Воспитательный процесс в рамках уроков информатики | Владыченкова Надежда Александровна. Работа №350201
Статья посвящена воспитательному процессу, который можно и необходимо интегрировать в рамки уроков информатики в школе. В ней рассматриваются различные подходы и методы, которые помогают не только формировать знания учащихся по дисциплине, но и развивать их личностные качества, такие как критическое мышление, внимание, ответственность и умение работать в коллективе. В статье предлагаются конкретные примеры, иллюстрирующие, как можно использовать элементы воспитательной работы в рамках уроков информатики, направленных на формирование нравственных, социальных и практических навыков у учащихся.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В РАМКАХ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ
Владыченкова Надежда Александровна, учитель информатики и математики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 39» г. Смоленск
Аннотация. Статья посвящена воспитательному процессу, который можно и необходимо интегрировать в рамки уроков информатики в школе. В ней рассматриваются различные подходы и методы, которые помогают не только формировать знания учащихся по дисциплине, но и развивать их личностные качества, такие как критическое мышление, внимание, ответственность и умение работать в коллективе. В статье предлагаются конкретные примеры, иллюстрирующие, как можно использовать элементы воспитательной работы в рамках уроков информатики, направленных на формирование нравственных, социальных и практических навыков у учащихся.
Ключевые слова: воспитание, уроки информатики, личностные качества, критическое мышление, ответственность, коллективная работа, социальные навыки, школьная этика, работа с информацией, педагогическая стратегия.
Современная школа ставит перед собой цель не только передать знания по предмету, но и воспитывать учащихся, формировать у них ценности, характер и навыки, которые будут полезны им в жизни. Воспитание на уроках информатики часто недооценено, поскольку данная дисциплина воспринимается преимущественно как техническая. Однако, как и любой другой предмет, информатика предоставляет учителю множество возможностей для воспитания и развития учеников. Важно не только обучить их работе с компьютерами и информационными технологиями, но и помочь понять эти технологии как неотъемлемую часть нашей жизни, ответственно подходить к работе с информацией, учить их этике общения и использовать технологии для благоразумных целей.
Информатика, как учебная дисциплина, играет ключевую роль в формировании практических навыков, которые необходимы в 21 веке. Однако в процессе изучения предмета у школьников формируется не только техническое, но и нравственное восприятие окружающего мира. Вопросы этики, безопасности в интернете, ответственности за свои действия и их последствия становятся важными аспектами воспитания, которые можно интегрировать в процесс преподавания информатики.
Один из важных аспектов воспитательной работы на уроках информатики — это формирование у учащихся критического мышления. Современные школьники сталкиваются с огромным количеством информации, и умение ее правильно интерпретировать, оценивать и использовать — это не только техническая, но и социальная задача. На уроках информатики можно активно работать над развитием критического отношения к информации, учить детей фильтровать данные, искать правдивую информацию в море источников. Например, при изучении темы "Поиск информации в Интернете" учитель может провести дискуссию о том, как отличить достоверные источники от недостоверных, как избежать фейковых новостей, что такое манипуляции с информацией и почему важно быть внимательным при использовании данных из Интернета. Такой подход помогает не только углубить знания по предмету, но и развивает у учеников ответственность за информацию, которую они используют.
Еще одной важной составляющей воспитательной работы является привитие ученикам чувства ответственности. Уроки информатики дают уникальную возможность формировать навыки работы в условиях цифровой среды, что важно в современном обществе. Важно не только объяснить, как работать с компьютером, но и научить правильно использовать технологии в разных сферах жизни. Например, при изучении темы "Операционные системы" можно поговорить о том, как важно соблюдать правила безопасности, защищать личные данные и уважать чужую интеллектуальную собственность. Такой подход помогает ученикам понять, что за действиями в цифровом пространстве стоит реальная ответственность, и что они должны соблюдать этические нормы в интернете.
Коллективная работа — еще один важный аспект воспитания, который можно развивать на уроках информатики. Совместная работа над проектами, групповое решение задач, участие в различных конкурсах и олимпиадах по информатике не только способствуют глубокому освоению учебного материала, но и учат работать в команде, уважать мнения других, делиться знаниями. Например, при выполнении группового проекта по созданию сайта или разработке программного приложения ученики учат друг друга, обсуждают идеи, делят задачи и принимают решения сообща. Такие коллективные занятия формируют у школьников не только практические навыки, но и важные социальные качества, такие как умение слушать и понимать других, разрабатывать совместные решения и принимать ответственность за общий результат.
Ключевым элементом воспитания на уроках информатики является и обучение этике общения в цифровом пространстве. В современном мире взаимодействие через интернет стало нормой, и важно научить школьников основам правильного общения и поведения в онлайн-среде. Важным элементом воспитания является формирование у учащихся уважения к чужим личным данным и интеллектуальной собственности. Можно организовать уроки, на которых ученики будут обсуждать вопросы цифровой этики, учиться правильно использовать ресурсы интернета, следить за соблюдением авторских прав и уважать личное пространство других людей. Важно, чтобы ученики понимали: онлайн-платформы и приложения — это не просто инструменты для работы, но и пространство, где их действия могут влиять на другие, и важно действовать ответственно и уважительно.
Примером воспитательной работы на уроках информатики может стать организация проектной деятельности, связанной с созданием цифровых продуктов, таких как сайты, блоги или приложения. В процессе работы над проектом дети учат друг друга, обсуждают идеи, решают задачи и делятся опытом. Ученик, который успешно завершил проект, получает не только знания и навыки в области информатики, но и уверенность в своих силах, осознание того, что его работа имеет реальную ценность. В рамках таких проектов можно также провести конкурс на лучшие работы, где оценивается не только техническая сторона, но и эстетическое восприятие, креативность, ответственность при работе в группе.
Таким образом, информатика — это не только наука о вычислениях и программировании. Это инструмент для формирования современного гражданина, который должен уметь работать с информацией, соблюдать этические нормы, работать в команде и принимать ответственность за свои действия. Учитель информатики, используя разнообразные методы и подходы, может существенно влиять на воспитание школьников, прививая им важные ценности, которые помогут в дальнейшем жизни.
Воспитание на уроках информатики способствует не только формированию технических знаний, но и развитию у учащихся таких личностных качеств, как ответственность, честность, способность к критическому осмыслению и уважение к мнению других.
Список литературы
Воспитание на уроке: методика работы учителя: методическое пособие / [Степанов П. В., Круглов В. В., Степанова И. В. и др.]; под ред. П. В. Степанова. — М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». 2021. — 94 с.
Куприянова Е
.
Л
.
Методы реализации воспитательных задач обучения "информатике" и "информационным технологиям" // Academy. 2018. №9 (36).
Научно-методические рекомендации по формированию эмоционального интеллекта обучающихся в образовательной среде (основная школа): методические рекомендации/ под общей и научной редакцией С.В. Ивановой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. 23 с.
Тихонов Ю
.
А, Крайнова Е
.
А,
Снадченко
С
.
В
.
В
оспитательный потенциал учебной дисциплины
«И
нформатика
»
в условиях информатизации образования
// Проблемы современного педагогического образования. 2021. №
70-3.