"Возраст почемучек" - консультация для родителей | Герасимова Елена Владимировна, воспитатель. Работа №329698
В статье раскрыта тема о том, как родителям развивать детей старшего дошкольного возраста в их самый интересный возраст 5-6 лет. Этот возраст называют возрастом почемучек. Родители не должны отмахиваться от детей, когда они задают интересующие их вопросы. В статье даны советы родителям, как отвечать на вопросы детей правильно, где брать ответы, какими источниками пользоваться. А также рассказано, как родителям научить ребёнка быть любознательным, активным в познании, научить детей самим искать ответы на вопросы.
Консультация для родителей «Возраст почемучек».
Цель: расширение контакта между педагогами и родителями; повышение педагогической культуры родителей
Задачи:
1.Формировать у родителей знания о возрастных особенностях детей среднего дошкольного возраста, формами и методами, используемыми в воспитании детей.
2. Продолжать привлекать родителей к воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения
Ход собрания:
У ребёнка в возрасте 4-5 лет идёт бурный расцвет фантазии, воображения. Именно на пятом году жизни дети начинают рассказывать невероятные истории о том, что сами они участвовали в каких-то невероятных событиях, хотя ничего подобного не было. И нельзя это назвать ложью, это очень обидно для ребёнка. Подобные фантазии не являются ложью в прямом смысле слова, хотя бы потому, что не приносят ребёнку никакой ощутимой пользы. Они не помогают ему избежать наказания, не позволяют получить лакомство или игрушку. Это событие другого порядка. Подобное явление правильнее называть выдумками. Источники таких фантазий могут быть весьма различными. Например, это может быть яркий сон, который ребёнок принял за действительность. Это может быть стремление поднять свой авторитет среди сверстников. Это может быть и стремление справиться с какими-то страхами.
Поэтому единственно правильная форма реакции на подобные выдумки – спокойное и достаточно заинтересованное отношение к рассказам ребёнка. Но ни в коем случае нельзя уличать ребёнка во лжи.
Четырёхлетний ребёнок часто задаёт вопрос «почему». Так почему же «почему» так важно? Да потому, что утверждение своего Я, начинающееся с кризисом трех лет, завершается возрастом «почемучек». Они становятся разумнее и содержательнее, и отвечать на них гораздо проще. Отвечая на вопросы ребёнка, не пускайтесь в научные объяснения, постарайтесь сформулировать мысль как можно более лаконично. Например, на вопрос: откуда взялась молния, достаточно ответить «Тучи столкнулись друг с другом». А иногда можно предоставить ребёнку самому подумать и пофантазировать над своим вопросом.
В этом возрасте дети пробуют выстраивать первые собственные умозаключения. Внимательно выслушивайте все детские рассуждения и не торопитесь вносить в них коррективы. В этом возрасте важна не правильность вывода, а само стремление малыша рассуждать и думать.
Уже в 5–6 лет все вопросы «почему» — стремление детей постичь суть окружающего, понять причины, связи между большинством предметов и явлений. Ребенок задает Вам постоянно «сто тысяч почему», и только потому, что сам себе их задает гораздо больше.
Ваш долг — поддерживать в ребенке любознательность и пробуждать ее, чтобы число вопросов постоянно возрастало. Но помните, что детям более доступны поверхностные связи между различными природными явлениями. Их даже удовлетворяют простая аналогия и ссылка на пример.
На 5 году жизни у детей наблюдается высокий познавательный интерес. Очень важно понимать, что он не просто увеличивает объём представлений, а у него возникает отношение к тем новым сферам жизни, с которыми его знакомят: симпатии к дельфинам и опасливое отношение к акулам и т. д
Уделяйте достаточно времени познавательным беседам с детьми. Начинайте читать не только художественную, но и познавательную литературу. Благодаря вашим рассказам, просмотру познавательных передач, видеофильмов ребёнок отрывается от мира «здесь и сейчас». Он активно интересуется животными, которых видел только по телевизору или на картинке, слушает с удовольствием об океане или пустыне, о других странах и людях. Дети так же с удовольствием слушают истории из жизни родителей или других людей.
Проявляйте серьёзное уважение к его интеллектуальному труду. Шутки и насмешливый критический тон при обсуждении мыслей ребёнка недопустимы.
Появляется большой интерес к ровесникам, всё более сильной становится потребность в друзьях. Сверстник становится интересен как партнёр по играм. Ребёнок страдает, если с ним никто не хочет играть. Дети играют небольшими группами от 2-5 человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Таким образом, появляются первые друзья – те, с кем у ребёнка лучше всего налаживается взаимопонимание.
Ребёнок усваивает родную речь так называемым «материнским способом», подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета. Вот что писал выдающийся педагог А. С. Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребёнка: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь, или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газеты – всё это для ребёнка имеет большое значение».
Необходимо избавить ребёнка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова.
Обращаетесь к своему ребёнку не в форме приказания, а просьбы и употребляете слово «пожалуйста», благодарите его, высказываете своё родительское одобрение по поводу проявленной им вежливости.
Формируется потребность уважения со стороны взрослых, развивается обидчивость.
Очень важно в воспитании учитывать индивидуальные особенности ребенка.
Возраст от четырёх до пяти лет – период относительного затишья. Ребёнок вышел из кризиса, осознаёт собственную «отдельность» от родителей и, в целом, стал спокойнее, послушнее, покладистее.
УПРАЖНЕНИЕ «СПИСОК САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ»
Возьмите, пожалуйста, лист бумаги и разделите его на две половины. Левая: то, что вы делаете с ребенком вместе (имеется в виду самообслуживание); правая: то, что ваш ребенок уже может делать самостоятельно.
Затем обсуждаем, что ребенок каждого возраста может делать сам.
Родители выполняют упражнение. Желающие зачитывают свой список вслух.
Какие чувства у вас вызывает этот список?
Что вы чувствуете, слушая чужие списки?
Заберите списки домой и постарайтесь, чтобы хотя бы один из пунктов переместился из левой половины в правую.
Известно, что многие нарушения в поведении и развитии ребёнка связаны с ошибками воспитания, например, недостаточным вниманием к нему родителей. Однако, как считают психологи, чрезмерная опека тоже может оказаться также вредна, как и её недостаток.
Недостатки воспитания к этому возрасту оформляются в устойчивые неприятные черты характера. Мягко и неагрессивно корректируйте негативные проявления. Оценивайте поступок ребёнка, а не его личность в целом.
Памятка родителям:
КАК ЖЕЛАТЕЛЬНО вести себя родителям с маленьким «почемучкой»
Воспринимать вопросы «почему» как возрастной этап развития ребенка.
Не раздражаться из-за них на малыша, не запрещать их задавать ребенку.
Стараться дать на «почему» ответ в пределах познавательных возможностей ребенка с различным весом информации в три года и в шесть лет.
Найти все стимулы для выработки любознательности у малыша и щедро поощрять ребенка за нестандартные вопросы «почему».
Все время прививать ребенку познавательные интересы и мотивы.
Пытаться сделать так, чтоб Ваш ребенок не ощущал себя ненужным Вам. И даже, невзирая на его упрямство, не портить отношения с ребенком.
В тех случаях, когда малыш почти не задает Вам бесконечные вопросы «почему», обследовать его у специалиста.
КАК НЕ ЖЕЛАТЕЛЬНО вести себя родителям с маленьким «почемучкой»
Все время раздражаться, когда Ваш ребенок Вам задает вопросы «почему» Наказывать его за бесконечные вопросы.
Не отвечать на них и игнорировать эти вопросы или давать такой подробный, обстоятельный ответ, что Вашему ребенку будет не под силу «переварить» его, и это может
стать
в конце концов причиной значительного сокращения таких вопросов и отразиться на рождающейся любознательности малыша.
Не уделять внимания
развитию
как любознательности, так и познавательных мотивов у ребенка.
Подчеркивать, что Вам ребенок безразличен, и даже отвергать его.
В тех случаях, когда малыш не атакует Вас бесконечными своими «почему», не обращать на это никакого внимания и не проконсультироваться с нужным специалистом.
Запомните, одним из показателей потенциальных творческих способностей ребенка являются его вопросы «почему»
.