Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Воспитай человека ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Багно Валентина Петровна

Normal

0

false

false

false

RU

X-NONE

X-NONE

MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-qformat:yes;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin:0cm;

mso-para-margin-bottom:.0001pt;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:11.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-ascii-font-family:Calibri;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-fareast-font-family:"Times New Roman";

mso-fareast-theme-font:minor-fareast;

mso-hansi-font-family:Calibri;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";

mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}

Воспитай человека.

 

В.П.Багно,

учитель начальных классов

МОУ «СОШ № 7»

 

              Создание нового отношения человека к природе – задача нравственная.  Она  вытекает  из  необходимости  воспитывать  экологическую   культуру. Одним    из  средств  решения  данной  задачи  становится  экологическое   воспитание.

              В  своей  работе  целью   экологического  воспитания  я   считаю   формирование  ответственного  отношения  к   окружающей  среде.

               Кладезем  знаний  по  экологическому  воспитанию  для  меня   служат труды  В.А. Сухомлинского. Он   оставил   большое  наследие   в области  воспитания  младших   школьников   окружающей  средой. «Человек   был  и  всегда  останется   сыном  природы,  и  то,  что  роднит  его    с  природой,  должно   использоваться  для  приобщения  к  богатству  духовной   культуры, - говорил Сухомлинский. – Мир,  окружающий  ребенка, это,  прежде   всего,  мир  природы  с  безграничным  богатством   явлений,  с  неисчерпаемой   красотой. Я   вижу  воспитательный   смысл  в том,  чтобы   ребенок   видел,  понимал,  ощущал,  переживал,  постигал  как   большую  тайну,  приобщение  к   жизни  в  природе…»

                Чтобы   ребенок  научился  понимать  природу,   чувствовать  его   красоту,   читать  её   язык, беречь  её  богатства,   нужно  прививать  все  эти   чувства  с  раннего  возраста. Опыт  показывает,  что  добрые чувства  должны   уходить  своими  корнями  в  детство,  а  человечность, доброта,  ласка,  доброжелательность  рождается  в  труде,   заботах,    волнениях  о  красоте  окружающего  мира.

                Цель  экологического  воспитания  достигается по  мере  решения задач: образовательных – формирование  системы  знаний  об экологических  проблемах;  воспитательных – формирование  мотивов,  потребностей  и  привычек  экологически   целесообразного  поведения; развивающих – развитие    стремления   к   активной  деятельности  по  охране  природы.

                 Не   существует  однозначных  рецептов  по  поводу  того,   какие   экологические   задачи   на каком  уроке и  как  именно  рассматривать. Это  может  решить  только   учитель. Получая  определенную  систему  знаний на  уроках  «Окружающего  мира»,  ученики  так  же  могут  усвоить  нормы и  правила экологического  поведения  в  природе. Непременное   условие -  надо   активно  вовлекать  младших   школьников  в  посильные  для  них  практические  дела. В  нашей  школе  таких  дел  очень  много: это  внутреннее  и  внешнее  озеленение   школы, шефство  над   аллеями,  охрана  и подкормка   птиц и др. Все  учителя   прекрасно  понимают,  что   каждый  ребенок должен  знать  экологические  запреты,  следование  которым  должно   стать  нормой  поведения  для  них. Но   встает  вопрос: хороши  ли  эти  правила,  если  они  носят   в  основном  запрещающий  характер.

Ведь  получается: «Не  делай того,  не   делай  этого…» Не   слишком  ли  много   запретов  обрушивается  на  ребенка? «Обрушивать» эти  запреты  на  ребенка   нельзя. Я  провожу   целенаправленную  работу  на  то,  чтобы  правила  поведения  в природе  были  осознанны,  прочувствованы,  а  многие и  открыты  младшими   школьниками,  чтобы   стали их  собственными   убеждениями,   а  основные   из  правил  постепенно  перешли бы  в  простую  привычку. На  это  нацелены  классные  часы   и  внеклассные  мероприятия.

                 Ребятам  надолго   запомнится  экологический  праздник «Будь  другом Земли,  человек» и  классный   час «Что  человек  может  сделать?» Каждый  год в  классе  провожу  «День Земли». Ребята   выпускают    листовки,  в  гости   к   ученикам  приходит  агитбригада, для  малышей  детского  сада   выпускаем «Красную  книгу». 

                Усвоив  экологические  правила,  ребята  не   будут наносить  вред  природе. Уделяю  большое  внимание  повышению   познавательной  активности   учащихся  на  экскурсиях.   В  этом  помогают  дидактические   игры,  такие  как: «Узнай  дерево  по  листу» или «Что  изменилось?»,   направленные  на  сравнение    увиденного и  воспроизведение  в  памяти  того,  что  было.

                В  4  классе  детям  очень  нравятся «Часы  раздумий». Совместно  с  родителями    проводили такой час по теме: «Море».

               Обсуждали  вопросы:

1. Остались  ли  сейчас  на  Земле   чистые  моря.

2. Почему   моря  загрязняются.

3. Как  их  можно  охранять.

4. Как  влияет   загрязнение  моря  на  все  живое  в  нем.

               Не  оставляют  равнодушными  ребят и  заочные  путешествия.

 - Ребята,  сегодня  мы   с  вами  отправляемся  в  поход вместе   с  отдыхающими  школьниками. Нам  надо    найти  ошибки  в их  поведении. Послушайте   рассказ  школьников  о  своем  походе.

Наша  учительница  заболела,  и  мы  решили  отправиться  в  лес  без  неё. Мы   благополучно добрались  до  леса  на  электричке. Гуляя  по  тропинке,  мы   встречали  много  несъедобных   грибов   и  сбивали  их  палками,  чтобы   кто -  нибудь  не  отравился. В  лесу  было  жарко. Мы  развели  костер  и  согрели  чай. Как   было  приятно  смотреть   на   огонь. Перекусив, мы  отправились  домой. Уходя,   мы   оглянулись  на  поляну. Там  лежали  пакеты  и  консервные  банки,  костер  весело  подмигивал  нам  на  прощание. По  дороге  на   электричку   мы   нашли  ежа  и  забрали  его  домой.

                - Какие   ошибки  совершали  ребята? А  как   надо  поступать  в  этих  случаях?

                - Ребята,  попробуйте дома  нарисовать  запрещающий  знак,  чтобы  сразу  стало  ясно,  что  в  лесу  делать  нельзя.

            Особым  этапом  в  построении  воспитательного   процесса   является  целенаправленное  формирование  личности  школьника. Очень   важно, чтобы  учитель  постоянно  искал  новые   эффективные приемы экологического  обучения   и  воспитания.                               Чрезвычайно  важна  для  реализации   патриотического  аспекта экологического  воспитания  идея,   заложенная  в  программе  уроков  литературного  чтения. Для  каждого  человека  понятие Родина  связано  с  родной  природой. Озера  и  реки, хлебные  поля, березовые  рощи -   все  это с  детства   знакомые  картины  природы  под  воздействием литературных  произведений   сливаются  у  младшего   школьника в единый  образ  Родины. И  чувство  ответственности  за   свою   страну отождествляется  с  чувством  ответственности  за  её  природу. Беречь  природу,  её  богатства,   красоту  и  неповторимость – значит,  беречь  свой  дом,  свой   край, свою Родину.

Пожалуйста, подождите.
x
×