Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Возрастные нормы развития речи детей дошкольного возраста | Кристина Юрьевна Славинская. Работа №338960

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Произношение ребенком каждого звука – это сложный акт, требующий много координированной работы всех частей речедвигательного и речеслухового анализатора. У ребенка 3-х лет несовершенно еще функционируют центральный слуховой и речевой аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы периферического речевого аппарата еще слабо натренированы. Все это приводит к тому, что ребенок не различает звуки речи на слух .

         - порядок слов в предложении не всегда правилен (я хочу нет – я не хочу);

- иногда искажается род имен существительных (одни колес).

Постепенно у них развивается контроль за собственной речью.

Возрастной период от трех до семи лет – это дошкольный этап развития речи. У детей 4-х лет слова продолжают удлиняться и усложняться. Речь становится более связной и последовательной. После 5-ти лет дети употребляют слова в различных грамматических формах и сочетаниях, выражают свои мысли простыми распространенными предложениями.

Дети 5-6 лет, вслушиваясь в речь окружающих, способны запомнить особенности произношения у других и недостатки в своей речи .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возрастные нормы развития речи детей дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Славинская Кристина Юрьевна

 

 

 

 

 

Мурманск

2024

Возрастные нормы развития речи детей дошкольного возраста

 

Речь не является врожденной функцией и усваивается каждым человеком индивидуально, а также от подражания речи окружающих. Весь ход речевого развития протекает по определенным закономерностям в определенных временных рамках. При этом в становлении собственной речи ребенка важно проследить особенности развития у него звукопроизношения, словарного запаса и грамматического строя речи (Л.Г.Парамонова) .

Возрастной период от рождения и примерно до года и полутора лет играет исключительно важную роль во всем дальнейшем ходе речевого развития ребенка. Приобретения этого периода состоят в следующем:

 - развиваются внимание к человеческой речи и понимания ее;

 - возникает потребность в ней, в речевом общении с окружающими;

 - развивается память на слова;

 - формируется способность к различению речевых звуков на слух;

  - развивается и совершенствуется голосовая функция ребенка и его артикуляционные возможности .

Возрастной период от года-полутора до трех лет считается преддошкольным этапом   развития речи. У детей 3-х лет наблюдаются неправильности в произношении ряда слов, особенно длинных.

 - сокращение слов (сипед – велосипед, атабаиль – автомобиль);

 - перестановка в слове слогов (замукальныемузыкальные);

 - перестановка в слове звуков (девича – девочка,  певрый – первый);

 - иногда дети, чтобы избежать согласных, вводят дополнительные гласные, которые постепенно исчезают (корабель – корабль) .

Произношение ребенком каждого звука – это сложный акт, требующий много координированной работы всех частей речедвигательного и речеслухового анализатора. У ребенка 3-х лет несовершенно еще функционируют центральный слуховой и речевой аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы периферического речевого аппарата еще слабо натренированы. Все это приводит к тому, что ребенок не различает звуки речи на слух .

  - порядок слов в предложении не всегда правилен (я хочу нет – я не хочу);

- иногда искажается род имен существительных (одни колес).

Постепенно у них развивается контроль за собственной речью.

Возрастной период от трех до семи лет – это дошкольный этап развития речи. У детей 4-х лет слова продолжают удлиняться и усложняться. Речь становится более связной и последовательной. После 5-ти лет дети употребляют слова в различных грамматических формах и сочетаниях, выражают свои мысли простыми распространенными предложениями.

Дети 5-6 лет, вслушиваясь в речь окружающих, способны запомнить особенности произношения у других и недостатки в своей речи .

Ведущую роль в овладении ребенком правильным звукопроизношением играет слух. Различение всех звуков речи на слух допустимо ребенку уже с 2-х летнего возраста, что и позволяет ему пытаться подражать этим звукам. К 3-4 годам он способен улавливать на слух акустическое различие между собственным, несовершенным произношением звука и произношением его взрослыми людьми, что заставляет его «подтягивать» свое произношение к образцу, имеющемуся в речи взрослого.

Последовательность усвоения различных по своей артикуляторной сложности звуков определяется в  основном возможностями речедвигательного анализатора, который в развитии несколько отстает от речеслухового. В силу этого ребенок, уже свойственно различающий на слух все звуки речи, до определенного возраста оказывается не в состоянии овладеть их правильным произношением.

В возрасте от  2-3 лет усваивается произношение и ряды артикуляторно-сравнительных несложных звуков. К ним относятся: [и], [ы], [у]; [ф], [в]; [т], [д], [н]; [к], [г], [ч] и звуков среднеязычных [г’], [к’]. Каждая из этих групп звуков характеризуется наличием общих признаков артикуляции. Ребенку становится доступным поднимание и прижимание кончика языка к верхним резцам, так в его речи появляются все три  артикулируемые этим способом звука – [т],[д],[н].

Произношением значительно более сложных по своей артикуляции  свистящих [с], [з], [ц] и шипящих [ш], [ж], [ч], [щ] звуков ребенок овладевает в более поздние сроки в возрасте от 3-5 лет. Так, если на первых порах в качестве заменителя звука [ш] выступает звук [т], [т’], то несколько позже в этой роли мы видим уже [с’] и, наконец, сам звук [ш].

В возрасте 5-6 лет, ребенок овладевает нормальным произношением самых сложных по артикуляции звуков [р] и твердого [л] [11].

На 7 году заканчивается процесс становления звукопроизношения у детей. Теперь все произнесенные  ребенком слова состоят лишь из правильно артикулируемых звуков, и в этом отношении речь не отличается от речи взрослого.

Таким образом, до определенного возраста звукопроизношение у всех без исключения детей характеризуется несовершенством. Это обстоятельство часто усыпляет бдительность родителей и даже отдельных специалистов. Какие особенности в произношении детьми звуков речи должны настораживать .

Любые недостатки звукопроизношения, даже если они выражаются в простой замене какого- то звука правильно произносимым другим звуком после 5-6 лет уже нельзя считать нормой. Если к отмеченному возрасту этого нет – значит, существуют какие-то особые причины, препятствующие полноценной работе речедвигательного или речеслухового анализаторов.

Однако и в гораздо более раннем возрасте у ребенка могут наблюдаться особенности в произношении звуков речи.

При нормальном строении артикуляторных органов и нормальной их подвижности никакого рода особенности в произношении звуков не должны иметь место.

Нарушения звукопроизношения у детей могут выступать либо как самостоятельный дефект речи, либо как один из симптомов какого-то более сложного речевого расстройства. О дефектах звукопроизношения как самостоятельном нарушении речи принято говорить в тех случаях, когда они являются единственным отклонением от нормы в речи ребёнка. Если же они проявляются на фоне недостаточного для его возраста словарного запаса и аграмматично построенной или даже вообще не сформированной фразовой речи, то они представляют собой лишь один из симптомов более сложного речевого расстройства. В этом последнем случае в процессе логопедической работы нельзя ограничиваться коррекцией одного только звукопроизношениях .

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×