Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Возрастные кризисы в детском возрасте, условия их возникновения, особенности протекания и способы их завершения. | Носова Юлия Александровна. Работа №354236

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Аннотация

Статья посвящена возрастным кризисам детского возраста от рождения до юности. В статье рассматриваются условия их возникновения, особенности протекания и способы завершения. Также в статье вы найдете определения «возрастного кризиса» и его структуры.

Особое внимание уделено «негативному поведению», имеющему место в каждом из возрастных кризисов, и служащему эмансипации ребенка от взрослого. Этот процесс в каждом переходном возрасте имеет свои особенности. Знание этого поможет родителям и всех людям, принимающим участие в заботе о детях и их воспитании, лучше понимать причины кризисов и помочь детям наиболее благоприятно их преодолеть.

 

         Возрастные кризисы в детском возрасте, условия их возникновения,  особенности протекания и способы их завершения.

 

         Кризисы возрастные - условное наименование переходных этапов возрастного развития. Они обусловлены возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к  разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой адекватной новому психологическому облику ребенка (согласно концепции Л.С. Выготского). Механизм смены социальных ситуаций  составляет психологическое содержание возрастного кризиса.

         Поведенческие критерии кризиса - трудновоспитуемость, упрямство негативизм и др.

        Основа любого кризиса детского возраста - эмансипация от взрослого, которая служит созданию качественно нового типа связи со взрослым, и потому кризисы -  необходимы и закономерны (включая и характерные негативные черты поведения).  Выраженное негативное поведение подростка в отношении к «старой» социальной ситуации в определенной мере обеспечивает полноту готовности действовать в новой социальной ситуации развития.

 

        Структура кризиса:

·         Границы кризиса четко не определены (они могут проявляться в более раннем или позднем возрасте).

·          Кризис имеет три фазы: предкритическая, кульминационно-критическая, посткритическая. Негативная фаза: ребенок обнаруживает несоответствие своего места в обществе со своими возможностями.

·          Прежние методы воспитательного воздействия в период кризиса оказываются неэффективными.

·         Негативный характер развития: утрата прежних интересов, скука, подростковая амнезия и т.п.

·          Новообразования в период кризиса приобретают гипертрофированный характер: в подростковом возрасте – «я взрослый, а, следовательно, мне надо пить, курить, приходить домой после 23.00 и пр.»

 

        Протекание кризиса в каждом возрастном периоде.

                                                       Кризис новорожденности связан с переходом от пренатального к постнатальному развитию, изменением типа жизни - отделением ребенка от предмета потребностей – до рождения все потребности удовлетворялись через единую с матерью физиологическую систему питания, дыхания, выделения. Первое новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни.

        Причины кризиса новорожденности:

·          Физиологические. Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания.

·         Психологические. Психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни.

Все перечисленные особенности, определяемые переходным характером кризиса новорожденности, обнаруживаются в моментах инволюции развития, например в потере веса в первые две недели, по сравнению с моментом рождения вследствие несформированности системы пищевого поведения.

Физиологический критерий завершения кризиса – начало прибавления в весе.

Социальная ситуация развития кризиса новорожденности характеризуется противоречием между полной беспомощностью ребенка и зависимостью от близкого взрослого с одной стороны и отсутствием готовых форм общения с другой. Поэтому вопрос развития способности общения с близким взрослым для младенца - вопрос жизни и смерти.

Разрешение кризиса новорожденности – формирование комплекса оживления –  формирование потребности в общении.

            

                                                                 Кризис первого года жизни

Симптомы кризиса: симптомы негативизма и упрямства («не хочу», «не буду», «дай»). Реакции ребенка носят генерализованный неуправляемый характер.

Причина кризиса – противоречие между возросшими возможностями ребенка и его местом в системе социальных отношений, нарастание противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает. Возникшее противоречие приводит к распаду системы «пра – мы», вместо единого субъекта, симбиотической связи мать-ребенок возникают два субъекта.

 

                                                      Кризис 3 лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка, формирование принципиально новой системы отношений.

В основе кризиса – противоречие двух тенденций: стремление принять участие во взрослой жизни и утверждение самостоятельности – «я сам!» Интерес к себе в зеркале, у девочек к нарядам, у мальчиков - успехи в конструировании.

Характеристики кризиса 3 лет:

1) - негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек (ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен).

Главный мотив действия - сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказано. Но это не непослушание. Он не делает что-то даже в ущерб себе.

2) - упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам потребовал. Упрямство - не настойчивость, с

которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок продолжает настаивать на том, чего ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось.

3) - обесценивание. Обесценивается того, что было привычно, интересно, дорого раньше. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п.

4) - строптивость близка к негативизму и упрямству, но направлена не против конкретного взрослого, а против принятых в семье норм поведения (порядков).

5) - своеволие - ребенок хочет делать все сам; но это не кризис 1-го года, где ребенок стремиться к физической самостоятельности, а стремиться к самостоятельности намерения, замысла.

6) - протест-бунт, проявляется в частых ссорах с родителями;  «ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними».

7) - деспотизм - диктует свое поведение (если в семье 1 ребенок), проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему. Ревность к братьям.

Все эти явления могут проявляться с разной интенсивностью.

                                                   Кризис 6-7 лет, конец дошкольного возраста. К этому времени происходят резкие изменения на физическом уровне: быстрый рост в длину, изменение пропорций тела, ломка координации движений, появление первых постоянных зубов. Однако главные перемены состоят не в изменении внешнего облика ребенка, а в изменении его поведения.

           Причины кризиса 7и лет - ребенок попадает в новую социальную ситуацию развития: из дошкольного окружения – в окружение учителей, школьников. Этот кризис характерен тем, что он может пройти безболезненно, если не будет слишком большой разницы в системе взаимоотношений, сложившейся у ребенка до школы и при поступлении в нее.

           Ошибаются родители, которые используют упоминание о школе в качестве инструмента запугивания: «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут...», а также те, которые рисуют для ребенка жизнь в школе радостной и безоблачной. Ребенок с желанием готовится к встрече со школой, но в то же время он должен понимать, что учеба – это труд, требующий серьезных усилий.

           Основные признаки кризиса 7 лет:

1) потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для ребенка). ;

2) манерничанье (ребенок что-то из себя строит, скрывает что-то) - ребенок хочет что-то показать своим поведением, придумывает новый образ, хочет изобразить то, чего нет на самом деле;

3) симптом «горькой конфеты» - ребенку плохо, но он старается этого не показать, показывает проявления хитрости;

4) демонстративная взрослость - многие правила, которым ребенок следовал раньше, теперь воспринимаются им как воплощение «детского», не им установленного образа жизни. Отсюда возникает потребность нарушить, самостоятельно изменить привычные правила.

          Невыраженность кризиса может являться показателем сохранения ребенком внутренней позиции дошкольника, низкого уровня мотивационно-личностной готовности к школе.

 

                                                                                     Подростковый кризис.

Центральным новообразованием подросткового возраста является «чувство взрослости» - отношение подростка к себе как к взрослому. Это выражается в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию.

Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть - учебы.

 

Основные характеристики подросткового возраста:

·         Развитие самосознания, формирование «Я-концепции» (система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я».)

·          Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа.

·          Трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу.

·          Повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность.

 

Характеристика подросткового кризиса:

·         Заметное развитие волевых качеств.

·         Потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл.

Обычно о подростковом возрасте говорят как о периоде повышенной эмоциональности. Это проявляется в возбудимости, частой смене настроения, неуравновешенности. Характер многих подростков становится акцентуированным - крайний вариант нормы.

Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с взрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях.

Достижения этого этапа - новый уровень развития самосознания, которое включает:

·         открытие своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности;

·         стремление к самопознанию;

·         формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства;

·         самоуважение;

·         становление личностного способа бытия, когда во многих жизненных коллизиях юный человек может вслух сказать: «Я - лично отвечаю за это!».

Именно эти характеристики могут помочь в преодолении подросткового кризиса.

 

Возможные сложности во взаимоотношениях с подростком. Первое, к чему стремится ребенок подросткового возраста, - это показать себе и окружающим, что он уже не ребенок, утвердить себя наравне со взрослыми. Подросток ждет от взрослых понимания и доверия.

Если же взрослые не считаются с тем, что он уже не маленький ребенок, то с его стороны возникают обиды и разнообразные формы протеста - грубость, упрямство, непослушание, замкнутость, негативизм. Все эти качества могут явиться следствием игнорирования взрослыми истинных мотивов поведения подростка, реагирования лишь на внешний результат его деятельности или, что еще хуже, приписывания ему мотивов, не соответствующих действительности. В этом случае у подростка возникает внутреннее сопротивление воспитательным воздействиям: он не принимает требований взрослых, потому что эти требования, даже абсолютно правильные, не имеют для него подлинного смысла, а имеют, возможно, даже другой, противоположный смысл.

Ошибочное представление о том, что подросток не способен к проявлению собственной инициативы, ставит его в зависимое положение, исключает возможность сотрудничества с ним. Подростки всячески протестуют, когда их методично контролируют, наказывают, требуют послушания, подчинения, не считаясь с их интересами и желаниями.

 

Возможность осознать и оценить свои личные качества, удовлетворить свое стремление к самосовершенствованию подросток получает в системе взаимодействия со сверстниками. В компании сверстников ребенок может на равных обсудить любые «взрослые» проблемы. Общаясь со своими ровесниками, подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других.

 

Подростковый возраст как важный этап становления личности – не единовременный акт, а сложный процесс личностного развития.

Выделяют три уровня процесса развития подростка (по Д. И. Фельдштейну):

·          «локально-капризный» (10-12 лет) - стремление ребенка к самостоятельности проявляется в потребности признания со стороны взрослых его возможностей и значения через решение частных задач. В этом процессе преобладает эмоционально окрашенное желание получить признание самого факта их взросления;

·          «право-значимый» (12-13 лет) - развертывание потребности в общественном признании. Происходит освоение не только обязанностей, но и прав в семье, обществе; формируется стремление к взрослости не на уровне «Я хочу», а на уровне «Я могу», «Я должен»;

·          «утверждающе-действенный» (14-15 лет) - готовность к функционированию во взрослом мире, стремление применить свои возможности, проявить себя, осознание приобщенности к обществу в реально взрослой позиции.

 

Но каждому родителю всегда важно помнить, что даже наиболее общие, типичные черты физического и психологического облика подростка необходимо рассматривать с позиции индивидуальных различий. Так называемого среднестатистического подростка реально не существует.

 

Ваше внимание и живой интерес к своим «реальным» детям, понимание их особенностей, умение за действиями разглядеть их настоящие потребности и готовность вновь и вновь вместе с ними проживать «трудности» каждого возраста – все это будет теми невидимыми ниточками, которые  связывают вас и делают семьей.

 

Хочется пожелать всем родителям увлекательного, пусть не всегда легкого путешествия по стране родительства. И для сохранения ваших душевных сил и восполнения ваших ресурсов предлагаем несколько простых, но действенных источников серотонина (гормона долговременного удовольствия):

- физическая активность – всего несколько упражнений в утренней зарядке или перед сном помогут вам почувствовать  свое тело «в моменте»; Главное здесь – регулярность.

- прогулки на природе, походы в лес и т.п. – любой контакт с естественной природной средой возвращает нас к себе, «вырывает» из ежедневной суеты;

- время с близкими – при этом очень важно «присутствовать» в контакте, быть эмоционально включенным в общение.

Самое главное в этих практиках – регулярность и процессуальность – когда результат в самом действии: «я гуляю по парку, дышу свежим воздухом, наблюдаю за тем, что меня окружает и это моя цель». Что касается времени – достаточно даже 5-15 минут в день вашего осознанного внимания себе.

И, конечно же, чтобы избежать родительского выгорания во взаимоотношениях со своим ребенком, важно учитывать не только его потребности, но и свои собственные!

                                

 

 

Аннотация

Статья посвящена возрастным кризисам детского возраста от рождения до юности. В статье рассматриваются условия их возникновения, особенности протекания и способы завершения. Также в статье вы найдете определения «возрастного кризиса» и его структуры.

Особое внимание уделено «негативному поведению», имеющему место в каждом из возрастных кризисов, и служащему эмансипации ребенка от взрослого. Этот процесс в каждом переходном возрасте имеет свои особенности. Знание этого поможет родителям и всех людям, принимающим участие в заботе о детях и их воспитании, лучше понимать причины кризисов и помочь детям наиболее благоприятно их преодолеть.

 

Возрастные кризисы в детском возрасте, условия их возникновения, особенности протекания и способы их завершения.

 

Кризисы возрастные - условное наименование переходных этапов возрастного развития. Они обусловлены возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой адекватной новому психологическому облику ребенка (согласно концепции Л.С. Выготского). Механизм смены социальных ситуаций составляет психологическое содержание возрастного кризиса.

Поведенческие критерии кризиса - трудновоспитуемость, упрямство негативизм и др.

Основа любого кризиса детского возраста - эмансипация от взрослого, которая служит созданию качественно нового типа связи со взрослым, и потому кризисы - необходимы и закономерны (включая и характерные негативные черты поведения). Выраженное негативное поведение подростка в отношении к «старой» социальной ситуации в определенной мере обеспечивает полноту готовности действовать в новой социальной ситуации развития.

 

Структура кризиса:

Границы кризиса четко не определены (они могут проявляться в более раннем или позднем возрасте).

Кризис имеет три фазы:

предкритическая

,

кульминационно-критическая

,

посткритическая

. Негативная фаза: ребенок обнаруживает несоответствие своего места в обществе со своими возможностями.

Прежние методы воспитательного воздействия в период кризиса оказываются неэффективными.

Негативный характер развития: утрата прежних интересов, скука, подростковая амнезия и т.п.

Новообразования в период кризиса приобретают гипертрофированный характер: в подростковом возрасте – «я взрослый, а, следовательно, мне надо пить, курить, приходить домой после 23.00 и пр.»

 

Протекание кризиса в каждом возрастном периоде.

Кризис новорожденности связан с переходом от пренатального к постнатальному развитию, изменением типа жизни - отделением ребенка от предмета потребностей – до рождения все потребности удовлетворялись через единую с матерью физиологическую систему питания, дыхания, выделения. Первое новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни.

Причины кризиса новорожденности:

Физиологические

. Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания.

Психологические.

Психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку

в первые

часы его жизни.

Все перечисленные особенности, определяемые переходным характером кризиса новорожденности, обнаруживаются в моментах инволюции развития, например в потере веса в первые две недели, по сравнению с моментом рождения вследствие несформированности системы пищевого поведения.

Физиологический критерий завершения кризиса – начало прибавления в весе.

Социальная ситуация развития кризиса новорожденности характеризуется противоречием между полной беспомощностью ребенка и зависимостью от близкого взрослого с одной стороны и отсутствием готовых форм общения с другой. Поэтому вопрос развития способности общения с близким взрослым для младенца - вопрос жизни и смерти.

Разрешение кризиса новорожденности формирование комплекса оживления – формирование потребности в общении.

Кризис первого года жизни

Симптомы кризиса: симптомы негативизма и упрямства («не хочу», «не буду», «дай»). Реакции ребенка носят генерализованный неуправляемый характер.

Причина кризиса – противоречие между возросшими возможностями ребенка и его местом в системе социальных отношений, нарастание противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает. Возникшее противоречие приводит к распаду системы «пра – мы», вместо единого субъекта, симбиотической связи мать-ребенок возникают два субъекта.

 

Кризис 3 лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка, формирование принципиально новой системы отношений.

В основе кризиса – противоречие двух тенденций: стремление принять участие во взрослой жизни и утверждение самостоятельности – «я сам!» Интерес к себе в зеркале, у девочек к нарядам, у мальчиков - успехи в конструировании.

Характеристики кризиса 3 лет:

1) - негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек (ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен).

Главный мотив действия - сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказано. Но это не непослушание. Он не делает что-то даже в ущерб себе.

2) - упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам потребовал. Упрямство - не настойчивость, с

которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок продолжает настаивать на том, чего ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось.

3) - обесценивание. Обесценивается того, что было привычно, интересно, дорого раньше. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п.

4) - строптивость близка к негативизму и упрямству, но направлена не против конкретного взрослого, а против принятых в семье норм поведения (порядков).

5) - своеволие - ребенок хочет делать все сам; но это не кризис 1-го года, где ребенок стремиться к физической самостоятельности, а стремиться к самостоятельности намерения, замысла.

6) - протест-бунт, проявляется в частых ссорах с родителями; «ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними».

7) - деспотизм - диктует свое поведение (если в семье 1 ребенок), проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему. Ревность к братьям.

Все эти явления могут проявляться с разной интенсивностью.

Кризис 6-7 лет, конец дошкольного возраста. К этому времени происходят резкие изменения на физическом уровне: быстрый рост в длину, изменение пропорций тела, ломка координации движений, появление первых постоянных зубов. Однако главные перемены состоят не в изменении внешнего облика ребенка, а в изменении его поведения.

Причины кризиса 7и лет - ребенок попадает в новую социальную ситуацию развития: из дошкольного окружения – в окружение учителей, школьников. Этот кризис характерен тем, что он может пройти безболезненно, если не будет слишком большой разницы в системе взаимоотношений, сложившейся у ребенка до школы и при поступлении в нее.

Ошибаются родители, которые используют упоминание о школе в качестве инструмента запугивания: «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут...», а также те, которые рисуют для ребенка жизнь в школе радостной и безоблачной. Ребенок с желанием готовится к встрече со школой, но в то же время он должен понимать, что учеба – это труд, требующий серьезных усилий.

Основные признаки кризиса 7 лет:

1) потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для ребенка). ;

2) манерничанье (ребенок что-то из себя строит, скрывает что-то) - ребенок хочет что-то показать своим поведением, придумывает новый образ, хочет изобразить то, чего нет на самом деле;

3) симптом «горькой конфеты» - ребенку плохо, но он старается этого не показать, показывает проявления хитрости;

4) демонстративная взрослость - многие правила, которым ребенок следовал раньше, теперь воспринимаются им как воплощение «детского», не им установленного образа жизни. Отсюда возникает потребность нарушить, самостоятельно изменить привычные правила.

Невыраженность кризиса может являться показателем сохранения ребенком внутренней позиции дошкольника, низкого уровня мотивационно-личностной готовности к школе.

Подростковый кризис.

Центральным новообразованием подросткового возраста является «чувство взрослости» - отношение подростка к себе как к взрослому. Это выражается в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию.

Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть - учебы.

 

Основные характеристики подросткового возраста:

Развитие самосознания, формирование «

Я-концепции

» (система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я».)

Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа.

Трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу.

Повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность.

 

Характеристика подросткового кризиса:

Заметное развитие волевых качеств.

Потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл.

Обычно о подростковом возрасте говорят как о периоде повышенной эмоциональности. Это проявляется в возбудимости, частой смене настроения, неуравновешенности. Характер многих подростков становится акцентуированным - крайний вариант нормы.

Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с взрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях.

Достижения этого этапа - новый уровень развития самосознания, которое включает:

открытие своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности;

стремление к самопознанию;

формирование личной идентичности, чувство индивидуальной

самотождественности

, преемственности и единства;

самоуважение;

становление личностного способа бытия, когда во многих жизненных коллизиях юный человек может вслух сказать: «Я - лично отвечаю за это!».

Именно эти характеристики могут помочь в преодолении подросткового кризиса.

 

Возможные сложности во взаимоотношениях с подростком. Первое, к чему стремится ребенок подросткового возраста, - это показать себе и окружающим, что он уже не ребенок, утвердить себя наравне со взрослыми. Подросток ждет от взрослых понимания и доверия.

Если же взрослые не считаются с тем, что он уже не маленький ребенок, то с его стороны возникают обиды и разнообразные формы протеста - грубость, упрямство, непослушание, замкнутость, негативизм. Все эти качества могут явиться следствием игнорирования взрослыми истинных мотивов поведения подростка, реагирования лишь на внешний результат его деятельности или, что еще хуже, приписывания ему мотивов, не соответствующих действительности. В этом случае у подростка возникает внутреннее сопротивление воспитательным воздействиям: он не принимает требований взрослых, потому что эти требования, даже абсолютно правильные, не имеют для него подлинного смысла, а имеют, возможно, даже другой, противоположный смысл.

Ошибочное представление о том, что подросток не способен к проявлению собственной инициативы, ставит его в зависимое положение, исключает возможность сотрудничества с ним. Подростки всячески протестуют, когда их методично контролируют, наказывают, требуют послушания, подчинения, не считаясь с их интересами и желаниями.

 

Возможность осознать и оценить свои личные качества, удовлетворить свое стремление к самосовершенствованию подросток получает в системе взаимодействия со сверстниками. В компании сверстников ребенок может на равных обсудить любые «взрослые» проблемы. Общаясь со своими ровесниками, подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других.

 

Подростковый возраст как важный этап становления личности не единовременный акт, а сложный процесс личностного развития.

Выделяют три уровня процесса развития подростка (по Д. И. Фельдштейну):

«локально-капризный» (10-12 лет) - стремление ребенка к самостоятельности проявляется в потребности признания со стороны взрослых его возможностей и значения через решение частных задач. В этом процессе преобладает эмоционально окрашенное желание получить признание самого факта их взросления;

«право-значимый» (12-13 лет) - развертывание потребности в общественном признании. Происходит освоение не только обязанностей, но и прав в семье, обществе; формируется стремление к взрослости не на уровне «Я хочу», а на уровне «Я могу», «Я должен»;

«

утверждающе-действенный

» (14-15 лет) - готовность к функционированию во взрослом мире, стремление применить свои возможности, проявить себя, осознание

приобщенности

к обществу в реально взрослой позиции.

 

Но каждому родителю всегда важно помнить, что даже наиболее общие, типичные черты физического и психологического облика подростка необходимо рассматривать с позиции индивидуальных различий. Так называемого среднестатистического подростка реально не существует.

 

Ваше внимание и живой интерес к своим «реальным» детям, понимание их особенностей, умение за действиями разглядеть их настоящие потребности и готовность вновь и вновь вместе с ними проживать «трудности» каждого возраста – все это будет теми невидимыми ниточками, которые связывают вас и делают семьей.

 

Хочется пожелать всем родителям увлекательного, пусть не всегда легкого путешествия по стране родительства. И для сохранения ваших душевных сил и восполнения ваших ресурсов предлагаем несколько простых, но действенных источников серотонина (гормона долговременного удовольствия):

- физическая активность – всего несколько упражнений в утренней зарядке или перед сном помогут вам почувствовать свое тело «в моменте»; Главное здесь – регулярность.

- прогулки на природе, походы в лес и т.п. – любой контакт с естественной природной средой возвращает нас к себе, «вырывает» из ежедневной суеты;

- время с близкими – при этом очень важно «присутствовать» в контакте, быть эмоционально включенным в общение.

Самое главное в этих практиках – регулярность и процессуальность – когда результат в самом действии: «я гуляю по парку, дышу свежим воздухом, наблюдаю за тем, что меня окружает и это моя цель». Что касается времени – достаточно даже 5-15 минут в день вашего осознанного внимания себе.

И, конечно же, чтобы избежать родительского выгорания во взаимоотношениях со своим ребенком, важно учитывать не только его потребности, но и свои собственные!

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×