«Вовлечение обучающихся с РАС в процесс социализации и овладения базовыми учебными знания в условиях общеобразовательной школы» | Лебедева Дарья Евгеньевна, Хисматуллина Ирина Галеевна, Гиззатуллина Лилия Аширафовна. Работа №349324
Статья написана педагогами - практиками с опытом работы с детьми с РАС. Освещены проблемы вовлечения детей с расстройство аутоиммунного спектра в жизнь общеобразовательной школы, изложены вопросы инклюзивного обучения в отношении таких детей, предложены авторские методики облегчения социализации школьников с указанным заболеванием. Даны практические рекомендации для коллег - педагогов, родителей по поэтапному привыканию детей к школе, педагогам, улучшению качества жизни наших воспитанников.
«Аутичным людям приходится понимать
с научной точки зрения то,
что не аутичные люди уже знают инстинктивно»
Марк Сегар
Тема работы: «Вовлечение обучающихся с РАС в процесс социализации и овладения базовыми учебными знания в условиях общеобразовательной школы»
Авторы:
директор МАОУ «Гимназия № 47 имени А.П. Гайдара» городского округа город Уфа Республики Башкортостан Хисматуллина Ирина Галеевна,
заместитель директора по начальному обучению МАОУ «Гимназия № 47 имени А.П. Гайдара» городского округа город Уфа Республики Башкортостан Гиззатуллина Лилия Аширафовна,
учитель начальных классов МАОУ «Гимназия № 47 имени А.П. Гайдара» городского округа город Уфа Республики Башкортостан Лебедева Дарья Евгеньевна
Современная система школьного образования, функционирующая в условиях инклюзивного обучения, часто сталкивается с проблемой, которая актуальна, пожалуй, для всех школ, будь то крупный мегаполис, либо небольшой отдалённый населённый пункт: обучение, развитие, вовлечение в занятость детей, которым выставлен диагноз, связанный с расстройством аутоиммунного спектра. В последнее время доля детей, имеющих признаки этого заболевания, наблюдающихся у специалистов по профилю, значительно выросла.
Педагоги, имеющие большой трудовой стаж, ещё помнят те времена, когда была возможность направить детей с РАС после постановки диагноза в коррекционные классы, школы, где обучение были организовано с учётом потребностей таких детей. С приходом инклюзии многое изменилось. С одной стороны, диагностика, возможности помощи детям, нахождение детей в коллективе сверстников, сделали детей с РАС менее оторванными от реальности, от жизни, облегчили их социализацию. С другой стороны, перед педагогическими коллективами, детскими и родительскими сообществами появились новые задачи, решение которых является обязательным для формирования и нормального функционирования ученического социума при условии, что в нём появляются участники с расстройствами аутоиммунного спектра.
Хотим поделиться опытом работы с детьми с РАС в условиях учебного процесса общеобразовательной школы. Все мы – авторы статьи – являемся педагогами с опытом работы более 25 лет, т.е., мы можем провести сравнительный анализ на основе личных наблюдений и новшеств, пришедших в педагогику относительно недавно.
Обратимся к статистическим данным, от которых необходимо оттолкнуться.
По данным ВЦИОМ и фонда «Обнажённые сердца», статистика со знаниями об аутизме такова.
Ниже приведены результаты первого в России всероссийского опроса населения о представлениях россиян о расстройстве аутистического спектра (аутизме).
Совместное исследование ВЦИОМ и Фонда «Обнаженные сердца» приурочено к Всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма, который ежегодно отмечается 2 апреля.
Уровень информированности об аутизме
Декларируемая информированность об аутизме высокая — три четверти (73%) россиян отмечают, что знакомы с темой, однако качественная информированность значительно ниже: лишь 15% заявили, что хорошо знают про аутизм, остальные 58% — слышали, но без подробностей. Более осведомленными об аутизме себя считают люди с высшим образованием (85%), жители Москвы и Санкт-Петербурга (86%), реже об этом говорят представители старшего возраста (64%) и сельские жители (60%).
Распространенность аутизма в окружении россиян
У каждого пятого осведомленного об аутизме россиянина (20%) в ближнем окружении (родные, близкие, знакомые) есть люди с аутизмом. Чаще всего респонденты отмечали, что знают только одного человека с аутизмом.
Каналы получения информации об аутизме
В качестве источника информации об аутизме среди информированных россиян наиболее распространёнными каналами получения информации являются передачи по телевидению (57%) и интернет (45%), на третьем месте — рассказы друзей / знакомых (24%). Имеющие в ближайшем окружении знакомых с аутизмом на первое место среди источников ставят рассказы друзей и знакомых (49%), чуть меньше отмечают интернет (45%) и телевидение (41%). Респонденты, не имеющие в окружении людей с аутизмом, в качестве основных источников называют телевидение (61%) и интернет (46%).
Представления о причинах развития аутизма
Несмотря на высокую декларируемую осведомленность об аутизме, на вопрос о его причинах затруднились ответить 34% респондентов (вопрос задавался без вариантов ответа). Чаще всего в качестве причин респонденты называли генетику, наследственность (40%), заметно реже указывали причины, связанные с образом жизни семьи (15%), со здоровьем матери (11%), экологией (8%).
Мифы про аутизм
Среди тестируемых корректных установок об аутизме чаще всего респонденты поддерживают следующие:
аутизм — диагноз, который ставится не с помощью лабораторных исследований, а специалистом (психиатром, неврологом) (75% согласны с данным суждением); аутизм нельзя вылечить, но основанные на специальных подходах программы помогают решить проблемы, связанные с аутизмом (73%); степень и формы проявления нарушений, связанных с аутизмом, индивидуальны (70%); аутизм — генетическое нарушение, возникающее из-за сложной комбинации мутаций и связанное с взаимодействием генов (66%).
В меньшей степени распространены следующие установки-мифы:
аутизм появляется из-за прививок (6% согласны с данным суждением); аутизм является результатом неправильного воспитания (9%); люди с аутизмом — умственно отсталые/имеют интеллектуальные нарушения (22%); аутизм чаще проявляется у детей из неблагополучных семей (24%); аутизм всегда сопровождается гениальными способностями (25%).
Важно отметить, что мнения разделились практически на две равные группы относительно двух суждений, связанных с проявлениями аутизма в сфере социального общения. С суждением «люди с аутизмом предпочитают изолироваться от общества» готовы согласиться 48% ответивших на вопрос, противоположной позиции придерживаются 32%; с мнением «человек с аутизмом не хочет общаться с другими людьми» согласны 38%, не согласны 41%.
Отношение к людям с аутизмом
Данные опроса позволяют сделать вывод о наличии социальной дистанции относительно людей с аутизмом: преобладает мнение о неготовности взаимодействия общества с людьми с этой особенностью развития во всех тестируемых ситуациях — в рамках школьного класса (63% не готовы / 25% готовы), группы детского сада (58% не готовы / 28% — готовы), рабочего коллектива (51% не готовы / 32% готовы), нахождения на детской площадке (46% не готовы / 41% готовы). (https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/chto-my-znaem-ob-autizme).
Как видим из информации, представленной весьма уважаемыми и компетентными источниками, знания в обществе достаточно противоречивы и разрознены. На основании исследования референтных родительских групп в нашем учебном заведении удалось подтвердить статистику.
Из этого следует, что изучение аутизма как явления, знания о нём появлялись в разные времена, были неоднозначны, сложны. Всё это создало определённые трудности для детей, которым выставлен такой диагноз, поставило родителей и педагогов искать разные, порой очень нестандартные методы, социализации таких детей. Ведь по опыту работы мы можем сказать, что во главу угла при работе с детьми с расстройствами с РАС ставится именно социализация, именно она при успешном прохождении станет краеугольным камнем дальнейшего успеха: учёбы, отношений со сверстниками, овладения профессией.
Из опыта работы имеем возможность описать три разные детские истории (имена детей изменены), которые обучаются в нашей образовательной организации.
Николай, 14 лет, диагноз, связанный с РАС, был выставлен в возрасте около двух лет. Семья благополучная в социальном и материальном плане. Работу по социализации ребёнка начали с момента выставления диагноза.
Александр, 15 лет. Благополучная семья, в которой отец не смог принять и понять диагноз сына до сих пор. Воспитанием и развитием ребёнка занимается бабушка, родители живут отдельно, видятся с сыном ежедневно. Есть младший брат, новорождённый. Материально полностью сына содержат родители, оплачивают кружки, секции.
Екатерина, 9 лет. Благополучная семья, есть ещё двое детей – близнецов. Полностью благополучная, обеспеченная семья. О диагнозе дочери знали до рождения, осознанно стали заниматься социализацией девочки практически с рождения.
Основной упор семьи сделала на формирование у детей доброго отношения к природе, вовлечения в мир растений и животных и, посредствам этого, перенесения положительного отношения на мир людей. При поступлении детей в школу удалось установить правильный контакт по формированию цепочки: «родители – учитель – ребенок – учитель», педагоги поддержали и развили формируемые родителями умения.
Дети с РАС – дети с особым нарушением психологического развития –требуют постоянной специальной помощи и поддержки. Им присущи разнообразные страхи, неадекватность поведения, негативизм, агрессивность, уход от общения даже с близкими людьми, отсутствие интереса и понимания окружающего мира. Природа с ее особой атмосферой может стать территорией, где легче всего преодолеть эти трудности, а наблюдение за растениями, животными созерцание их красоты поможет невидимой нитью связать внутренний мир ребенка и окружающую действительность.
Трудно представить себе работу учителя без привлечения к себе в помощники природы — самого естественного источника красоты. В процессе совместной деятельности учителя и ученика происходит всестороннее и целостное развитие личности ребенка, формируется его отношение к окружающему миру. При этом учитель организует и разумно направляет деятельность самого ребенка.
Так как непосредственное восприятие природы происходит во время прогулок, то задача учителя, в первую очередь, организовать это самое наблюдение во время прогулок и экскурсий. Мы разработали свои правила поведения и этикет при проведении экскурсий. Очень хороший результат и большой прогресс наблюдались после посещения «Музея леса» - животный и растительный мир Башкортостана представлены там просто прекрасно, особое впечатление на детей произвела экскурсия на подворье Башкирского государственного Аграрного университета. Именно там удалось понаблюдать за отношениями взрослых животных и детёнышей, лично покормить животных. Необходимо отметить, что педагогический коллектив Университета изучает методики работы с детьми с РАС, активно применяет их.
В основу учебной деятельности в стенах школы легла авторская разработка программы занятий по формированию познавательной активности посредством окружающего мира «Цветик-семицветик». Программа направлена на взаимодействие детей с РАС с окружающими нас комнатными растениями, уходом за ними, посадкой семян для оформления пришкольных клумб.
Целью занятий является расширение и обогащение представлений о непосредственном окружающем мире.
К задачам относятся: развитие познавательного интереса, наблюдательности, образного представления; обогащение словарного запаса; формирование нравственных качеств; воспитание любознательности, бережного отношения к природе, обогащение самостоятельного опыта практической деятельности по уходу за комнатными растениями. И, главное – формирование умения работать совместно.
В основе разработки занятий лежат основные принципы обучения: личностно-ориентированный подход; индивидуально - дифференцированный подход; целостное развитие ребенка и готовность личности к дальнейшему развитию; опора на предшествующее развитие ребенка; организация деятельности.
Занятия проводятся 1 раз в неделю и включают в себя занятия по ознакомлению с окружающим миром, практические занятия по выращиванию рассады, выгонке растений и выездные занятия — в Краеведческий музей, в «Музей леса» и на ипподром, на страусиную ферму «Весёлый страус», совместное участие в волонтёрских проектах, проводимых в городе и направленных на помощь бездомным животным.
Все занятия имеют четкую структуру и тематическую направленность: «Наши соседи по планете», «Дом, в котором живут животные и цветы», «Ромашка – солнечный цветок», «Кактус заболел», «Игра – путешествие по станциям Садовой дороги», «В мире растений», «Животные – друзья человека», «Животные тоже болеют», «Как вести себя при встрече с собакой», «В мире рыб», «Пушистые шубки», «Язык животных» и другие. Содержание каждого занятия адаптируется учителем в процессе работы на эмоциональное состояние ребенка и проводится в рамках предмета «Окружающий мир», либо «Биология». Кроме эмоционального состояния, занятия корректируются по возрасту, поведению и привычкам ученика, учитываются его возможные страхи, прошлый опыт, умения.
Важно, чтобы любое занятие, любая экскурсия, прогулка, посвященные ознакомлению детей с растениями, пробуждали у детей любознательность, укрепляли интерес к природе и любовное, бережное отношение к ее обитателям, формировали добрые чувства, обогащали самостоятельный опыт практической деятельности, формировали навыки групповой работы, окрашивали жизнь в светлые тона, дарили радость общения с природой.
Научная база:
Каган В. Е. Аутизм у детей. — Л.: Медицина, 1981.
Лебединская К.С., Лукашова, И.Д., Немировская С.В. Клиническая характеристика синдрома детского аутизма // cб. «Ранний детский аутизм» под ред. Т.А. Власовой, В.В. Лебединского, К.С. Лебединской. - М.: НИИД АПН СССР, 1981.
Никольская О.С. Психологическая коррекция раннего детского аутизма// Ж-л невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 1980.
Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.
ВЦИОМ,https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/chto-my-znaem-ob-autizme.