Возможности использования новых ИТ в физическом воспитании студентов | Людмила Ивановна Хмель. Работа №317439
Современный этап развития компьютерной техники и её применение в учебном процессе на практических занятиях по физическому воспитанию характеризуются использованием компьютерных технологий при составлении обучающих программ. Появилось множество программных продуктов, созданных на базе мультимедийных, офисных интернет-технологий, графических изображений, анимация и система программирования.
Ключевые слова: информационные компьютерные технологии, образовательный процесс, обучающиеся, занятия, физическая культура, интернет, презентации.
Возможности использования новых информационных технологий в физическом воспитании студентов
ГАПОУ РС (Я) Южно-Якутский технологический колледж, г. Нерюнгри
Хмель Л.И., преподаватель высшей категории
Аннотация. Современный этап развития компьютерной техники и её применение в учебном процессе на практических занятиях по физическому воспитанию характеризуются использованием компьютерных технологий при составлении обучающих программ. Появилось множество программных продуктов, созданных на базе мультимедийных, офисных интернет-технологий, графических изображений, анимация и система программирования.
Ключевые слова: информационные компьютерные технологии, образовательный процесс, обучающиеся, занятия, физическая культура, интернет, презентации.
В настоящее время информационно-коммуникативные технологии широко применяются в различных сферах деятельности человека, в том числе в системе образования, и, в частности, физкультурного образования. Необходимость широкого использования информационно-коммуникативных технологий в сфере физической культуры обусловлена повсеместной, тотальной информатизацией современного общества.
Это, в свою очередь, обуславливает усложнение образовательной деятельности педагога физической культуры, способствует повышению требований к уровню его профессиональной компетенции, что обуславливает разработку дидактического обеспечения информационно-коммуникативной подготовки специалиста, с учётом специфики содержания физического образования.
Анализ публикаций позволяет говорить о перспективности идей применения компьютерной техники в учебном процессе. Подтверждением могут служить известные исследования, демонстрирующие эффективность применения современных информационных технологий в учебном процессе (В.А. Извозчиков, П.К. Петров, Е.М. Разинкина, Т.Л. Шапошникова и др.).
В образовательном процессе информационно-коммуникативные технологии используются для достижения следующих педагогических целей, таких как:
развитие творческого мышления у учащихся за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;
формирование умения обрабатывать информацию (при использовании текстовых, графических и табличных редакторов, локальных и сетевых баз данных);
интенсификация учебно-воспитательного процесса;
выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности;
углубление
межпредметных
связей в ходе обучения предмету «Физическая культура».
Кроме того, непосредственно в профессиональной деятельности информационно-коммуникативные технологии позволяют преподавателю физической культуры решать задачи различной степени сложности с помощью компьютерных программ учебного и научного назначения.
Очень важно найти применение компьютерным технологиям в процессе физического воспитания студентов как средству методической поддержки учебного процесса. На первый взгляд, компьютер и урок физической культуры кажется не совместимым. Ведь физкультура – это, прежде всего, движение. Специфика каждого предмета разнообразна, но общий принцип один – задача преподавателя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения знаниями. Применяя этот принцип к уроку физической культуры, можно отметить, что задача преподавателя - выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому студенту проявить свою активность, своё творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность обучающегося.
С использованием ИКТ на занятиях физической культуры выигрывают все: студенты, родители, преподаватели, так как эти технологии осуществляют одно из наиболее перспективных направлений, позволяющих повысить эффективность физкультурно – оздоровительной деятельности – личной заинтересованности каждого обучающегося в укреплении своего здоровья. Это помогает в решении ещё одной задачи – повысить интерес студентов к формированию здорового образа жизни.
Необходимость использования ИКТ в физическом воспитании вызвана потребностью в повышении его качества с помощью применения компьютеров.
ИКТ позволяют организовать учебный процесс на новом, более высоком уровне, обеспечивать более полное усвоение учебного материала.
С помощью ИКТ можно решать проблемы поиска и хранения информации, планирования, контроля и управления занятиями физической культурой, диагностики состояния здоровья и уровня физической подготовленности занимающихся.
Предмет «Физическая культура» включает большой объём теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому применение ИКТ позволяет эффективно решать эту проблему.
Применение программы PowerPoint для создания компьютерных презентаций преподавателем совместно со студентами дает огромные развивающие возможности для студентов, формируются у них важнейшие в современных условиях навыки: критическое осмысление информации, выделение главного, систематизирование и обобщение материала, грамотное представление имеющейся информации.
Работа над презентацией, ее публичное представление положительно влияет на развитие у студентов навыков общения с помощью информационно-компьютерных технологий, дает дополнительную мотивацию к изучению дисциплины, способствует повышению уровня восприятия информации презентаций, используемых преподавателем на занятиях.
Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические документы и события, биография спортсменов, освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны ученикам, поэтому необходимо использовать различные виды наглядности.
Очень важно значение ИКТ при освоении основы техники двигательных действий (бросок баскетбольного мяча, низкий старт в лёгкой атлетике и т.д.). Чтобы создать правильное представление обучающихся о технике двигательных действий по всем программам, преподаватель физической культуры должен быть компетентен в своей профессии. Молодой преподаватель порой испытывает трудности в теории и методике преподавания, а опытный педагог, в силу преклонного возраста, не всегда в состоянии продемонстрировать сложные технические элементы.
Применение компьютера возможно на всех этапах урока. При изучении нового материала необходимо координировать, направлять, руководить и организовать учебный процесс, а сам материал «объясняет» вместо меня компьютер. С помощью видеоряда, звука и текста учащийся получает представление об изучаемом двигательном действии, учится моделировать последовательность движений, что делает урок более содержательным и увлекательным.
На стадии закрепления знаний компьютер позволяет решить проблему традиционного урока – индивидуального учета знаний, а также способствует коррекции полученных умений и навыков в каждом конкретном случае.
На этапе повторения в компьютерном варианте студенты решают различные проблемные ситуации. В результате в мыслительную деятельность оказываются включены все студенты. Степень их самостоятельности в освоении материала регулируется преподавателем.
Другой формой использования ИКТ явилось применение тестирующих программ. Компьютерные тесты могут содержать неограниченно большое количество разделов и вопросов, что позволяет варьировать тесты под непосредственные нужды и конкретных участников тестирования. Тесты используются на любом этапе обучения.
Выполнение автоматизированных заданий и тестирования предполагает, что такая форма оценивания знаний будет доступной, интересной, содержательной, позволяющей в полной мере формировать и проверять знания, умения и навыки обучающихся.
Использование компьютерных тестов на теоретических уроках физической культуры дает возможность:
осуществлять реальную индивидуализацию и дифференциацию обучения;
вносить обоснованные изменения в процесс преподавания,
достоверно оценивать качество обучения и управлять им.
Давно доказано, что учащиеся по-разному осваивают новые знания. Ранее преподавателям трудно было найти индивидуальный подход к каждому ученику. Теперь же, с использованием компьютерных сетей и онлайновых средств, учебные заведения получили возможность преподносить новую информацию таким образом, чтобы удовлетворить индивидуальные запросы каждого обучающегося.
Использование ресурсов и услуг Интернета значительно расширяет возможности и преподавателя, и студента во всех видах деятельности.
Проектная деятельность также является методом активизации учебно-познавательной активности. Этому способствует высокая самостоятельность студентов в процессе подготовки проекта. Преподаватель, выступающий координатором, лишь направляя деятельность студента, который исследует выбранную тему, собирает наиболее полную информацию о ней, систематизирует, полученные данные и представляет их, используя различные технические средства, в том числе, и современные компьютерные технологии.
Из выше сказанного следует:
1. Применение информационных технологий обучения в преподавании физической культуры позволяет реализовать требования теоретического и методического разделов учебных программ посредством самостоятельной внеурочной учебной работы студентов, сохраняя тем самым учебные часы для занятий непосредственно физическими упражнениями.
2. Разработка и внедрение электронных средств поддержки обучения способствуют повышению уровня учебной работы обучающихся.
3. Информационные технологии обучения обладают более высокой дидактической эффективностью по сравнению с традиционными методами и средствами поддержки обучения. При этом, высокий уровень интереса обучающихся, обусловленный сначала технологической стороной использования электронных средств, способствует в дальнейшем росту интереса к содержанию теоретических и методических аспектов физической культуры.
4. Для повышения эффективности восприятия учебного материала, связанного с двигательной деятельностью, исключительно важное значение в электронных средствах поддержки обучения имеют мультимедийные формы представления информации, сочетающие тексты с графическими иллюстрациями, и аудио-материалами.
5. Технология, используемая в работе по проекту, проста и доступна практически для любого человека, владеющего компьютером на уровне пользователя, и позволяет создавать электронные средства поддержки обучения высокого дидактического качества в сфере физической культуры.
6. Использование не только уже готовых наработок в данной области, но громадного ресурса «Интернет».
Правильное использование ИТ делает урок более многогранным, интересным и ярким, что в свою очередь стимулирует познавательный интерес к физической культуре, создавая условия для мотивации к изучению этого предмета, способствует повышению качества современного образования как социального института.
Таким образом, использование средств ИКТ на занятиях физической культуры очень актуально.
Список использованных источников:
1. Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. – М.: Изд. центр «Академия», 2010.
2. Вишневская С.О. Использование ИКТ в образовательной деятельности на уроках /С.О.Вишневская //Интернет-журнал "Эйдос". – 2009.
3. Воронов И.А. Информационные технологии в физической культуре и спорте / И.А. Воронов. — СПб.: Изд-во СПбГУП, 2007. 140 с.
4. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие / И. В. Роберт [и др.]. – М.: Дрофа, 2010.
5. Козлов, А. В. Проблемы применения информационно-коммуникативных технологий в физкультурном образовании // Молодой ученый. — 2010. — № 6 (17)