Воздух в нашей жизни ( занятие для детей подготовительной группы) | Мой кабинет. Работа №350814
Тема: Воздух в нашей жизни
Программное содержание:
Углублять представления о характерных явлениях природы, роль ветра в природе. Поддерживать стремление детей к наблюдениям за природными явлениями. Вызывать интерес к экспериментированию, учить проводить опыты с ветром, делать выводы.
Расширять познания свойств объектов неживой природы. Учить определять силу ветра с помощью различных приспособлений. Отгадывать загадки.
Воспитывать осознанное, бережное и заботливое отношение к природе. Помогать взрослым в труде, воспитывать уважение к труду взрослых.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ясли- сад комбинированного типа №166
города Донецка»
Номинация «Методическая разработка (конспект прогулки для детей подготовительной группы) «На прогулку с радостью»
«Воздух в нашей жизни»
Боева Оксана Владимировна
воспитатель
Тема: Воздух в нашей жизни
Программное содержание:
Углублять представления о характерных явлениях природы, роль ветра в природе. Поддерживать стремление детей к наблюдениям за природными явлениями. Вызывать интерес к экспериментированию, учить проводить опыты с ветром, делать выводы.
Расширять познания свойств объектов неживой природы. Учить определять силу ветра с помощью различных приспособлений. Отгадывать загадки.
Воспитывать осознанное, бережное и заботливое отношение к природе. Помогать взрослым в труде, воспитывать уважение к труду взрослых.
Оборудование: Коробка, палка-весы с двумя шарами, трубочки для коктейля, 0,5л. пластиковые бутылочки с водой, вертушки, веера, 2шт.коробки для игры, карточки с изображением предметов.
Ход прогулки:
Воспитатель с детьми находится на ковре спиной к окну. В это время помощник воспитателя выходит на улицу и подносит к окну гелиевый шарик, который «заглядывает» в группу. Дети обращают внимание воспитателя на шарик. Педагог впускает его в группу.
Воспитатель: Ой, ребята! Шарик! Откуда он взялся? А на нем еще и письмо. На конверте написан номер и название нашей группы. Значит письмо предназначено нам, и мы можем его открыть.
Читаем письмо: «Добрый день, ребята! Меня зовут Воздушарик. Я живу в прекрасной стране-Воздух. Я так люблю свою страну, что решил и вас с ней познакомить. Скорее одевайтесь, я жду вас на улице.»
Воспитатель: Ребята, давайте же не будем заставлять ждать нашего гостя и начнем собираться на прогулку. Но вначале необходимо повторить правила поведения во время прогулки.
На прогулку можно выходить только с воспитателем;
Нельзя подходить и открывать незнакомые сумки, пакеты, коробки, игрушки;
Играть нужно только в пределах участка;
Если увидели стекло, грибы, шприцы, лекарства, незнакомые предметы, нужно позвать воспитателя и не брать руками;
Кататься на горках и качелях нужно сидя, держась двумя руками; не подходить к качелям, если на них кто-то уже катается;
Нельзя выходить за территорию детского сада;
Нельзя лазать на заборы, деревья, спрыгивать с них;
Нужно остерегаться животных: кошек, собак, нельзя их трогать дразнить, они могут быть больными.
Выходим в раздевалку. Дети самостоятельно одеваются. Все вместе выходим на крыльцо сада. Там нас встречает Воздушарик (переодетый сотрудник).
Воздушарик: Добрый день, ребята! Я вас очень ждал. Я рад вас видеть. Давайте же скорее начнем наше знакомство с моей любимой страной. Но вначале скажите мне, как вы думаете, почему у меня такое необычное имя Воздушарик?
Дети: Потому что ты наполнен воздухом, летаешь в воздухе.
Воздушарик: Все верно! Мне просто необходим воздух! А нужен ли воздух человеку? Объясните зачем?
Дети: Конечно нужен. Мы им дышим, свежий воздух поддерживает здоровье, наполняет нас энергией.
Воздушарик: Ребята, а вы любите загадки?
Дети: Конечно!
Воздушарик: Тогда предлагаю вам их послушать и отгадать.
Для дыхания он нужен,
С ветром, вьюгой очень дружен.
Окружает нас с тобой,
Не поймать его рукой. (воздух)
Мы его не замечаем,
Мы о нем не говорим.
Просто мы его вдыхаем-
Он ведь нам необходим… (воздух)
Ни
веса,
ни цвета у него нету
!
(воздух)
Воздушарик: Ой, какие вы молодцы! А теперь давайте пройдем в мою лабораторию. Сегодня мы с вами будем исследователями.
Проходим в павильон. Там стоит стол, на нем яркая коробка. Воздушарик пытается открыть ее, она не открывается.
Воспитатель: У тебя не получается открыть коробку, а мы с ребятами можем тебе помочь?
Воздушарик: Я вспомнил! Чтобы открыть эту загадочную коробку, нам с вами необходимо провести волшебный ритуал: громко похлопать (хлопают), тихо потопать(топают), попрыгать (прыгают). Давайте -ка еще раз попробуем открыть (коробка открывается).
Дети подходят к столу, рассматривают содержимое коробки (в ней оборудование для экспериментов).
Воздушарик: Ребята, а вы знаете, что ветер – это быстрый поток воздуха, который движется около земной поверхности.
- Скажите мне, можно ли потрогать воздух? Не знаете? Давайте тогда проведем первый эксперимент в нашей лаборатории и выясним это.
- Быстро-быстро помашем руками. Чувствуете? Да, мы сейчас ощутили воздух, потрогали его.
- А теперь возьмите по вееру из нашей коробки и помашите им перед своим лицом. Почувствовали ветер? (Да). А вы увидели его? (Нет). Значит, можно сделать вывод, что воздух невидим, не имеет цвета.
Воздушарик: Предлагаю продолжить работу в нашей лаборатории. Сейчас мы с вами узнаем, есть ли воздух внутри вас. Для этого эксперимента нам понадобятся бутылочки с водой и трубочки. Возьмите их, пожалуйста.
Воспитатель: Ребята напоминаю вам, что трубочку нужно брать только губами, аккуратно, не пролить воду на себя.
Воздушарик: Предлагает детям подуть в трубочку, подставив ладонь под струю воздуха. Что почувствовали? Откуда появился ветерок? Затем просит опустить трубочку в воду, подуть в нее. Откуда появились пузыри, куда они исчезли?
Вывод: внутри нас есть воздух.
Воздушарик: А знаете ли вы, что воздух имеет вес? Давайте это проверим в нашей лаборатории с помощью следующего опыта.
На середине палки, длиной около 60см.закрепим веревочку. На концах палки закреплены два одинаковых шарика. Палку подвешиваем за веревку. Она весит в горизонтальном положении. Предлагаем детям подумать, что произойдет, если вы проткнете один из шаров острым предметом. (Ответы детей).
Воспитатель: Протыкает один из шаров невидимкой. Из шара выходит воздух и конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче. А что же произойдет, если мы проткнем и второй шарик? (Ответы детей). Давайте это узнаем? (Протыкаем второй шар).
Равновесие восстанавливается. Шарики без воздуха весят одинаково.
Воздушарик: А в каких предметах еще есть воздух?
(в мячах, в кеглях, в пище, в пористом шоколаде, в надувных игрушках)
Воспитатель: Ребята, сейчас я хочу прочесть вам стихотворение о ветре.
Мальчик Ветру говорил:
-У тебя так много сил,
Ты стремительный, могучий,
Ты и вихрь, и ураган,
Буря, вьюга и буран.
Но тебя не понарошку
Я смогу зажать в ладошку!
Рассмеялся только Ветер:
- Самый сильный я на свете,
И могу тебя, шутя,
В небо выбросить, дитя!
Дунул в кулачок свой крошка
И сильнее сжал ладошку:
- Вот, пожалуйста, смотри,
В кулачке ты, здесь, внутри!
Ветер, вдруг, от слов таких
В удивлении притих,
Прошептал:
- Служить готов
Повелителю ветров.
Надежда Шемякина
Воспитатель: О каких ветрах, говорится в этом стихотворении? (Тихий, сильный, могучий…)
- А кто же победил ветер?
- А скажите, пожалуйста, как узнать есть ли ветер? Как вы узнали? С помощью чего еще можно узнать есть ли ветер? Какой силы сегодня ветер?
(Наблюдение за ветками деревьев, с помощью вертушки, лент)
Воспитатель:А хотели бы вы услышать ветер? (Да). Я приготовила для вас запись звука ветра разной силы. (Дети слушают запись)
Воспитатель: Ребята, а не пора ли нам размяться? Воздушарик присоединяйся к нам.
Физкультминутка:
-Ветер дует нам в лицо (машут ладошками себе на лицо)
-Закачалось деревцо. (руки вверх, качают руками влево-вправо)
-Ветер тише-тише-тише, (медленно приседают)
-Деревцо все выше-выше. (тянутся руками к небу)
Воздухошарик: А как вы считаете, ветер это хорошо или плохо? Давайте это выясним с помощью карточек.
Дети по очереди подходят к столу, берут карточки с изображением предметов (корабль, воздушный шар, дерево, рукавицы, воздушный змей, растения, семена, мельница…) и объясняют почему и в каких случаях ветер приносит пользу, а в каких несет вред.
Воздухошарик: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Северный ветер». Какой характер у северного ветра? Правильно, он сердитый, холодный, ледяной. Как еще можно назвать такой ветер? (Буря, ураган, шторм).
С помощью считалочки выбираем водящего.
Считалочка:
-Ветер за море летал,
Ветер певчих птиц считал.
Посчитал всех до одной!
А потом взял выходной.
Наша очередь считать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Водящий стоит в условленном месте. Игроки свободно перемещаются по заранее оговоренной территории. По команде водящего «Ветер», на площадку выбегает северный ветер и старается «заморозить» как можно больше игроков. Побеждает тот, кого не «заморозил» северный ветер.
Трудовая деятельность:
Воспитатель: Ну, что ж, ребята, поиграли пора и потрудиться. Но делать это мы тоже будем играя. Я предлагаю провести уборку нашего участка. Давайте разделимся на команду мальчиков и команду девочек и посоревноваться, кто больше соберет веточек, упавших с дерева после сильного ветра.
(Дети делятся на команды. Воспитатель выставляет два ящика для сбора веточек, дает команду к началу соревнования.)
Воздушарик: Какие вы молодцы, ребята! Вы внимательные, активные, бодрые, веселые! Вам понравилась наша прогулка? Что нового вы узнали? А что бы вы хотели рассказать о ветре своим родителям? Обязательно расскажите им то, что вы узнали сегодня. И проведите с ними опыты дома.
Наша встреча подошла к концу, мне пора возвращаться. На память о себе я хочу сделать вам подарок и оставить коробку из нашей импровизированной лаборатории, чтобы вы продолжали познавать свойства окружающего вас мира. Спасибо вам за встречу! До свидания. (Воздухошарик уходит).
Индивидуальная работа:
- повторение и закрепление стихотворений о весне;
- закрепление упражнений на равновесие, метание мяча.
Самостоятельная деятельность: рисование мелом на асфальте, подвижные игры по желанию детей.
Вывод: результаты выполнения задания детьми, их активность, ответы показывают, что цель прогулки достигнута.
Литература:
Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А. «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет » Книга для воспитателей. ООО «ТЦ Сфера».2011:
Горькова Л.Г., А.В.Кочергина, Л.АОбухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». Книга для воспитателей М.,2007;
Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. «1000 загадок». Пособие для педагогов и родителей. Ярославль,2007;
Кравченко И.В., Долгова Т.Л. «Прогулки в детском саду». Методическое пособие для воспитателей. М.,2008;
Плешаков А.А. «Зеленая тропинка». Учебное пособие. М., Просвещение.,2023;
Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду». Книга для педагогов. М., 2017;
Тимофеева Л.Л. «Ребенок и окружающий мир». Альбом наблюдений. М. Просвещение, 2023.