Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 04.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Возможности применения проектной деятельности в экологическом воспитании | Уразбекова Кульбарам Жаксылыковна. Работа №305160

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Сегодня формы экологического воспитания старших дошкольников активно расширяются. Применяются новые формы работы в рамках формирования экологической культуры дошкольников, которые строятся как на основе использования природных, так и социальных условий.

Наиболее распространёнными формами экологического воспитания сегодня выступают игры (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые), ведение календаря природы, наблюдение, труд в природе, проектная деятельность, чтение художественных произведений и многое другое. Также важнейшее место в системе экологического воспитания дошкольников отводится работе с родителями. В процессе организации работы с родителями в детском саду используются совместные экскурсии, выставки, оформление клумб, экологические акции, анкетирование и многое другое. 

 

 

Возможности применения проектной деятельности в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

 

Уразбекова Кульбарам Жаксылыковна

Магистрант 2 курса ФГБОУ ВО «ОмГПУ»

 

 

Сегодня формы экологического воспитания старших дошкольников активно расширяются. Применяются новые формы работы в рамках формирования экологической культуры дошкольников, которые строятся как на основе использования природных, так и социальных условий.

Наиболее распространёнными формами экологического воспитания сегодня выступают игры (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые), ведение календаря природы, наблюдение, труд в природе, проектная деятельность, чтение художественных произведений и многое другое. Также важнейшее место в системе экологического воспитания дошкольников отводится работе с родителями. В процессе организации работы с родителями в детском саду используются совместные экскурсии, выставки, оформление клумб, экологические акции, анкетирование и многое другое. Именно совместный труд детей и родителей в природе, по мнению А. Миронова, позволяет показывать детям пример поведения в окружающем мире, который дети будут с интересом и большим желанием повторять [21, с. 32].

Поиск эффективных форм и методов экологического воспитания привёл педагогическую науку и практику к проектному методу. Как отмечает О. Долгова, проектная деятельность позволяет развивать сотрудничество и дружеские отношения старших дошкольников в процессе экологического воспитания. Эта деятельность позволяет интегрировать различные аспекты деятельности в природе, развивать активное деятельностное отношение дошкольников к окружающей действительности [14, с. 63].

Метод проектов относится к современным методам проблемного обучения, так как он предполагает детальный анализ проблемы, практическую деятельность по её решению и получение конкретного практического результата собственного труда и поиска. Как подчёркивает О.Н. Строкова, в основе метода проектов лежит непосредственная направленность на результат деятельности, который будет реальным, ощутимым, материальным. Проектная деятельность является основой метода проектов в обучении. Она подразумевает применение принципа интеграции всех видов детской деятельности в процессе достижения поставленной цели [28, с. 49].

Метод проектов в воспитании и обучении достаточно обширен. По определению З.Ф. Аксёновой, метод проектов подразумевает моделирование воспитательно-образовательной ситуации, в которой ребёнок ставит и решает определённые образовательные и воспитательные проблемы, требующие активного поиска и практической деятельности [2, с. 53].

Согласно определению А.Б. Баекешовой, педагогическое проектирование предполагает комплексный характер деятельности, системность, последовательность, наличие логических связей между этапами проекта. Педагогическое проектирование рассматривается автором как категория научно-педагогического знания, требующая от педагога комплексного и системного подхода к решению возникающих проблемных ситуаций [3, с. 7].

В.М. Брикотнина рассмотрела достоинства метода проектов в воспитании и обучении детей дошкольного возраста. Так, метод проектов отвечает требованиям организации современного образовательного процесса, когда ребёнок является активным участником процесса познания [5, с. 8].

А. Камзина отмечает, что метод проектов позволяет видеть чёткий алгоритм действий (план), который необходимо выполнить для достижения той или иной образовательно-воспитательной цели. То есть вся внутренняя структура деятельности ребёнка строиться на основе внешней структуры проекта [17, с. 5].

Как отмечает Т. Градобоева, интеграция, которая присуща проектной деятельности, позволяет формировать у дошкольников целостную картину мира, а также позволяет снизить нагрузку на дошкольников, отвечая в то же время требованиям здоровьесбережения [9, с. 28].

Л.В. Штоббе отмечает, что, организуя проектную деятельность в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста, педагог должен понимать, что она требует сотрудничества детей, родителей и педагогов дошкольной организации. Такая творческая деятельность и атмосфера сотрудничества, безусловно, положительно влияют на формирование коллективизма и партнёрства среди детей, родителей и педагогов [30, с. 13].

Е.М. Граница подчёркивает, что идеальный экологический проект предусматривает необходимость активного использования знаний из разных областей. В процессе реализации проектной деятельности происходит интеграция речевой, мыслительной, двигательной и других видов детской деятельности. При этом проектная деятельность, при условии грамотной е подачи, развивает любознательность, самостоятельность, творчество и познавательную активность дошкольников, умение планировать, работать в команде дошкольников [10, с. 28].

Проектная деятельность, являясь интегрированной, делает систему работы дошкольной организации, открытой для сотрудничества с родителями воспитанников. Применение проектной деятельности позволяет научить ребёнка самостоятельно искать необходимую информацию, тем самым подготовив его к обучению в школе.

В.К. Омаров, рассматривая современные методы проблемного обучения, отмечает, что сегодня проектная деятельность в экологическом воспитании старших дошкольников используется для формирования интереса детей к проблемам экологической направленности. Она способствует приобретению практических навыков поведения в природе, воспитанию ответственности и бережного отношения к окружающей действительности. С.А. Веретенникова отмечает, что проектная деятельность позволяет сформировать у дошкольников понимание своей субъективной роли в природе, что является базой формирования деятельностного отношения к объектам природы [25, с. 99].

С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин в системе экологического воспитания выделяют исследовательские, творческие и нормативные проекты [12, с. 37]. Интерес к проектной деятельности в системе экологического воспитания сегодня обусловлен интегрированным характером данного вида деятельности, а также её соответствия целям развивающего и проблемного обучения.

Проектная деятельность в системе экологического воспитания позволяет ребёнку активно экспериментировать, синтезировать и обобщать знания, полученные в практической деятельности. В процессе проектной деятельности развиваются также творческие способности и коммуникативные умения дошкольников, создаются предпосылки успешной адаптации в школе.

Таким образом, главной особенностью проектной деятельности в экологическом воспитании старших дошкольников является её интегрированный характер, а также практическая направленность. В процессе организации проектной деятельности формируются умения самостоятельно получать практические навыки в решении возникающих экологических проблем.

 

 

Список использованных источников

 

1. Типовая программа дошкольного воспитания и обучения в Республике Казахстан. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 24 сентября 2020 года № 412 [Электронный ресурс] / URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2000021290 (дата обращения 15.04.2022)

2. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников / З.Ф. Аксенова. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.

3. Баекешова, М.Б. Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста через экологическое воспитание / М.Б. Баекешова // Ребенок в детском саду. – 2021. – № 1. – С. 6 – 9.

4. Брикотнина, В.М. Совершенствование работы по экологическому развитию детей в условиях детского сада / В.М. Брикотнина // Дошкольное образование в Казахстане. – 2015. – № 4. – С. 7 – 10.

5. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой / С.А. Веретенникова. – Москва: Просвещение, 2003. – 239 с.

6. Градобоева, Т. Создание экологической тропы и методики работы с ней / Т. Градобаева // Дошкольное воспитание. – № 1. – 2003. – С. 28.

7. Граница, Е.М. Из опыта приобщения детей к природе / Е.М. Граница // Предшкольная подготовка. – 2007. – № 2. – С. 28 – 30.

 

 

8. Дерябо, С.Д. Методика диагностики и коррекции отношения к природе / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – М.: Феникс, 2005. – 50 с.

9. Дерябо, С.Д., Экологическая педагогика как наука / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – М.: Просвещение, 2004. – С. 97-99.

10. Долгова, О. Разнообразие форм и методов экологического воспитания / О. Долгова // Дошкольное образование в Казахстане. – 2014. – № 5. – С. 63 – 64.

 

 

11. Омарова, В.К. Инновационные подходы в образовании: учеб. пособие / В.К. Омарова; МОН РК; ПГПИ. – Алматы: Отан, 2014. – 248 с.

12. Строкова, О.Н. Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста / О.Н. Строкова // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 10. – С. 25-28.

13. Штоббе, Л.В. Экологическое воспитание дошкольников – основа нравственного воспитания / Л. В. Штоббе // Ребенок в детском саду. – 2021. – № 4. – С. 13 – 14.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×