Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста | Исрафилова Аида Азизуллаховна . Работа №342489
Консультация для родителей Сентябрь 2024г
"Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста"
Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные качества, формируется образ «Я», половая идентификация. В этом возрасте дети имеют представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам. Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослыми или взрослым и ребенком. 90% всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем. Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении и творческая активность. Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речи и неречевых средств (жестов, мимики). Творческая активность проявляется во всех видах деятельности, необходимо создавать условия для развития у детей творческого потенциала. Ведущая деятельность – игра, в игровой деятельности дети уже могут распределять роли и строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью. С 5 лет ребёнок начинает адекватно оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом начинает доставлять ребёнку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе. Ведущая функция – воображение, у детей бурно развивается фантазия. Воображение – важнейшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека. Детей необходимо обучать умению планировать предстоящую деятельность, использовать воображение для развития внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи.
Консультация для родителей Сентябрь 2024г
"Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста"
Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные качества, формируется образ «Я», половая идентификация. В этом возрасте дети имеют представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам. Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослыми или взрослым и ребенком. 90% всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.
Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении и творческая активность. Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речи и неречевых средств (жестов, мимики). Творческая активность проявляется во всех видах деятельности, необходимо создавать условия для развития у детей творческого потенциала. Ведущая деятельность – игра, в игровой деятельности дети уже могут распределять роли и строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью. С 5 лет ребёнок начинает адекватно оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом начинает доставлять ребёнку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе. Ведущая функция – воображение, у детей бурно развивается фантазия. Воображение – важнейшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека. Детей необходимо обучать умению планировать предстоящую деятельность, использовать воображение для развития внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи.
В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В познавательной деятельности продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины. Дети называют не только основные цвета, но и их оттенки, знают формы. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.
Это период наивысших возможностей для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих процессов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать. Конструктор хорошо развивает логическое мышление. Здесь важным моментом является складывание по схеме – образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму, величину. В логических играх ребенок должен увидеть последовательность, проследить логическую закономерность и обосновать.
В играх на логику прослеживается и личностный аспект дошкольника. Правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Есть дети, которые сдаются, не верят в свои силы и задача родителей выработать у ребенка стремление победить. Важно, ребенок должен знать, что «Я могу». Необходимо прививать интерес к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых усилий и получаемого результата. Важно, чтобы детям сопутствовал успех.
Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это дадут хороший результат. Не отвечайте односложно – «да» или «нет». Отвечайте ребенку развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. А почему сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер. Обоснуй. У детей много неосознанной информации в голове, задача взрослых им в этом помочь.
ВНИМАНИЕ:
• - выполнить задание, не отвлекаясь в течение 10-12 минут, наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию;
• - находить 5-6 отличий между предметами, выполнять задания по предложенному образцу, находить пары одинаковых предметов – это концентрация внимания;
ПАМЯТЬ:
• - запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут;
• - рассказывать наизусть несколько стихотворений;
• - пересказать близко к тексту прочитанное произведение;
МЫШЛЕНИЕ:
• - определять последовательность событий;
• - складывать разрезанную картинку из 9 частей;
• - находить и объяснять несоответствия на рисунках;
• - находить и объяснять отличия между предметами и явлениями;
• - находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.
МАТЕМАТИКА
• Счет в пределах 10, знакомство с цифрами.
• Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?». «Который по счету?»
• Уравнивает неравные группы предметов двумя способами.
• Сравнивает предметы (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определенным путем наложения или приложения.
• Выражает местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам.
• Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур.
• Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток.
• Называет текущий день недели.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
• Имеет достаточно богатый словарный запас.
• Может участвовать в беседе, высказывать свое мнение.
• Составляет по образцу рассказ по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.
• Определяет место звука в слове. Обучение чтению необходимо начинать с формирования фонематического анализа слова.
ПОЗНАНИЕ
• Различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту.
• Классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны.
• Знает название родного города, страны, ее столицы, домашний адрес.
• Знает о взаимодействии человека с природой в разное время года.
• Знает о значении солнца, воздуха, воды для человека, животных, растений.
• Бережно относится к природе.
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
• Знает стихотворения, считалки, загадки.
• Называет жанр произведения.
• Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения.
• Называет любимого детского автора, любимые сказки и рассказы.
В изобразительной деятельности 5 – 6 летний ребёнок свободно может изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных предметов, дети любят рисовать, лепить. Дети успешно справляются с вырезыванием предметов прямоугольной и круглой формы, умение вырезывать по контуру – один из показателей готовности к школе.
В развитии эмоциональной сферы необходимо формировать позитивное эмоциональное отношение к самому себе и своему имени, к членам своей семьи, к друзьям, учить детей сопереживать, помогать по мере возможности, заботиться о младших. Ребёнок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями.
Родители ДОЛЖНЫ быть оставаться примером для детей. Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребенка.
Отличия экспериментальной программы
«Миры Детства: конструирование возможностей»
от множества других …
Наше образовательное учреждение является экспериментальной площадкой по опробации примерной образовательной программы ДО «Миры детства: конструирование возможностей» (Т.Н. Доронова, С.Г. Доронов и др.).
Эта программа ставит перед собой цель создания в ДОУ условий для полноценного развития детей в пяти образовательных областях, способствующих эмоциональному благополучию детей и поддержке их естественного положительного отношения к самим себе и окружающим.
Чем же отличается эта программа от многих других? Авторы предлагают нам новые средства осуществления образовательной деятельности, дают их подробное методическое описание. Так, вся образовательная деятельность строится на использовании «Детских календарей» для каждого ребенка, в которых выполняются разнообразные задания – дети лепят, рисуют, раскрашивают, считают, знакомятся с художественной литературой и т.д.
Программа позволяет реализовать продуктивную деятельность, сюжетная игра, игра с правилами, познавательно-исследовательская деятельность.
Каждое занятие – это мини-проект, который оставляет свой «предметный след». Итогом занятия становится конкретный игровой предмет, поделка, книга, макет, стенгазета, плакат. Образовательная деятельность и сотрудничество с родителями воспитанников взаимосвязаны, так как значительная часть заданий, предназначенных для выполнения в семье, находит свое продолжение в детском саду. Ребенок, не выполнивший их в домашних условиях, испытывает затруднения на занятиях в группе. Родители, понимая это, стараются обеспечить непрерывность образовательной деятельности и выполняют все задания совместно с детьми вовремя. «Детские календари» продуманы таким образом, что домашние задания дети могут выполнить только с участием родителей. Задания в «Детских календарях», просты, нетрудоемки и являются обязательными для выполнения. Использование материала не требует от родителей привлечения дополнительных материалов. Кроме того, у родителей появляется дополнительное общение и возможность оценить образовательную деятельность в ОУ.
Обращаем ваше внимание на то, что данные средства ранее широко не использовались, однако они имеют большие перспективы, так как с их помощью «взрослый может направлять инициативу ребенка в различных видах деятельности: игре, лепке, рисовании, коммуникации, исследовании, чтении». Этими средствами являются новые формы взаимодействия взрослого и ребенка
- это отказ от строгой структуры образовательной деятельности;
-продуманная предметно-развивающая среда, которая побуждает детей
развивать игровую, продуктивную и исследовательскую деятельность;
- тесное сотрудничество с семьями воспитанников, которое
строится на принципах взаимного доверия и уважения.
Все перечисленные средства позволяют педагогу направлять детскую инициативу в педагогическое русло и тем самым эффективно реализовывать Стандарт педагога и ФГОС ДО.
Основную роль в организации образовательного процесса играет педагог группы. Его ответственное отношение к образовательному потенциалу семьи, его личный контакт с родителями воспитанников - определяют взаимодействие семьи и детского сада.
Но и нельзя недооценивать роль специалистов ОУ: педагога-психолога, музыкального руководителя и инструктора по физкультуре. Период адаптации по программе «Миры Детства» в младшей группе удлинен до 6 месяцев и помощь педагога-психолога в этот период неоценима. Очень эффективной в этот период оказалась песочная терапия с участием родителей воспитанников. Инструктор по физкультуре обучает детей основным движениям только через подвижные игры, в том числе и сюжетные. Музыкальный руководитель в экспериментальной группе тоже изменил подход к занятиям. Используется много классической музыки и не только на музыкальном занятии, но и в процессе другой деятельности детей.
Таким образом реализация программы подразумевает новый подход к образованию, отличный от тех, которые использовались ранее. Содержание Программы заключается в описании новых средств, которые ранее широко не использовались, и с помощью которых взрослый может направлять инициативу ребенка в разных видах детской деятельности.
К средствам, которые позволяют взрослому направлять инициативу ребенка в педагогическое русло, а не ущемлять ее, которые дают возможность детскому учреждению реализовать Стандарт, мы относим:
–рациональную организацию предметно-пространственной среды;
–изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка;
–эффективное взаимодействие детского сада с семьей;
–реструктуризацию содержания образовательной деятельности.
Все перечисленные особенности взаимосвязаны и эффективны в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.
Как выбрать правильные прописи для дошкольника?
Основной закон грамотности устная речь должна опережать письменную.
Речь ребёнка формируется к 5 годам. Почему же большинство дошкольных «Программ развития» учат детей не писать, а лишь узнавать буквы и цифры?
Программа 1-го класса построена так, что разделы поэлементного написания букв и цифр сведены до минимума, и уже с первых недель учитель требует от ребёнка безотрывного написания слов, а через месяц чтения по несколько страниц в день.
Вспоминается старинная китайская поговорка:
Я слышу – и я забываю.
Я вижу – и я запоминаю.
Я делаю – и я понимаю.
Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности. Это многоуровневый процесс, так как в нём принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительно моторный, общедвигательный. В процессе письма между этими анализаторами происходит интеграция, которая достигает наибольшего развития (по мнению немецких учёных) в возрасте 5-8 лет. Было бы большой ошибкой не использовать этот возраст для обучения детей письменной речи и, таким образом, усложнить ребёнку процесс обучения в школе.
Одна из сложнейших операций процесса письма – анализ звуковой структуры слова. Чтобы написать слово правильно, надо определить его звуковую структуру, место каждого звука, последовательность. Звуковой анализ слова очень важен и осуществляется совместной деятельностью речеслухового и речедвигательного анализаторов. При определении звуков и их последовательности важно проговаривание; на первом этапе – громкое, затем шепотное и потом уже внутреннее.
Следующая после проговаривания операция – соотнесение выделенной из слова фонемы с определённым зрительным образом буквы, которая должна быть отдифференцирована от сходных графически, для этого необходим достаточный уровень сформированности зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Далее следует моторная операция процесса письма, а именно – с помощью движения руки воспроизведение зрительного образа буквы, тут же осуществляется кинестетический контроль, который подкрепляется зрительным контролем, чтением написанного.
Проверено многолетней практикой, что лишь комплексное обучение даёт лучшие результаты. Знакомя старшего дошкольника со звуком, необходимо показывать его графическое изображение, т. е. букву, а при обучении графическому изображению буквы ребёнок начинает читать. Вот истоки врождённой грамотности!
Эту методику используют логопеды для работы с детьми. В результате «логопедические дети» идут в школу лучше подготовленными.
Из вышесказанного следует, что подготовкой к обучению грамоте необходимо заниматься со старшими дошкольниками, и для этого издаётся масса методической литературы, а также рабочие тетради и прописи. Именно они лучше всего подходят для этой цели. Но как помочь выбрать правильные прописи?
В книжных магазинах представлен очень большой выбор прописей как по математике, так и по грамоте разных авторов. Знакомясь с этими учебными пособиями, мы сталкиваемся с одними и теми же погрешностями, которые тормозят сам процесс обучения и делают его неполноценным. Поэтому при выборе таких пособий необходимо учитывать следующие факторы:
- начинать обучение письму букв или цифр необходимо обязательно в тетрадях с крупной клеткой, а не с мелкой клеткой и, тем более, не с линейкой. Исключены прописи с нелинованными страницами вовсе. Ребёнку необходимо учиться ориентироваться по клеткам, начиная выполнять простые задания, затем делать более сложные задания и только потом писать буквы и цифры;
- по мнению лингвистов, начинать обучение буквам физиологичнее в определённом порядке: сначала гласные нейотированные, затем сонорные согласные, закрытые и открытые слоги с пройденными буквами, слова из них; далее йотированные гласные, закрытые и открытые слоги, слова с пройденными буквами, парные согласные и непарные, мягкий и твёрдый знаки. Далее идут предложения и схемы к ним (в издаваемых прописях буквы проходят или в алфавитном порядке, или вообще бессистемно);
- чтобы научить ребёнка звукобуквенному анализу и не переучиваться в 1-м классе, гласные буквы приучают изображать красным цветом, а согласные – синим или зелёным – в зависимости от твёрдости-мягкости (этого нет практически ни в одном из изданий, или все буквы написаны в свободной цветовой гамме);
-учить звукобуквенному анализу слова необходимо уже с первых слогов, чтобы к 1-му классу ребёнок хорошо ориентировался в фонетическом разборе, а для этого в прописях под слогами и словами схемы должны раскрашиваться детьми;
- издаваемые прописи не учат ребёнка, что такое предложение и схема предложения (в большинстве прописях кроме отдельных букв нет ни слогов, ни слов, а тем более предложений и схем);
- большинство изданий грешат сложными яркими рисунками, которые авторы предлагают выполнить малышу перед написанием буквы или цифры. Причём рисунки настолько сложны, что не всякий взрослый сможет справиться с заданием;
- в издаваемых для дошкольников прописях и рабочих тетрадях цифры и буквы пишутся по-своему, нет единого стандарта, а это недопустимо на начальном этапе обучения. Необходимо сразу прививать ребёнку правильное написание (например, начинаем писать с точки и далее по стрелкам). Буквы должны быть только печатные;
- для закрепления навыка письма цифры необходимо не менее двух строк, если цифра, то высотой в две клетки и цифра высотой в одну клетку; если буква, то строчная и прописная. В современных изданиях, как правило, даётся всего одна строка для написания, нет образования слогов с буквой, т. е. буква представлена изолированно.
Это самые существенные ошибки, которые встречаются в большинстве издаваемых учебно-методических пособий для дошкольников.
У ребёнка нет возможности исправлять ошибки.
Давайте исправлять их сами!