«Возрастные особенности развития фонематического слуха у детей 6-7 лет» | Глушко Наталья Евгеньевна. Работа №307790
В возрасте 6-7 лет у детей довольно высокий уровень развития фонематического восприятия. В условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических недостатков ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.
Ребята подготовительной группы продолжают усваивать такие понятия как: звук, часть слова, слово, предложение; развивают навык составления слов на заданные звуки, навык деления более сложных слов на слоги, составляют звуковые схемы слов и выкладывают слова из разрезной азбуки.
Т.е. у детей продолжают совершенствоваться навыки звукового анализа и синтеза слов из трех-пяти звуков. Ребята распознают согласные звуки не только по твёрдости-мягкости, но и по глухости-звонкости, дают чёткую характеристику звукам.
Во время звукового анализа дети закрепляют понятие о том, что одна согласная буква, почти всегда, имеет два звука – твёрдый согласный и мягкий согласный. Узнают, что существуют всегда мягкие звуки – звуки Ч Щ, и всегда твёрдые. Это звуки Ж, Ш, Ц. Так же впервые знакомятся с йотированными буквами - Я Ё Ю Е, которые состоят из двух звуков. Но глубокие знания о йотированных буквах дети будут получать в школе.
Важными элементами развития звукового анализа и синтеза являются такие аспекты как:
- определение места звука в слове (начало-середина-конец слова);
- определение последовательности звуков в слове;
- подсчёт количества звуков в слове;
- составление слова из заданного количества звуков.
Так же, в работу по проведению звукового анализа включается обозначение слова ударением. Дети узнают, что изменяя ударение, с одного гласного на другой, меняется смысл слова, вернее делает слово бессмысленным.
Усвоение детьми звуковой структуры слова являются необходимым условием для обучения грамоте, для успешного чтения слогов и слов.
Для развития фонематических процессов представляю несколько игр:
Игра "Кубик".
Цель: упражнять детей в определении количества звуков в слове.
Оборудование: кубик с разным количеством кружков на гранях.
Ход игры. Логопед предлагает детям поиграть в игру с кубиком. Каждый из детей бросает кубик и определяет, сколько кружков на верхней грани. Затем среди картинок на доске он должен выбрать такую, в названии которой столько звуков, сколько было на грани кубика. Выигрывают те дети, которые выполняют задание верно.
Игра "Волшебный мешочек".
Цель: тренировать детей в различении звуков С и Ш на вербальном уровне.
Оборудование: "волшебный" мешочек, игрушки небольшого размера, названия которых включают соответствующие звуки.
Ход игры. Логопед предлагает детям по очереди достать игрушки из "волшебного" мешочка, назвать их и определить наличие звука С или Ш в ее названии. Победителями являются те дети, которые правильно выполнили задание.
Примечание. Усложненный вариант игры может быть связан с тем, что дети опознают игрушку посредством осязания (в "волшебном" мешочке), затем проверяют себя, доставая ее и показывая другим детям. Затем продолжают выполнение задания.
Игра "Найди ошибку".
Цель: упражнять детей в определении количества слогов в слове.
Оборудование: поезд, с тремя вагончиками, на каждом из которых слоговая схема слова (одно-, двух - и трехсложные слова); предметные картинки.
Ход игры. Логопед знакомит детей с маленьким необычным поездом. У поезда три вагончика с соответствующими эмблемами (слоговыми схемами слов). В каждом из вагончиков "едут" картинки. Однако поезд отправляется до следующей станции только в том случае, если названия картинок соответствуют эмблемам (слоговым схемам слов). Логопед сообщает, что поезд не едет, значит надо искать ошибки. Дети под руководством логопеда находят ошибки и исправляют их (перемещают картинки).
Выполняя упражнения для фонематического развития с детьми в форме игр, мы с вами пробуждаем интерес к учебному процессу, корректируем фонематические недостатки в развитии фонематического восприятия.
Таким образом, помогаем дошкольникам подготовиться к дальнейшему обучению в школе.