Возрастные особенности патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста | Михайлова Влада Владиславовна. Работа №343059
Аннотация. В статье рассматриваются возрастные особенности патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста. Особое внимание уделяется психолого-педагогическим аспектам формирования патриотических чувств у детей в возрасте от трёх до пяти лет. Проанализированы подходы, направленные на создание у ребёнка представлений о родине, семье и окружающем мире, а также влияние воспитательных методов на развитие начальных патриотических качеств. Автор исследует способы формирования ценностей через игровую деятельность, общение с воспитателями и родителями.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, дошкольное образование, младший дошкольный возраст, психолого-педагогические особенности, игровая деятельность, семья, ценности.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Михайлова Влада Владиславовна, воспитатель
МКДОУ «Шелаевский детский сад»
Аннотация. В статье рассматриваются возрастные особенности патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста. Особое внимание уделяется психолого-педагогическим аспектам формирования патриотических чувств у детей в возрасте от трёх до пяти лет. Проанализированы подходы, направленные на создание у ребёнка представлений о родине, семье и окружающем мире, а также влияние воспитательных методов на развитие начальных патриотических качеств. Автор исследует способы формирования ценностей через игровую деятельность, общение с воспитателями и родителями.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, дошкольное образование, младший дошкольный возраст, психолого-педагогические особенности, игровая деятельность, семья, ценности.
Патриотическое воспитание на этапе дошкольного образования играет важную роль в развитии базовых моральных и социальных качеств личности. Воспитание любви к родине, уважения к её традициям, национальной культуре и истории начинается с самого раннего возраста, когда ребёнок ещё только формирует своё представление об окружающем мире. В младшем дошкольном возрасте, который охватывает детей от трёх до пяти лет, закладываются основы тех понятий, которые в будущем станут частью их идентичности и гражданского мировоззрения.
Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста определяют специфику педагогических подходов в вопросах патриотического воспитания. В этом возрасте у детей наблюдается интенсивное развитие речи, моторики, когнитивных и эмоциональных процессов. Их восприятие мира носит образный, эмоциональный и игровой характер, что определяет необходимость использования соответствующих методов воспитания. Дети младшего дошкольного возраста ещё не способны к осознанному восприятию сложных абстрактных понятий, таких как государственность, патриотизм или гражданский долг, однако они уже начинают формировать эмоционально окрашенные связи с окружающей средой, что становится отправной точкой для воспитания патриотических чувств.
Одним из ключевых элементов патриотического воспитания детей в этом возрасте является формирование позитивного эмоционального отношения к близкому окружению, включая семью, воспитателей, детский сад и ближайшую природную среду. Семья в этом контексте становится первым звеном в цепочке воспитательных воздействий, поскольку именно в семье ребёнок учится любви и заботе о ближних, уважению к традициям и принятым в обществе нормам поведения. Важно, чтобы эти ранние семейные ценности впоследствии трансформировались в более сложные социальные и патриотические качества, такие как чувство ответственности за свою страну и её благополучие.
Психолого-педагогические подходы к патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста основываются на использовании простых и доступных для понимания ребёнка методов. Одним из таких методов является игровая деятельность, которая в этом возрасте является основным видом деятельности. Через игру дети осваивают социальные роли, учатся взаимодействовать с окружающими, а также познают мир через действия и символы. Игры, включающие элементы национальных традиций, культурных символов, народных сказок и историй, помогают детям на эмоциональном уровне осознать свою связь с родной страной, её культурой и обычаями.
Роль воспитателя в патриотическом воспитании младших дошкольников трудно переоценить. Именно через личный пример и регулярное общение с воспитателем у ребёнка формируются первые осознанные представления о том, что такое Родина, как важно бережно относиться к её культурному и природному наследию, и почему необходимо уважать окружающих. Важно, чтобы воспитатели использовали в своей работе методы, которые будут направлены не только на передачу информации, но и на создание эмоциональных переживаний, связанных с патриотическими темами. Например, рассказы о родной природе, о праздниках и традициях, сопровождающиеся яркими иллюстрациями и музыкой, помогут детям создать позитивные ассоциации с понятием «Родина».
Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста также включает в себя формирование базовых социальных навыков, таких как уважение к старшим, умение заботиться о младших, готовность помочь окружающим. Эти качества являются основой для дальнейшего воспитания гражданской ответственности и осознанного патриотизма. Важно, чтобы дети учились проявлять заботу и внимание к окружающим через конкретные действия, будь то помощь товарищам или участие в коллективной деятельности. Эти простые действия способствуют развитию у детей чувства коллективизма и солидарности, что в будущем станет основой для формирования у них осознанной гражданской позиции.
Эмоциональная привязанность к родной стране, её природе и культуре формируется у детей через непосредственный опыт. Прогулки на природе, участие в праздниках, просмотр фильмов и мультфильмов о родной стране помогают детям ассоциировать своё окружение с понятием «Родина». Важно, чтобы воспитатели и родители акцентировали внимание детей на красоте родной природы, значимости её сохранения и бережного отношения к окружающему миру. Это позволит детям с ранних лет развивать экологическую осознанность и чувство ответственности за будущее своей страны.
Особенность патриотического воспитания в младшем дошкольном возрасте заключается в его эмоциональной природе. Дети в этом возрасте воспринимают мир через чувства, образы и звуки, и задача воспитателя — создать позитивные эмоциональные ассоциации с понятием родной страны. Такие ассоциации могут быть связаны с народными сказками, песнями, детскими играми, а также с коллективными мероприятиями, посвящёнными национальным праздникам. Это формирует у детей чувство причастности к общему культурному и историческому наследию, а также помогает развить у них эмоциональную связь с родной страной.
Одной из важных задач воспитателя является создание условий для того, чтобы ребёнок мог на практике осознать свою принадлежность к коллективу и обществу. Участие в коллективных играх, утренниках и других мероприятиях, где дети учатся взаимодействовать друг с другом и поддерживать своих товарищей, помогает формировать у них чувство коллективизма, взаимопомощи и уважения к окружающим. Это является основой для дальнейшего воспитания гражданской ответственности и осознанного патриотизма.
Таким образом, возрастные особенности патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста требуют применения специфических педагогических подходов, ориентированных на эмоциональное и игровое восприятие мира ребёнка. Важно, чтобы воспитатели и родители использовали методы, направленные на формирование у детей позитивных эмоциональных связей с родной страной, её природой и культурой. Патриотическое воспитание в этом возрасте закладывает основы для формирования личности, готовой осознавать свою роль в обществе, уважать его традиции и активно участвовать в жизни своей страны.
Список литературы
1. Авдошкина С.Л. Особенности патриотического воспитания дошкольников в современных условиях / С.Л. Авдошкина, О.А. Королева, И.В. Матвеева, О.А. Немцова // Молодой ученый. — 2023. — № 13.2 (460.2). — С. 5-7.
2. Татаренцева Е.В. Особенности патриотического воспитания в детских дошкольных учреждениях / Е.В. Татаренцева, С.П. Кузнецова, В.Н. Васильева, Е. В. Бездетко // Молодой ученый. — 2017. — № 5 (139). — С. 532-535.