Воспитательный процесс духовно-нравственного развития школьников в рамках ФГОС. | Светлана Николаевна Ерощенко. Работа №287803
Автор: Светлана Николаевна Ерощенко
Воспитание детей – это процесс становления нравственного облика человека с первых дней жизни: формирование у него способности в различении добра и зла, проявлении самоотверженной любви и духовной рассудительности, послушания и доброй воли готовности служить людям и Отечеству. Все направления духовного, нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Процесс духовного и нравственного воспитания учащихся не может и не должен решаться только в рамках школьного образования. Российское общество, меняясь и развиваясь, старается ставить реальные цели, пытается определить свои ценности, новые ориентиры и установки.
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Щёлковская гимназия № 6» ГОЩ
Воспитательный процесс духовно-нравственного развития школьников
в рамках ФГОС.
Ерощенко Светлана Николаевна - учитель музыки, ДКП, ОДНКНР
«Воспитание – великое дело;
им решается участь человека».
В. Белинский
Важнейшей проблемой современного российского общества является необходимость в формировании успешной и одновременно высоконравственной личности. Духовно-нравственное воспитание предполагает мировоззренческое развитие личности, обязательно включающее освоение духовных, т. е. высших жизненных ценностей.
Именно вопрос духовно-нравственного воспитания детей сегодня находится на первом месте, являясь одним из ключевых. Духовно-нравственное воспитание на основе русской национальной культуры формирует ядро личности, благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром, на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, интеллектуальны потенциал, эмоциональное состояние.
Воспитание детей – это процесс становления нравственного облика человека с первых дней жизни: формирование у него способности в различении добра и зла, проявлении самоотверженной любви и духовной рассудительности, послушания и доброй воли готовности служить людям и Отечеству.
Необходимо, разобраться в понятиях, прежде чем мы начнем разговор о духовно-нравственном воспитании нашей молодежи, какой образ современного воспитуемого, а именно - молодежи? И что мы подразумеваем под термином «духовно-нравственное воспитание», чем хотим наполнить или уже наполняем? Без тщательного исследования данного вопроса можно перепутать понятия и совершить непоправимые ошибки, которые уже в ряде моментов произошли.
Разбирая термин, мы сталкиваемся с понятиями духовности, нравственности и воспитания. Что же обозначает слово «духовность» и какое место оно занимает в системе современного воспитания? Духовность является одним из основных существенных видовых признаков человека. Вся жизнедеятельность человека, определяемая условиями социального бытия, морально-правовые установки несут на себе печать индивидуальной духовности.
В обыденном словоупотреблении «духовный» понимается как достойный, нравственный. Важнейшей проблемой современного российского общества является необходимость в формировании успешной и одновременно высоконравственной личности. Перед семьей, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.
Россия в настоящее время переживает один из непростых исторических периодов. Наше общество сегодня подстерегает серьезная опасность. Она кроется не только в развале экономики и в смене политической системы. Невосполнимый вред наносится личности, происходит ее полное разрушение. Материальные ценности доминируют над духовными, как печальный итог искаженного понимания у многих детей таких понятий, как добро, справедливость, милосердие, великодушие.
Необходимость духовного возрождения общества стала очевидна.
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание – очень важная, сложная и кропотливая работа, в которой заинтересовано и государство, и общество. Работа требует координации усилий всех государственных органов, общественных объединений и организаций, традиционных религиозных объединений по формированию у молодежи патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Она должна быть многоплановой, систематической и целенаправленной.
Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника. Воспитание чувства гражданственности и патриотизма, сопричастности и гордости за свою Родину, уважение к истории и культуре народа – сегодня должны стать приоритетными.
В современном образовании слишком мало воспитания, а это негативно сказывается на всем обществе, проявляясь, в частности, в стихийном формировании культа «вседозволенности», потребительского отношения к людям, к природе, жизни.
Уровень нарастания негативных тенденций в подростковой среде, является острой проблемой современного общества. Проявление равнодушного отношения, безучастия заставляет сегодня многих задуматься над тем, как наполнить внутренний мир юного гражданина новым содержанием идеалов и стремлений, представлений о добре и зле, нравственных чувств: совести, долга, веры, ответственности.
Ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами: добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию жизни. Происходящие в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей, что привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов, к размытости понятий «долг», «честь», «совесть», «духовность», «патриотизм». В сложившейся ситуации не эффективны разовые и локальные меры. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образовательной системы.
Воспитанию подрастающего поколения во все времена придавалось важное значение, сегодня в современных условиях введения ФГОС это особенно актуально.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся содержит восемь разделов.
В первом разделе определены цель и задачи духовного, нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, сформулирован современный воспитательный идеал, на достижение которого должны быть направлены совместные усилия школы, семьи и других институтов общества.
Во втором разделе определены основные направления духовного, нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования:
• воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
• воспитание нравственных чувств и этического сознания;
• воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
• воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
• воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
В каждом направлении раскрыта соответствующая система базовых ценностей.
В третьем разделе формулируются принципы и раскрываются особенности организации содержания духовного, нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, определяется концептуальная основа уклада школьной жизни.
Четвёртый раздел раскрывает основное содержание духовного, нравственного развития и воспитания учащихся. Содержание представлено в виде важнейших содержательных компонентов воспитания, обучения и развития обучающихся, их коммуникативной, информационной, проектной, социальной деятельности.
В пятом разделе по каждому из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания приведены виды деятельности и формы занятий с учащимися на ступени начального общего образования.
В шестом разделе определены условия совместной деятельности образовательного учреждения с семьями учащихся, с общественными институтами по духовному, нравственному развитию и воспитанию учащихся.
В седьмом разделе раскрыты принципы и основные формы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) учащихся.
В заключительном, восьмом разделе по каждому из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания определены планируемые воспитательные результаты.
Все направления духовного, нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Образовательное учреждение может отдавать приоритет тому или иному направлению духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, конкретизировать в соответствии с указанными основными направлениями и системой ценностей задачи, виды и формы деятельности на ступени начального общего образования.
Большой потенциал для осуществления духовного и нравственного развития имеют школьные дисциплины гуманитарной и эстетической направленности. В ходе уроков можно использовать такие формы работы:
изучение лучших образцов художественной культуры,
творчество русских и зарубежных композиторов,
предметов искусства;
ознакомление с героическими историческими событиями своего государства;
просмотр и последующее обсуждение фрагментов художественных и документальных фильмов;
проведение сюжетно-ролевых или деловых игр;
организа
ция дискуссионной формы общения.
Каждый предмет имеет свои способы и особенности реализации воспитательного аспекта.
Планирование формирования основных культурных ценностей должно включать проведение внеурочных воспитательных мероприятий, например:
гимназически
е
мероприятия
, классные
семейные праздники;
коллективные творческие дела;
интерактивные квесты на уроках эстетического цикла;
интеллектуальные викторины,
музыкальные
КВН;
конкурсы, фестивали, смотры.
Данное направление включает также организацию работы различных форм дополнительного образования:
кружков;
клубов по интересам: «Музыкальная гостиная», Литературный клуб «Золотое перо»
;
секций.
Главной педагогической единицей внеурочной деятельности считается культурная практика. Это понятие подразумевает организацию культурного события при активном участии школьников, что обеспечивает расширение детского опыта конструктивного творческого взаимодействия в культуре.
Воспитательный процесс духовно-нравственного развития школьников в рамках ФГОС должен включать организацию для них социальной практики. Смысл таких мероприятий заключается в том, что дети привлекаются к решению важных социальных и общественных задач. Это будет способствовать формированию у них активной гражданской позиции и социальных компетентностей, получению опыта конструктивного гражданского поведения.
В раздел воспитательного плана, касающегося внешкольной деятельности, можно включить следующие мероприятия:
экскурсии;
благотворительные или гражданские акци
и: встречи с ветеранами ВОВ, концерты, тематические вечера.
во
енно-патриотические мероприятия: Конкурсы-фестивали песен о Родине и родном крае (начальная школа), Смотры строя и песни(5-10 классы).
Духовно-нравственное воспитание ребенка начинается в семье и школа не заменяет, а усиливает этот процесс. Поэтому необходимо, соблюдая принцип преемственности и сотрудничества, устанавливать тесные взаимосвязи между семьей и школой. Для этого рекомендуется:
проводить семейные праздники;
использовать систему творческих домашних заданий, при выполнении которых ребенку будет необходима помощь родителей;
приобщать родителей
к участию во внеурочных гимназически
х мероприят
иях;
включать родителей в органы управления образовательным заведением.
Также следует уделять внимание изучению уровня воспитательного потенциала семей школьников и содействовать духовному, нравственному и гражданскому воспитанию родителей. Для этого можно организовывать тематические лекции, диспуты и семинары для родителей, использовать нестандартные формы проведения родительских собраний.
История в очередной раз ставит перед нами извечные вопросы о смысле бытия, добре и зле, нравственном и безнравственном. От того, какой сегодня мы дадим на них ответ, во многом зависит дальнейшая судьба каждого человека и российского общества в целом.
Вопросы воспитания были актуальны во все времена. Мы знаем, что настоящего гражданина и патриота взращивали ещё в античных полисах. Особое внимание древние мыслители уделяли воспитанию самого ценного в человеке – его души, так как она имеет «божественную природу».
Вспомним, к примеру, размышления великого мыслителя Платона, считавшего, что процесс воспитания нуждается в специальной государственной политике и касается граждан любого возраста. Существенную роль в воспитании ребёнка Платон отводил примеру взрослых. «Не золото надо завещать детям, а высокую совестливость», которую можно развить только в том случае, если «старшие станут стыдиться перед младшими в своих поступках», «как бы кто из молодых людей не увидел и не услышал с их стороны какого-либо скверного поступка или слова».
Процесс духовного и нравственного воспитания учащихся не может и не должен решаться только в рамках школьного образования. Российское общество, меняясь и развиваясь, старается ставить реальные цели, пытается определить свои ценности, новые ориентиры и установки.
В условиях перемен, как считают специалисты, перед воспитанием фактически стоит задача: одновременно с обществом искать ответ на вопрос «что развивать в человеке?», а точнее, «в каком направлении его развивать? » и параллельно искать ответ на вопрос «как это делать?» Эта ситуация существенно влияет на функционирование в обществе воспитания как социального института.
В Стандартах нового поколения в «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников», выделяется национальный воспитательный идеал, цели и задачи воспитания школьников в соответствии с духовно-нравственным развитием граждан России, ценностные установки обучения и воспитания, система воспитательной работы и управление воспитательным процессом.
И сегодня, современное российское образование нацелено на воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности; нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Мы знаем, что настоящего гражданина и патриота взращивали ещё в античных полисах. Особое внимание древние мыслители уделяли воспитанию самого ценного в человеке – его души, так как она имеет «божественную природу».
Многие известные мыслители всегда стремились выразить свои взгляды на нравственное воспитание молодого поколения ярко и кратко. Так, в VI веке до нашей эры Пифагор предупреждал: «Где нравы без просвещения или просвещение без нравов, там невозможно долго наслаждаться счастьем и свободой». Он призывал: «Старайтесь прежде иметь добрые нравы, чем законы: нравы есть самые первые законы»; «Делай людям добро во всё течение своей жизни».
Пифагор советовал: «Для познания нравов какого ни есть народа старайся прежде изучить его язык»; «Пребудь другом истины даже до последней минуты твоей жизни: но страшись быть гонителем за неё подобных себе».
Для того чтобы общество выжило и сохранило свою уникальную культуру, должна существовать передача тех духовных ценностных ориентиров, на которых она держалась на протяжении сотен лет. Возрождение России – это, прежде всего, духовное и нравственное воспитание подрастающего поколения, воспитание будущих граждан нашего Отечества.