Возможности воспитательного пространства школы-интерната для детей с ОВЗ | Шилова Екатерина Васильевна. Работа №321045
Современная школа требует переосмысления подходов к воспитанию, постепенного совершенствования содержания, форм и методов воспитания личности как творца и проектировщика своей жизни, который умеет определять свою жизненную стратегию, стремиться быть компетентной, ответственной, социально активной и мобильной личностью, способной к социальным действиям. С целью формирования такой личности в воспитательный процесс внедряется компетентностный подход, одним из принципов которого и является принцип проектирования и конструирования воспитательного пространства школы.
Воспитательное пространство – это результат творческой и интегральной деятельности школы, нацеленный на создание общего ценностно-нормативного уклада жизни школы; это пространство возможностей, динамическая система взаимосвязанных педагогических событий, которые составляют основы жизнедеятельности школы, направленных на личностное развитие учащегося, развитие его жизненных компетентностей.
Составными воспитательного пространства являются следующие содержательные элементы:
- жизненное пространство ученика (интегральное отображение результатов его движения в воспитательном пространстве);
- самообразовательное пространство (ученических мастер-классов, индивидуальных проектов, клубов);
- творческое пространство (пространство творческих работ, массовых праздников);
- трудовое пространство (мастерские, кружки);
- игровое пространство (деловые, сюжетно-ролевые, моделированные, спортивные игры);
- социальное пространство (социальные проекты по профориентации).
ГБОУ АО «Соломбальская СКОШИ»
город Архангельск
Шилова Екатерина Васильевна
Возможности воспитательного пространства школы-интерната
для детей с ОВЗ
Современная школа требует переосмысления подходов к воспитанию, постепенного совершенствования содержания, форм и методов воспитания личности как творца и проектировщика своей жизни, который умеет определять свою жизненную стратегию, стремиться быть компетентной, ответственной, социально активной и мобильной личностью, способной к социальным действиям. С целью формирования такой личности в воспитательный процесс внедряется компетентностный подход, одним из принципов которого и является принцип проектирования и конструирования воспитательного пространства школы.
Воспитательное пространство – это результат творческой и интегральной деятельности школы, нацеленный на создание общего ценностно-нормативного уклада жизни школы; это пространство возможностей, динамическая система взаимосвязанных педагогических событий, которые составляют основы жизнедеятельности школы, направленных на личностное развитие учащегося, развитие его жизненных компетентностей.
Составными воспитательного пространства являются следующие содержательные элементы:
- жизненное пространство ученика (интегральное отображение результатов его движения в воспитательном пространстве);
- самообразовательное пространство (ученических мастер-классов, индивидуальных проектов, клубов);
- творческое пространство (пространство творческих работ, массовых праздников);
- трудовое пространство (мастерские, кружки);
- игровое пространство (деловые, сюжетно-ролевые, моделированные, спортивные игры);
- социальное пространство (социальные проекты по профориентации).
Общая задача школы состоит в подготовке обучающихся к самостоятельной жизни и труду.
Важная роль в организации воспитания в образовательном учреждении отводится классному руководителю и воспитателю.
Основная задача воспитателя и классного руководителя – создать в классе такие условия, при которых дети могут реализовать свои способности. С самого начала взаимодействия с классом надо работать над созданием психологически комфортной атмосферы. Одним из главных принципов нашей работы является уважительное отношение к детям, терпимость к их мнению и недостаткам.
В нашей школе ведется большая работа по формированию общекультурной компетенции. Для достижения полученного результата мы используем различные формы проведения: это классные часы и беседы, экскурсии, викторины, дискуссии, просмотр фильмов и т.д. За истекший период были подготовлены и проведены ряд мероприятий.
В целях воспитания духовно-нравственных качеств личности, патриотизма, любви к Родине и гордости за свое Отечество, свой народ:
В целях формирования уважения и любви к женщине, воспитания внимания, заботливости к мамам, уважения к родным и близким, вовлечения родителей в совместную с детьми деятельность:
- праздничные мероприятия, посвященные Дню матери, Международному женскому дню;
Для ребёнка с ограниченными возможностями школа является одним из важных факторов социализации, а также важным символом здоровья и полноценной жизни. Поэтому в представлении таких детей о своём будущем школа занимает существенное место.
Часто у детей с ограниченными возможностями имеются отклонения в развитии, связанные с перенапряжением нервной системы ребёнка, а также различных болезненных состояний нервной системы – неврозов. У значительной части детей наблюдаются затруднения в усвоении программного материала, связанные с нарушением развития речи и особенностями их психической деятельности.
Формирование учебно-познавательных интересов обучающихся, прежде всего, происходит на уроке, но и воспитатели своей работой вносят ощутимый вклад.
Самоподготовка – это продолжение учебного процесса. Подготовка домашнего задания в условиях школы-интерната – это один из наиболее ответственных режимных моментов. По своей значимости он является вторым режимным моментом после учебной работы на уроке. Домашние задания в школе выполняются воспитанниками самостоятельно под контролем воспитателя. Успешное проведение самоподготовки способствует решению одной из главных задач коррекционной школы-интерната: формированию у воспитанников умения самостоятельно трудиться.
Среди обучающихся, с которыми мы работаем, есть дети с нарушениями интеллектуального развития. Нарушения познавательной деятельности, свойственные этой категории детей и являются причиной снижения или отсутствия интереса к учебной деятельности в целом. Как ребёнка, которому порой не хочется выполнять домашнее задание, который не проявляет интереса ни к учебной деятельности, ни к её результатам, включить в эту деятельность? Опыт работы с детьми с ОВЗ, показывает, что они включаются в деятельность, если задание ими воспринимается как интересное. Отсюда следует вывод – преподнести детям самоподготовку не как обязательный режимный момент, а как занятие, вызывающее интерес и несущее позитивный настрой.
Одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у детей являются использование таких видов упражнений как соревнования, загадки, ну и конечно, не надо забывать о поощрении. Все это способствует созданию у обучающихся эмоционального настроя, вызывают положительное отношение к выполнению задания, улучшают работоспособность, появлению познавательного интереса к учебным предметам.
В ходе самоподготовки мы вспоминаем правило, читаем задание, объясняем ход выполнения задания, вспоминаем работу в классе с аналогичным заданием, используем индивидуальные памятки, таблички, которые эффективны в работе с детьми, имеющими трудности при выполнении домашнего задания.
Таким образом, благодаря систематической работе на самоподготовке развиваются и совершенствуются различные учебные умения: работа с книгой, чтение текста, заучивание стихотворений, ответ на вопрос.
Одним из средств развития познавательного интереса у школьников является игра. Она используется и как приём, активизирующий мыслительную деятельность, стимулирующий детей к познанию. Также игры способствуют расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и воображения.
Кроме того, формирование учебно-познавательных компетенций реализовывалось и через проведение следующих мероприятий:
- тематические кроссворды, ребусы.
Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что в школе проводится большая работа по использованию всех возможностей воспитательного пространства школы для личностного развития обучающихся.
Социализация — это непрерывный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно она протекает в детстве и юности.
В настоящее время актуальной проблемой является подготовка воспитанников к жизни и деятельности в новых социально – экономических условиях, возникла потребность в изменении целей и задач коррекционного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Важное место в учебно-воспитательном процессе занимает коррекционно – развивающая модель обучения, которая обеспечивает обучающихся комплексными знаниями, выполняющими развивающую функцию.
В результате коррекционно-развивающего обучения происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и умственного развития детей с нарушениями интеллекта.
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе.
Прежде всего, что такое социализация? Социализация – это процесс, включающий в себя усвоение социального опыта, путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей.
Дети специальной (коррекционной) школы-интерната с ОВЗ отстают от своих сверстников. В силу тяжести интеллектуального нарушения, они быстро забывают правила поведения в разных жизненных ситуациях, у них затруднено формирование умений и навыков, необходимых в обычной жизни. Они часто приступают к выполнению поставленной задачи без должной ориентировки в ней, без анализа её условий, без активной мыслительной работы над планом и выбором средств достижения цели.
Создание оптимальных условий для социализации детей с ОВЗ в условиях интерната является первоочередной задачей всего коррекционно-воспитательного процесса. Поэтому мы стараемся использовать все возможности воспитанников, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных условиях несложные трудовые операции и ориентироваться в окружающем мире.
- Создание условий для управления личностными мотивами поведения;
-Расширять и совершенствовать круг культурных потребностей;
-Развивать умение анализировать собственную деятельность;
-Формировать стремление добиваться результатов и доводить начатое дело до конца;
-Развивать стремление к познанию окружающего мира;
-Создавать условия для корригирования (исправления) психических процессов;
-Исправлять искаженное представление о жизни;
-Формировать навыки и потребности в труде, в определении достойного места в обществе;
Основными направлениями воспитательной работы, которые служат созданию оптимальных условий для социализации детей с ОВЗ в школе-интернате являются :
- Блоковая воспитательная система (Созданы и имеются в наличии программы по всем воспитательным блокам. Программы построены с учётом индивидуальных, возрастных и физиологических особенностей в развитии ребёнка и предусматривают последовательное формирование умений различной направленности) :
* путём нравственно – эстетического воспитания (основы социализации и общения) мы формируем становление личностной позиции, основ правового воспитания, развиваем представления о человеческих ценностях, воспитываем эмоциональную отзывчивость (беседы, тестирование, внеклассные занятия, презентации, театрализованные представления); Содержание деятельности в данном направлении включает в себя: Чтение и обсуждение художественных произведений, разыгрывание и моделирование жизненных ситуаций на нравственную тему, знакомство с традициями и обрядами русского народа, с народными праздниками, промыслами; посещение театров, музеев концертов, выставок, экскурсии ;
* через творческое развитие мы стараемся формировать творческие способности детей (конкурсы рисунков, поделок, конструирование и моделирование);
*посредством трудового воспитания мы отрабатываем трудовые навыки по уходу за собой и своим жилищем, уборка пришкольной территории, стараемся помочь детям в их профессиональном самоопределении (беседы, практические занятия, создание альбомов по профориентации);
• воспитание и стремление к здоровому образу жизни;
• приобщение к занятиям физкультурой;
• воспитание силы, воли, выносливости;
• привитие любви к спорту;
• воспитание негативного отношения к вредным привычкам;
• создание условий для физического развития обучающихся.
Формы и средства реализации:
• организация деятельности по охране здоровья и профилактике заболеваний; диспансеризация;
• организация работы спортивных секций по различным видам спорта;
• уроки физкультуры, индивидуальные занятия;
• организация внутришкольных спортивных соревнований и мероприятий, участие в районных, городских, всероссийских соревнованиях;
• посещение катков; лыжные прогулки;
Ежегодный отдых детей в летний, зимний, осенний, а теперь и весенний период во время каникул в оздоровительных лагерях. Следует отметить, что осуществление создания оптимальных условий для социализации детей с ОВЗ возможно только лишь при условии тесного взаимодействия всех специалистов учреждения (социальный педагог, медицинский работник, психолог, музыкальный работник, логопед, дефектолог, учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования).
Результатом нашего огромного труда будут являться наши выпускники, которые смогли найти свое место в социуме.