же представлены в тематических зонах.

Особый интерес у детей вызывает мини-музей «Казачья хата», в котором воссоздана уютная атмосфера и представлены атрибуты казачьего быта. Здесь воспитанников знакомят с традициями и обычаями, культурными ценностями казачества. Проводят мероприятия посвященные Дню кубанского казачества, Дню народного единства, реализуют проекты по ознакомлению детей с культурным наследием малой Родины. Педагоги и воспитанники проводят мини-экскурсии в музейной зоне. Материалы мини-музея трансформируемы и подвижны, что позволяет их использовать в образовательной деятельности на группах.

В саду организован центр книги – важный воспитательный и образовательный модуль. Здесь педагоги и родители могут вместе с детьми провести беседы на различные темы, в зависимости от наполнения, организовать игровые упражнения. В ходе занятий, бесед или мини-экскурсий в библиотеку происходит знакомство ребят с творчеством кубанских писателей, казачьими сказками и фольклором.

Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. В настоящее время эта работа актуальна и сложна, так как во многих семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и молодые родители не владеют методами и приемами такой работы с ребенком в семье, они нуждаются в активной помощи педагогов дошкольной организации. Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей - залог успешности данной деятельности.

На территории дошкольного учреждения при активном участии и помощи родителей, а так же казаков наставников создана и функционирует тематическая зона «Кубанское подворье». Традиционными стали экскурсии на подворье, где у детей появилась возможность погрузится в атмосферу быта кубанского казачества, познакомиться с историей, традициями и культурой кубанских казаков. Главная задача данного центра - воспитать у дошкольников любовь к малой родине. 

С детьми старшего дошкольного возраста проводится работа по ознакомлению с памятниками, в которых увековечен подвиг казачества. Педагоги проводят онлайн экскурсии, рассматривают картины, читают с детьми художественную литературу. Были реализованы проекты: «Блокалный хлеб», «от Зернышка до хлебушка», «Праздник первой косыночки», проведен детско-родительский квест «по следам УТРИШат», конкурс «Пасхальный перезвон», социально значимая акция «Свеча памяти».

Регулярно особенно в преддверии празднования Дня Победы в учреждении проводится комплексная работа: это и беседы о войне и ее героях, рассматривание исторических фотографий, выставки тематических рисунков, конкурсы чтецов.

Работа с региональным компонентом предполагает интеграцию во всех образовательных областях.

Рассмотрим образовательные области подробнее. Начнем с области «Речевое развитие», в рамках образовательной деятельности дети знакомятся с названиями национальной одежды, обуви, посуды; разучивают пословицы и разгадывают загадки. Благодаря этой работе, в основе которой лежат национальные традиции и обычаи, у детей формируются нравственные, эстетические качества, развивается чувство любви и гордости к своей малой Родине.

Область «Художественно-эстетическое развитие» направлена на развитие творческих и креативных способности детей дошкольного возраста, им нужно давать возможность для проявления фантазии, воображения, создавать ситуацию успеха для каждого ребенка, что позволит получить эмоционально-положительный отклик. В данную образовательную область эффективно включать региональный компонент, что будет стимулировать познавательную активность ребенка. При знакомстве с искусством родного края перед детьми раскрывается разнообразие и богатство культуры народа, усваиваются многогранные традиции и обычаи. Кроме того, любая продуктивная деятельность, сам творческий процесс работы над рисунком, аппликацией, поделкой доставляет детям большое удовольствие и вызывает положительные эмоции.

Нельзя недооценивать и воспитательный потенциал трудовой деятельности. Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, умению работать в команде, распределять роли, способствует формированию трудовых навыков. И, конечно, труд на свежем воздухе способствуют сохранению и укреплению здоровья детей. Через данный вид деятельности дети узнают, что Краснодарский край – житница страны.

Региональный компонент находит свое отражение так же в конструирование. Данная деятельность помогает в решении образовательных, развивающих и воспитательных задач: прививает любовь к родному краю и городу; помогает понимать социальные роли и обязанности; учит действовать уверенно, позволяет попробовать себя в разных социальных ролях, развивает эмпатию, учит решать различные задачи.

Ни для кого не секрет, что у детей ведущий вид деятельности – игра. Богатое разнообразие казачьих народных игр дает возможность выбрать ту, что по душе каждому ребенку.

Проведение праздников – отдельный яркий, колоритный блок где так же происходит реализация регионального компонента, всестороннее погружение в традиции и быт кубанского казачества.

Область физического развития так же несет воспитательный потенциал народной культуры. Помимо подвижных народных игр, которыми изобилует фольклор казаков, данная область представлена фланкировкой — это казачий «танец», а именно упражнение с клинковым оружием. Эта деятельность по душе юным казачатам, требующая от них больших умений и стараний. Дети познают азы владения шашкой.

Важно понимать, что воспитание на основе народной культуры - это образ жизни, затрагивающий эмоции, переживания ребенка-дошкольника, обращение к его душе, культурный процесс, основанный на национальных ценностях и культуре.

Одной из главных целей взрослого человека – воспитать достойное поколение с чувством гражданского долга, научить любить, уважать свой народ, землю, край, Родину; чтобы наши дети, зная свои корни, могли создать достойное будущее. Любое занятие с детьми дошкольного возраста по нравственному и патриотическому воспитанию – это маленькие, но прочные кирпичики в становлении личности ребенка, воспитания пока еще маленького гражданина. «В детстве, – писал В.А. Сухомлинский, – человек должен пройти эмоциональную школу – школу добрых чувств. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь…»

Список литературы

1. Ушинский, К. Д. Моя система воспитания. О нравственности / К. Д. Ушинский. - М. : АСТ, 2018. - 572 с. - Текст : непосредственный.

2. Александрова, Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева, М. П. Постникова. - М. : Учитель, 2007. - Текст : непосредственный.

3. Баранникова, О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ : практическое пособие / О. Н. Баранникова. - М. : АРКТИ, 2007. - 140 с. - Текст : непосредственный.

4. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника / состави¬тели К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина. - М. : Школьная Пресса, 2007. - 78 с. - Текст : непосредственный.

5. Островская, Л. Ф. Беседа с родителями о нравственном воспитании дошкольника : книга для воспитателя детского сада / Л. Ф. Островская. - М. : Просвещение, 1987. - 142 с. - Текст : непосредственный.

6. Знакомство детей с русским народным творчеством : конспекты занятий и сценарий календарно-обрядовых праздников : методическое пособие для педагогов ДОУ / Л. С. Куп¬рина, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова. - СПб. : Детство-Пресс, 2001. - 393 с. - Текст : непосредственный.

7. Казаков, А. П. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне в детском саду и в школе / А. П. Казаков, Т. А. Шорыгина. - М. : ГНОМ и Д, 2008. - 48 с. - Текст : непосредственный.

9. Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - М. : Линка-Пресс, 2014. - 200 с. - Текст : непосредственный.

10. Блокнот казака /Кубанское казачье войско Таманский отдел Анапское районное казачье общество. – Анапа, 2021 г.- 46с.

11. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в игра – средство развития дошкольников 3-7 лет.- М.: Сфера, 2017.

12. Казачьи игры и забавы: парциальная программа /сост.: Н.В. Гончарова, Ю.А. Кармалюк. – Сочи: РИЦ ФГБОУ ВО «СГУ», 2022. – 60 с.

13. Ткаченко П. Детские игры и забавы в станицах Кубанской и Терской областях. – Краснодар: Традиция, 2011. – 162 с.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×