Воспитай человека ☼
Автор: Багно Валентина Петровна
Normal
0
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE
MicrosoftInternetExplorer4
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:"Обычная таблица";
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-qformat:yes;
mso-style-parent:"";
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:"Calibri","sans-serif";
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-fareast-font-family:"Times New Roman";
mso-fareast-theme-font:minor-fareast;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:"Times New Roman";
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}
Воспитай человека.
В.П.Багно,
учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 7»
Создание нового отношения человека к природе – задача нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание.
В своей работе целью экологического воспитания я считаю формирование ответственного отношения к окружающей среде.
Кладезем знаний по экологическому воспитанию для меня служат труды В.А. Сухомлинского. Он оставил большое наследие в области воспитания младших школьников окружающей средой. «Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для приобщения к богатству духовной культуры, - говорил Сухомлинский. – Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал как большую тайну, приобщение к жизни в природе…»
Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать его красоту, читать её язык, беречь её богатства, нужно прививать все эти чувства с раннего возраста. Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения задач: образовательных – формирование системы знаний об экологических проблемах; воспитательных – формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения; развивающих – развитие стремления к активной деятельности по охране природы.
Не существует однозначных рецептов по поводу того, какие экологические задачи на каком уроке и как именно рассматривать. Это может решить только учитель. Получая определенную систему знаний на уроках «Окружающего мира», ученики так же могут усвоить нормы и правила экологического поведения в природе. Непременное условие - надо активно вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела. В нашей школе таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, шефство над аллеями, охрана и подкормка птиц и др. Все учителя прекрасно понимают, что каждый ребенок должен знать экологические запреты, следование которым должно стать нормой поведения для них. Но встает вопрос: хороши ли эти правила, если они носят в основном запрещающий характер.
Ведь получается: «Не делай того, не делай этого…» Не слишком ли много запретов обрушивается на ребенка? «Обрушивать» эти запреты на ребенка нельзя. Я провожу целенаправленную работу на то, чтобы правила поведения в природе были осознанны, прочувствованы, а многие и открыты младшими школьниками, чтобы стали их собственными убеждениями, а основные из правил постепенно перешли бы в простую привычку. На это нацелены классные часы и внеклассные мероприятия.
Ребятам надолго запомнится экологический праздник «Будь другом Земли, человек» и классный час «Что человек может сделать?» Каждый год в классе провожу «День Земли». Ребята выпускают листовки, в гости к ученикам приходит агитбригада, для малышей детского сада выпускаем «Красную книгу».
Усвоив экологические правила, ребята не будут наносить вред природе. Уделяю большое внимание повышению познавательной активности учащихся на экскурсиях. В этом помогают дидактические игры, такие как: «Узнай дерево по листу» или «Что изменилось?», направленные на сравнение увиденного и воспроизведение в памяти того, что было.
В 4 классе детям очень нравятся «Часы раздумий». Совместно с родителями проводили такой час по теме: «Море».
Обсуждали вопросы:
1. Остались ли сейчас на Земле чистые моря.
2. Почему моря загрязняются.
3. Как их можно охранять.
4. Как влияет загрязнение моря на все живое в нем.
Не оставляют равнодушными ребят и заочные путешествия.
- Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в поход вместе с отдыхающими школьниками. Нам надо найти ошибки в их поведении. Послушайте рассказ школьников о своем походе.
Наша учительница заболела, и мы решили отправиться в лес без неё. Мы благополучно добрались до леса на электричке. Гуляя по тропинке, мы встречали много несъедобных грибов и сбивали их палками, чтобы кто - нибудь не отравился. В лесу было жарко. Мы развели костер и согрели чай. Как было приятно смотреть на огонь. Перекусив, мы отправились домой. Уходя, мы оглянулись на поляну. Там лежали пакеты и консервные банки, костер весело подмигивал нам на прощание. По дороге на электричку мы нашли ежа и забрали его домой.
- Какие ошибки совершали ребята? А как надо поступать в этих случаях?
- Ребята, попробуйте дома нарисовать запрещающий знак, чтобы сразу стало ясно, что в лесу делать нельзя.
Особым этапом в построении воспитательного процесса является целенаправленное формирование личности школьника. Очень важно, чтобы учитель постоянно искал новые эффективные приемы экологического обучения и воспитания. Чрезвычайно важна для реализации патриотического аспекта экологического воспитания идея, заложенная в программе уроков литературного чтения. Для каждого человека понятие Родина связано с родной природой. Озера и реки, хлебные поля, березовые рощи - все это с детства знакомые картины природы под воздействием литературных произведений сливаются у младшего школьника в единый образ Родины. И чувство ответственности за свою страну отождествляется с чувством ответственности за её природу. Беречь природу, её богатства, красоту и неповторимость – значит, беречь свой дом, свой край, свою Родину.