Статья Возрастные особенности развития речи дошкольников. Автор: Ветряк Наталья Владимировна

Автор: Ветряк Наталья Владимировна
Процесс развития речи ребенка осуществляется на протяжении всего дошкольного возраста, и обладает своими особенностями


Автор: Ветряк Наталья Владимировна

Статья на тему: Возрастные особенности развития речи дошкольников.

 

Процесс развития детей происходит неравномерно, как правило, он характеризуется резкими скачками и переломами, что в свою очередь влечет за собой появление эмоциональной неустойчивости дошкольников. В дошкольном возрасте в речи детей происходят сильные изменения. Начинают сформировываться, а, в дальнейшем совершенствоваться фонетическая, грамматическая и лексическая речь. Речь представляет собой важный механизм интеллектуальной деятельности, форму общения людей и способ существования сознания. Различные исследователи определяют количество этапов в становлении речи детей по-своему. Так же существуют различные названия и возрастные границы этих периодов. По мнению А.Н.Гвоздева, выделение периодов развития речи должно основываться на последовательности появления в речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений. В свою очередь, Г.Л.Розенгард-Пупко определяет в речевом развитии ребенка только два этапа: подготовительный, который продолжается до достижения ребенком 2-х летнего возраста и этап самостоятельного оформления речи. В то время как А.Н.Леонтьевым были определены четыре этапа становления речи ребенка: подготовительный этап, продолжается до одного года; преддошкольный этап, характеризуется первоначальным овладением языком, как правило, он длится до 3-х летнего возраста; дошкольный этап, длится, примерно до 7 лет; школьный этап. Поэтому можно сказать, что изменение речи детей дошкольного возраста проходит на протяжении нескольких возрастных периодов. Одним из основных периодов является возраст с 1 года до 4 лет (в этом периоде ребенок осваивает главные закономерности языка).

По мнению психологов, уровень совершенствования речи ребенка не может иметь четких пределов. Дошкольник ежемесячно добавляет в свой словарь до 100 слов! Его словарь состоит из 1200, а у некоторых и 1500 слов. Ребенок этого возраста использует речь для общения с другими людьми. Так же, дети способны замечать ошибки в речи взрослого человека или ребенка. Ребенок уже способен вести сознательный диалог с другими людьми.

В четырехлетнем возрасте ребенок использует в своей речи до 2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. При достижении среднего дошкольного возраста ребенок способен, верно, формировать предложения, состоящие из 5-6 слов и поэтому легко общается со сверстниками. В этом возрасте ребенок способен составить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Не редко используются предлоги и союзы. К четырем годам дети начинают сопровождать свои игры речью.

Развитие речи ребенка четырех-пяти лет проявляется в интересных играх со звуками. Ребенок приходит в восторг от переделывания слов на все лады, удивляется тому, как по-новому могут звучать давно известные ему слова, рифмует окончания и т.п.

Составляемые предложения усложняются. Ребенок уже легко и верно применяет будущее и прошедшее времена глаголов, предлоги, а так же сложные предложения. Дошкольник четырех-пяти лет изучает мир с точки зрения вопроса «Почему?». Вот поэтому этот возраст называется возрастом «почемучки». Дети этого возрастного периода постоянно засыпают родителей вопросами, которые придумывают прямо на ходу.

В период с 4,5 - 5 лет заканчивается развитие фонетической системы языка, а это значит, что ребенок готов к обучению письму. В конце пятилетнего возраста рассуждение ребенка напоминают короткий рассказ. Именно в этот возрастной период необходимо уделить особое внимание развитию связной речи.

К пяти годам ребенок целиком усваивает повседневный словарь. В его лексике появляются синонимы и антонимы. Словарный запас ребенка достигает до 2500 – 3000 слов. Он с каждым днем становится умнее. В этот период как раз можно оценить его стремление к учебе. Родители восхищаются сообразительностью своего ребенка. Еще совсем недавно он с трудом понимал названия знакомых ему вещей, а сейчас философствует, играя абстрактными понятиями - дружба, любовь, справедливость. Ребенок зачастую в речи использует обобщающие слова («растения», «фрукты», «животные» и т.п.). С трудом можно услышать пропуски в произносимых словах, перестановки звуков, но все же есть такие слова (незнакомые и труднопроизносимые). В этом возрасте ребенок строя предложения использует все части речи. Одним словом можно сказать, что он осваивает все звуки своего языка и верно использует их в своей речи. Так же следует заметить, что дети этого возраста очень любознательны, засыпают взрослых вопросами, тем самым удовлетворяя свою необходимость в познании окружающего мира.

Дошкольник пяти лет почти профессионал в звуковом произношении. Родителям необходимо более внимательно относится к небольшим недостаткам речи малыша. Именно в этот возрастной период необходимо посещать логопеда. Так как ребенку в скором времени необходимо идти в школу, поэтому для детей этого возраста развитие речи - это работа над правильным произношением звука.

Ребенок в возрасте 6 лет имеет в своем словаре до 4000 - 4500 активных слов, а пассивных - еще больше. Ребенок в построении предложений использует антонимы, синонимы, определения. Он способен сочинить рассказ или описать увиденную картинку. Совершенствование речи детей этого возраста во многом зависит от семьи.

Особенностями речи детей 6-тилетнего возраста, является то, что дошкольники овладевают значением производных слов, и используют их в словообразовательной деятельности, в тоже время отмечается интенсивность словотворчества, происходит формирование самоконтроля и критического отношения к своей речи.

Взрослым необходимо следить за тем, что у ребенка небольшой бытовой словарь, или он не может объединить предметы и назвать одним словом (например: банан, яблоко, киви - фрукты). Или он затрудняется заменить слово синонимом (например: собака - пес); подобрать к слову антоним (например: большой - маленький, толстый - тонкий); пассивен в речевом общении, или ребенок неверно произносит звуки, ему не под силу связно рассказать о прошедших действиях.

Дети в возрасте 6-ти лет начинают овладевать значениями производных слов. На данном возрастном этапе они начинают с критикой относиться к речи взрослых и к своей речи в частности, указывая на ошибки и неточности.

В семилетнем возрасте в словаре ребенка может быть до 3500 слов. В список этих слов входят образные слова и выражения, а так же устойчивые словосочетания. Изучаются грамматические порядок преобразования слов и соединения их в предложении. В этом возрасте ребенок энергично наблюдает за явлениями языка: старается растолковать слова на основе их смысла, рассуждает на тему рода существительных. Тем самым происходит развитие языкового и речевого внимания, воспоминания, логического мышления и других психологических предпосылок, незаменимых для будущего совершенствования ребенка и его успешной учебы в школе.

В дошкольном возрасте ребенок переходит на новую ступень изучения речи. Причинами быстрого освоения своим языком являются необходимость ребенка узнать, рассказать и влиять на себя и другого человека. Чтобы ребенок не делал, чем бы ни занимался, везде присутствует речь. Смена задач стоящих перед ребенком дошкольного возраста, возникновение иных видов деятельности, затруднение общения, как с взрослыми, так и детьми своего возраста, увеличение круга жизненных отношений, в которых находится ребенок, приводит к расширению всех сторон речи, ее форм и функций.

Задачи развития речи детей дошкольного возраста тесно связаны с такими важными составляющими развития личности, как: общение, мышление, интеллект, воображение, монологическая речь, диалогическая речь, эстетическое развитие.

Все вышеперечисленные особенности речи дошкольников, присущи детям, не имеющих отклонений от нормы. Главным элементом в развитии речи у дошкольников значится работа над связной речью и ее выразительностью. По определению связная речь - смысловое развернутое высказывание, которое образуется во время общения и взаимопонимания. Связная речь предполагает овладение словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, то есть овладение грамматическим строем, а также практическое их пояснение, умение пользоваться усвоенным языковым материалом, связно, последовательно и понятно для окружающих передавать содержание готового текста или самостоятельно составлять связный текст.

Связная речь является развернутым, законченным, композиционно и грамматически оформленным высказыванием, которое состоит из группы предложений, имеющих логическую связь. Наличие связной речи предполагает способность дошкольника живо и последовательно излагать свои мысли, не отвлекаясь на лишние детали. К основным видам связной речи относятся монологическая и диалогическая речь.

Диалогической речью называется разговор не менее двух людей. Именно с общения начинается речь малыша. Когда малыш гулит в ответ на слово матери - это можно считать первым диалогом. Уже в возрасте старшего дошкольника речь малыша приобретает определенную форму диалога. Общение детей друг с другом приносит им удовольствие. Дети при общении начинают придумывать сложные диалоги. Ступени совершенствования речи младшего и среднего дошкольника специалисты рассматривают как подготовительные к диалогической речи.

Главным методом формирования диалогической речи является беседа, которая должна быть полезной и познавательной. Те вопросы, которые связаны с жизненным опытом и знаниями детей, являются не менее популярными (животные, времена года, поучительные истории, быт, праздничные мероприятия).

В ролевых играх каждый участник имеет свое определенное место, тем самым давая возможность ребенку побывать в различных бытовых ситуациях и поставить себя на место действующего героя.

Что касается монологической речи, то она по своей структуре сложнее. Монологом считается рассказ от первого лица. В нем должны содержаться: логическая связь, выразительность и главная мысль. Следующие задачи помогут ребенку овладеть монологической речью: описание каких-либо предметов, характера и т. п; повествование (динамичный рассказ о каком-либо событии); рассуждение, логичное доказательство, ответ на вопросы типа: «Почему?» «Зачем?»; пересказ сказки, рассказа, мультфильма. Хорошо начать обучение пересказу, опираясь на иллюстрации или наводящие вопросы.

Связная речь, как правило, способна отразить все имеющиеся стороны своего предметного содержания. Но в тоже время отмечается и несвязность речи. Это может быть вызвано следующими причинами: эти связи не осознаны ребенком и не представлены в его мыслях; эти связи, должным образом, не выявлены в речи говорящего человека.

Понятие «связная речь» можно рассматривать с двух сторон, как процесс и деятельность говорящего человека; или же, как продукт, который является результатом этой деятельности, текст, высказывание. По мнению Т.А. Ладыженской и М.Р. Львова связная речь является единым смысловым и структурным целым, которое включает в себя связанные между собой, и имеющие тематическое объединение, законченные отрезки.

К главной функции связной речи можно отнести коммуникативную функцию. Коммуникативная функция может быть осуществлена в двух основных формах – диалоге и монологе. Особенности этих форм были описаны выше. Формирование речи детей дошкольного возраста благодаря играм, экспериментам научного характера, опытам – все это хороший способ активизировать речь и расширить словарный запас. Ребенок умеющий ставить перед собой цель, задавать вопросы и отыскивать ответы войдет в школьный мир гармонично и просто. Благодаря простым и доступным вещам можно создать познавательно – речевое развитие дошкольников в квартире и на улице во время прогулок.

Так же не малую роль в развитии речи играет устное народное творчество. С помощью сказок, загадок, скороговорок, пословиц, песен, былин возможно осуществление всех учебных целей, касающихся проблем формирования речи. Наш народ создал безупречный дидактический материал, превзойти который пока не смог ни один детский автор. Читательский путь каждого ребенка начинается с фольклорных потешек. А все потому, что фольклору свойственны понятность, запоминаемость, информативность, образность, красота слова.

Выводы: процесс развития речи ребенка осуществляется на протяжении всего дошкольного возраста, и обладает своими особенностями. Необходимо учитывать, что наиболее важным для становления речи, является возрастной период ребенка - от одного года до пяти лет. Так как именно в это время дошкольники овладевают основными закономерностями языка. От того каким образом, будет осуществляться процесс развития речи, зависит будущее дошкольника и его успешная реализация в обществе.

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x