Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Возрастные особенности развития фонематического слуха у детей 6-7 лет» | Глушко Наталья Евгеньевна. Работа №307790

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В возрасте 6-7 лет у детей довольно высокий уровень развития фонематического восприятия. В условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических недостатков ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

Ребята подготовительной группы продолжают усваивать такие понятия как: звук, часть слова, слово, предложение; развивают навык составления слов на заданные звуки, навык деления более сложных слов на слоги, составляют звуковые схемы слов и выкладывают слова из разрезной азбуки.

Т.е. у детей продолжают совершенствоваться  навыки звукового анализа и синтеза слов из трех-пяти звуков. Ребята распознают согласные звуки не только по твёрдости-мягкости, но и по глухости-звонкости, дают чёткую характеристику звукам.

Во время звукового анализа дети закрепляют понятие о том, что одна согласная буква, почти всегда, имеет два звука – твёрдый согласный и мягкий согласный. Узнают, что существуют  всегда мягкие звуки – звуки Ч Щ, и всегда твёрдые. Это звуки  Ж, Ш, Ц. Так же впервые знакомятся с йотированными буквами - Я Ё Ю Е, которые  состоят из двух звуков. Но глубокие знания о  йотированных буквах дети будут получать в школе.

Важными элементами развития звукового анализа и синтеза являются такие аспекты как:

 -  определение места звука в слове (начало-середина-конец слова);

 - определение последовательности звуков в слове;

 - подсчёт количества звуков в слове;

 -  составление слова из заданного количества звуков.

Так же, в работу по проведению звукового анализа включается обозначение слова ударением. Дети узнают, что изменяя ударение, с одного гласного  на другой, меняется смысл слова, вернее делает слово  бессмысленным.

Усвоение детьми звуковой структуры слова являются необходимым условием для обучения грамоте, для успешного чтения слогов и слов.

Для развития фонематических процессов представляю несколько игр:

Игра "Кубик".

Цель: упражнять детей в определении количества звуков в слове.

Оборудование: кубик с разным количеством кружков на гранях.

Ход игры. Логопед предлагает детям поиграть в игру с кубиком. Каждый из детей бросает кубик и определяет, сколько кружков на верхней грани. Затем среди картинок на доске он должен выбрать такую, в названии которой столько звуков, сколько было на грани кубика. Выигрывают те дети, которые выполняют задание верно.

Игра "Волшебный мешочек".

Цель: тренировать детей в различении звуков С и Ш на вербальном уровне.

Оборудование: "волшебный" мешочек, игрушки небольшого размера, названия которых включают соответствующие звуки.

Ход игры. Логопед предлагает детям по очереди достать игрушки из "волшебного" мешочка, назвать их и определить наличие звука С или Ш в ее названии. Победителями являются те дети, которые правильно выполнили задание.

Примечание. Усложненный вариант игры может быть связан с тем, что дети опознают игрушку посредством осязания (в "волшебном" мешочке), затем проверяют себя, доставая ее и показывая другим детям. Затем продолжают выполнение задания.

Игра "Найди ошибку".

Цель: упражнять детей в определении количества слогов в слове.

Оборудование: поезд, с тремя вагончиками, на каждом из которых слоговая схема слова (одно-, двух - и трехсложные слова); предметные картинки.

Ход игры. Логопед знакомит детей с маленьким необычным поездом. У поезда три вагончика с соответствующими эмблемами (слоговыми схемами слов). В каждом из вагончиков "едут" картинки. Однако поезд отправляется до следующей станции только в том случае, если названия картинок соответствуют эмблемам (слоговым схемам слов). Логопед сообщает, что поезд не едет, значит надо искать ошибки. Дети под руководством логопеда находят ошибки и исправляют их (перемещают картинки).

Выполняя упражнения для фонематического развития с детьми в форме игр, мы с вами пробуждаем интерес к учебному процессу, корректируем фонематические недостатки в развитии фонематического восприятия.

 

Таким образом, помогаем дошкольникам подготовиться к дальнейшему обучению в школе.

 

Пожалуйста, подождите.
x
×