Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Возрастные особенности детей средней группы (Консультация для родителей) | Чугунова Наталья Николаевна. Работа №337718

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности. Существуют специфические возрастные особенности детей 4–5 лет, которые просто необходимо знать родителям, чтобы развитие и воспитание дошкольника было гармоничным.

Физические особенности развития.

В среднем дошкольном возрасте физические возможности ребенка значительно возрастают: улучшается координация, движения становятся все более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимость движения. Активно развивается моторика, в целом средний дошкольник становится более ловким и быстрым по сравнению с младшими. Нужно отметить, что возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что физическую нагрузку нужно дозировать, чтобы она не была чрезмерной. Это связано с тем, что мышцы в данный период растут хоть и быстро, но неравномерно, поэтому ребенок быстро устает.

                                    Совет №1

Предоставляйте ребенку возможности для активной подвижной деятельности. Не допускайте его переутомления. Своевременно изменяйте нагрузку и вид деятельности.

Психическое развитие ребенка.

В возрасте 4–5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся. Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является наглядно - образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Значительно увеличивается объем памяти: он уже способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого. Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности.                                           Совет №2

Предлагайте ребенку для игры геометрические фигурки, пазлы, мозаику, конструкторы Лего, в этих играх развивается внимание, мышление, усидчивость.

Роль игры.  

Игровая деятельность по-прежнему остается основной для малыша, однако она существенно усложняется по сравнению с ранним возрастом. Число детей, участвующих в общении, возрастает. Появляются тематические ролевые игры. Возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что они больше склонны общаться с ровесниками своего пола. Девочки больше любят семейные и бытовые темы (дочки-матери, магазин). Мальчики предпочитают играть в моряков, военных, рыцарей. На этом этапе дети начинают устраивать первые соревнования, стремятся добиться успеха.

                                                     Совет №3

С 4 лет нужно предлагать детям игры, соответствующие его полу.

Творческие способности.    

Средние дошкольники с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Ребенку нравится заниматься сюжетной лепкой, аппликацией. Одной из основных становится изобразительная деятельность. Возрастные особенности детей 4–5 лет предполагают, что на этом этапе дошкольник уже овладевает мелкой моторикой, что позволяет рисовать подробно и уделять больше внимания деталям. Рисунок становится одним из средств творческого самовыражения.

                                                              Совет №4

Рисуйте с детьми, занимайтесь художественной лепкой. Пытайтесь их увлечь этими занятиями, а не заставлять. Предлагайте самые простые идеи для поделок. Хвалите за выполненную работу.  

Развитие речи

В течение среднего дошкольного периода происходит активное развитие речевых способностей. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Речевые возрастные особенности детей 4–5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками. Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. На данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения Развивается связная речь.

                                                                Совет №5

Читайте детям сказки. Просите их пересказывать услышанное.

Если у ребенка остаются проблемы со звукопроизношением, не оставляйте эту проблему без внимания - обратитесь к логопеду

Общение со сверстниками и взрослыми.

В среднем дошкольном возрасте первостепенную важность приобретают контакты со сверстниками. Если раньше ребенку было достаточно игрушек и общения с родителями, то теперь ему необходимо взаимодействие с другими детьми. Наблюдается повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Общение, как правило, тесно связано с другими видами деятельности (игрой, совместным трудом). Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается охотнее всего. В группе детей начинают возникать конкуренция и первые лидеры. Общение с ровесниками носит, как правило, ситуативный характер. Взаимодействие со взрослыми, напротив, выходит за рамки конкретной ситуации и становится более отвлеченным. Ребенок расценивает родителей как неисчерпаемый и авторитетный источник новых сведений, поэтому задает им множество разнообразных вопросов. Именно в этот период дошкольники испытывают особенную потребность в поощрении и обижаются на замечания и на то, если их старания остаются незамеченными

                                                       Совет №6

Рекомендации! Не отмахивайтесь ребенка, если он будет приставать к вам с вопросами. Постарайтесь в доступной форме объяснить интересующую его тему.

Эмоциональные особенности.

В этом возрасте происходит значительное развитие сферы эмоций. Это пора первых симпатий и привязанностей. Дети очень эмоционально относятся как к похвале, так и к замечаниям, становятся очень чувствительными и ранимыми. К 5 годам ребенка начинают интересовать вопросы пола и своей гендерной принадлежности. Как уже упоминалось, одной из отличительных особенностей данного возраста является яркая фантазия, воображение. Нужно учитывать, что это может породить самые разные страхи. Ребенок может бояться сказочного персонажа или воображаемых чудовищ.

                                                           Совет №7

Не оставляйте детские страхи без внимания. Обсуждайте с ребенком то, что его пугает. Поищите информацию, как можно избавиться от страхов и в случае необходимости обращайтесь к специалистам.  

Воспитание.                                        

Говоря о воспитании детей этого возраста, нужно помнить, что на данном этапе существенно меняется характер. Кризис трех лет благополучно проходит, и ребенок становится гораздо более послушным и покладистым, чем раньше. Именно в это время детям необходимо полноценное общение с родителями. Собственно говоря, в этом и заключаются основы воспитания. Главная функция взрослых сейчас – объяснить как можно подробнее и показать на личном примере. Ребенок впитывает все как губка. Родители должны внимательно выслушивать многочисленные вопросы и отвечать на них, ведь в семье дети черпают первые знания об окружающем мире и своем месте в нем.

Именно теперь необходимо закладывать нравственные качества, развивать в ребенке доброту, вежливость, отзывчивость, ответственность, любовь к труду. На этом этапе у ребенка появляются первые друзья, поэтому очень важно научить общаться со сверстниками: уступать, отстаивать свои интересы, делиться.

 Социальное поведение.

Средний дошкольник еще не осознает правила поведения и различные социальные нормы, он импульсивен. Вместе с тем, у него уже формируется общее представление о том, как нужно себя правильно вести в обществе. Он хорошо понимает, что значит плохой поступок. Причем, ребенок способен выявлять признаки нехорошего поведения не только у своих сверстников, но и у себя самого. Он сильно переживает, если нашкодит, поскольку понимает, что это плохо. Поэтому взрослые могут регулировать его поведение.

Основные этические понятия только начинают формироваться. В ходе этого процесса ребенок больше внимания обращает не на нравоучения взрослых, а копирует их поступки и модель поведения. Он готов прислушиваться к советам родителей.

                                                        Совет №8

Никогда при детях не делайте то, что запрещаете им. Ваши требования должны быть обоснованными, тактичными. Будьте последовательны и терпеливы.

Если ребенок не закончил начатое дело, не ругайте его, а предложите доделать все вместе, заинтересуйте каким-то поощрением.

Семья – это главное.

По мнению практикующих детских психологов, семья играет важнейшую роль в становлении личности ребенка. Отношения между родителями – первое, что видит ребенок  это тот эталон, который он считает единственно верным. Поэтому очень важно, чтобы у ребенка был достойный пример в лице взрослых.

Родители должны помнить, что именно в дошкольном возрасте развиваются такие черты характера, как доброта, справедливость, правдивость, закладываются жизненные ценности и идеалы. Поэтому так важно учитывать возрастные особенности детей 4–5 лет. Помощь в воспитании отдельных черт характера должна также осуществляться в соответствии с полом дошкольника и ролями взрослых в семье. Так, мама учит ребенка находить общий язык, искать компромисс, от нее исходит ласка, забота и любовь. Отец является олицетворением порядка, защиты, это первый учитель жизни, который помогает быть сильным и целеустремленным. Отношения внутри семьи – важнейший фактор, оказывающий влияние на воспитание ребенка и на всю его последующую жизнь.

                                                     Совет №9

Почаще хвалите ребенка, обнимайте. Говорите, что гордитесь им, довольны его поведением или поступком.

Говоря простым доступным языком я думаю  каждый из вас знает, что каждый ребёнок развивается по-разному, у каждого свой путь и темп развития.

 

 

 

Конспект логоритмического занятия «Ну и Африка, вот так Африка»

- Знакомство детей с Африкой и ее характерными особенностями.
- Закрепить знания детей о животных жарких стран.

- Воспитывать положительное отношение ко всем видам животных.

Интеграция областей :

Познание, социализация, физическая культура, художественное творчество.

- Дать детям элементарные представления об Африки.

- Уточнить представления детей о животных жаркой страны: внешний вид, характерные особенности.

- Научить детей произвольно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться, чтобы настроиться на предстоящую работу.

- Создать веселое настроение, принести детям радость, новые впечатления, удовольствие. Оно должно проходить легко, непринужденно.

- Закреплять умение создавать рисунок в нетрадиционной технике (рисование ладошкой).

- Закреплять навыки аккуратной работы с гуашью и кисточками.

- Развитие мелкой моторики
Оборудование: Игрушка- попугай, карточки с изображением животных жарких стран, иллюстрации с изображением Африки, игрушки-животные Африки, пол листа А4, гуашь, кисточки (большая и маленькая, стаканчик-непраливайка, влажные салфетки.

Рассматривание иллюстраций " Животные жарких стран", «Африка», разгадывание загадок, д/ и " Кто у кого? ", игры с игрушками- животными жарких стран.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пожаловал необычный гость. А кто это, угадаете разгадав загадку:

Он не может размышлять,

Любит только повторять.

Но, его ты не ругай,

Эта птица … (попугай)

Воспитатель: Да, ребята, к нам в гости прилетел попугай.

Воспитатель: Давайте с ним поздороваемся, познакомимся.

Ребята: Здравствуй, попугайчик. Как тебя зовут?

Попугай (Воспитатель меняет голос) : Меня зовут Кеша.

Ребята называют ему свои имена.

Воспитатель: Вот мы и познакомились. А теперь ещё и подружимся:

Дружат пчёлка и цветок (Соединить большие пальцы,

Дружат лист и мотылёк (указательные,

Дружат солнце и леса (средние,

Дружат рыбка и волна (безымянные,

Дружат в море корабли (мизинцы).

Дружат дети всей земли (Ладошки обнимают друг друга).

Друг другом нужно дорожить

Без дружбы нам нельзя прожить. (Грозят указательным пальцем).

Воспитатель: Вот мы и подружились.

- Попугай Кеша нам сегодня расскажет где он живёт.

Воспитатель: Вот она – Африка (выставляется иллюстрация Африки). Огромный, загадочный континент. Африка – царство самого жаркого в мире солнца и горячего песка. В Африке есть пустыни, там стоит жара. Ни воды, ни кустика зелени. Также есть степи, тропические леса. На просторах Африки обитают разные животные. Все они приспособились к суровой африканской жизни. Могут преодолевать большие расстояния в поиске водопоя (места где можно напиться воды).

Попугай Кеша нам рассказал коротко про Африку.

3. Беседа о животных жарких стран.

Воспитатель: Ребята, Кеша предлагает вам отгадать загадки, и тогда вы узнаете какие животные живут в Африке :

1. Царь зверей, его мы знаем,

И, конечно, уважаем.

Всем опасен его гнев.

Догадались, это — (лев).

2. В воде с рыбами живёт

Очень крупный (бегемот).

3. Крупный он и необычный,

На носу имеет рог,

Это точно (носорог)

4. Он медлителен, велик.

К хоботу давно привык.

Всех зверей сильнее он.

Сильный (слон).

5. В Африке есть длинношеей граф -

А зовется он (Жираф)

6.В Африке бананов и фиников на пальме поляна,

А любит их есть африканская (Обезьяна)

7.Любимое место обитания – Нил

Зубаст и коварен зеленый (Крокодил)

8. Очень опасная полосатая кошка -

Но хищник не для игр

Это Африканский (Тигр)

Воспитатель: А чтобы наш язычок хорошо работал, нам надо его потренировать.

Артикуляционная гимнастика « Слон», « Бегемот»

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру: «Я вам буду называть взрослое животное, вы должны найти картинку с этим животным, назвать его и подобрать к этой картинке его детёныша.

У львицы – львёнок, львята.

У тигрицы – тигрёнок, тигрята.

У слонихи – слонёнок, слонята.

5. Воспитатель: Устали ребята, и Кеша устал. Мы немного отдохнём и продолжим.

Физкультминутка " Мартышки" (выполняем движения под текст).

Мы - веселые мартышки,

Мы играем громко слишком.

Все ногами топаем,

Все руками хлопаем,

Скачем на носочках.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем к виску

И друг другу даже

Шире рот откроем,

Гримасы все состроим.

Как скажу я слово три,

Все с гримасами замри.

Воспитатель: Кеша говорит, что ему у нас очень понравилось, что вы все дружные ребята, но ему надо возвращаться домой в Африку, ведь у него тоже есть друг и он его ждёт. А кто его друг, отгадайте в загадке?

У меня, ребята, шея

Всех на свете шей длиннее!

Пятнышек не счесть на мне-

На боках и на спине!

Хвост имеется и рожки.

Я, друзья, совсем не крошка -

Выше чем сервант и шкаф.

Как меня зовут?. (Жираф).

Воспитатель: Ребята, я Вам предлагаю нарисовать Кеше его друга- Жирафчика.

Ему будет очень приятно, что у Вас останутся воспоминания о Африке.

6. Рисовать мы с вами будем в два этапа нетрадиционным способом- ладошкой.

Вначале мы нарисуем жирафчику тело, шею, голову, ушки и рожки. Затем отдохнём, пока рисунок подсыхает. Потом дорисуем пятнышки, хвостик, гриву (а глазки, носик и копыта я вам помогу дорисовать).

Работаем по показу:

" Посмотрите, я беру большую кисточку, макаю её сначало в воду, затем в оранжевую гуашь, закрашиваю одну ладошку (делаю это очень быстро так, как гуашь быстро засыхает, затем закрашеной ладошкой делаю отпечаток на листе бумаги, вытираю ладошку влажной салфеткой, беру кисточку поменьше, также макаю её сначало в воду, затем в гуашь оранжевого цвета, рисую длинную шею и голову, дорисовываю на голове ушки и рожки.

Детки самостоятельно рисуют, кому нужна помощь, помогаю.

Первый этап закончен. Пока подсыхает рисунок. сделаем физкультминутку.

У жирафа пятна, пятна, пятна пятнышки везде

У жирафа пятна, пятна, пятна пятнышки везде

(показываем пятнышки руками по всему телу)

На лбу, в ушах, на шее, на логтях

Есть на носу на животе, коленях и носках.

(показываем части тела)

Второй этап : Берём кисточку поменьше, макаем её в воду,затем в гуашь коричневого цвета и рисуем жирафчику пятнышки по всему телу и голове, дорисовываем гриву и хвостик.

Копыта, глазки, ротик, носик дорисовываю им сама.

Попугай Кеша любуется рисунками детей, благодарит их и улетает.

8. Итог занятия.

Кто к нам сегодня прилетал в гости?

Теперь мы будем знать всех животных, которые живут в жарких странах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×