Статья Впереди пробные экзамены.. Автор: Мавлютова Светлана Александровна

Автор: Мавлютова Светлана Александровна
Особая проблема, с которой мы часто сталкиваемся при проверке школьных работ, – это большое количество грамматических и речевых ошибок. Они свидетельствуют о том, что ребята не достаточно хорошо освоили грамматические и речевые нормы современного языка, на становление которых во многом влияет характер устной и письменной речи ближайшего окружения и семьи в первую очередь.


Автор: Мавлютова Светлана Александровна

«Задача эксперта не только оценить экзаменационную работу, но и помочь выпускнику увидеть свои перспективы роста»

О типичных ошибках на ОГЭ:

Результаты экзамена зависят как от уровня освоения школьного курса по русскому языку, так и от уровня языкового развития выпускников основной школы. Поэтому достижения учащихся девятого класса мы рассматриваем как промежуточные: впереди годы обучения и годы взросления – все это даст возможность подросткам совершенствоваться в языке и речи.

Особая проблема, с которой мы часто сталкиваемся при проверке школьных работ, – это большое количество грамматических и речевых ошибок. Они свидетельствуют о том, что ребята не достаточно хорошо освоили грамматические и речевые нормы современного языка, на становление которых во многом влияет характер устной и письменной речи ближайшего окружения и семьи в первую очередь.

Чрезвычайно важен и собственный опыт речевой практики школьника. Этот опыт достаточно специфичен в отборе лексики, строения речи хотя бы потому, что подростки активно используют молодежный сленг с его лексикой, речевыми оборотами, грамматическими особенностями. Когда ученик на экзамене создает текст, он во многом опирается на свою внутреннюю речь. И не всегда ее можно соотнести с речевой или грамматической нормой современного языка. Ребятам бывает трудно переключаться с неформального общения на литературную речь. Часто в их работах происходит смешение уровней и стилей языка.

Конечно, любой носитель языка испытывает внешнее давление современной языковой практики. Но подростки особенно этому подвержены: идет процесс активного освоения окружающего мира и через язык в первую очередь. Например, в языке, как и во многих других областях жизни, существует понятие «мода», «тренд». Заданы они, в том числе, и журналистикой как влиятельной сферой в работе с языком, с развитием языка. Но частотность употребления какого-либо слова и (или) оборота в речи окружающих еще не означает, что они стали литературной нормой. Специфика работы эксперта при проверке экзаменационных работ как раз и связана с установлением соответствия письменной речи выпускника литературной норме.

Об особенностях работ:

Мы работаем с языком и видим самые разные работы выпускников по уровню владения речью. Есть яркие профессиональные впечатления. Встречаются экзаменационные работы, за которыми мы видим огромный труд учеников, их родителей и учителей при подготовке к экзамену. Работы отличаются зрелостью в восприятии жизни, индивидуальностью почерка, глубиной содержания материала. Но встречается и то, что мы называем «причудами языка» наших школьников. Приведу несколько примеров:

«У каждого из нас есть деталь, которая делает нас человеком».

«Совесть – это то, что нельзя перекинуть на плечи другому».

«…знаки расчленения…….»

При написании сжатого изложения учащиеся допускают следующие ошибки:

* не используют формы сжатия, нарушение речевой нормы языка; логические ошибки; в построении СПП; правописание гласных в корнях слова; правописание союзов, частиц, правописание наречий; суффиксы причастий и глаголов; не умеют сокращать текст, не видят абзацы.

Первая часть экзаменационной работы – написание сжатого изложения прослушанного текста – проверяет следующие умения:

умение слушать, то есть адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте;

умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное;

умение письменно передавать обработанную информацию.

.

К типичным ошибкам, допущенным учащимися при написании изложения, следует отнести следующие:

Среди типичных пунктуационных ошибок, допущенных экзаменуемыми, выделяются такие:

- знаки препинания при вводных словах;

знаки препинания в сложном предложении (особенно в предложениях с союзом

–и

-, в сложноподчиненных предложениях с однородными придаточными);

знаки препинания при обособленных членах предложения (особенно с деепричастным оборотом);

 

Среди типичных орфографических ошибок выделены следующие:

правописание безударных гласных, проверяемых и не проверяемых ударением, в

корне слова

;

правописание не с различными частями речи;

правописание падежных окончаний существительных;

н и

нн

в суффиксах прилагательных, причастий и наречий;

слитное и раздельное написание слов служебных и знаменательных частей речи

правописание суффиксов причастий.

 

Среди типичных грамматических ошибок выделены следующие:

нарушение границ предложения;

нарушения в структуре словосочетаний;

неоправданный пропуск подлежащего;

ошибки в построении сложноподчиненного предложения. Проверяя работы учащихся, отметила для себя, что значительно снизилось количество учащихся, не приступавших к выполнению задания С, но при этом достаточно высок процент работ, в которых количество слов ниже установленной нормы (150 слов), что ведёт к снижению оценки.

В целом, анализируя работы выпускников, выделила основные недочёты:

неумение верно определить количество

микротем

и правильно их сформулировать;

у учащихся нет навыков комментирования позиции автора текста, в результате этого в большинстве случаев сочинение представляет собой либо пересказ исходного текста, либо цитирование отдельных его частей;

большие трудности возникают у выпускников при приведении примеров из личной жизни и художественной литературы, подтверждающих позицию автора. Это, на мой взгляд, связано с тем,  что выпускники не имеют большого жизненного опыта и их аргументы надуманы и неубедительны, а недостаточное знание художественной литературы приводит к тому, что учащиеся упоминают в сочинение имена и фамилии несуществующих авторов и придуманных выпускниками названий статей из газет.

Особое беспокойство вызывает уровень грамотности экзаменационных работ, включающих в себя орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки. Критерии оценки здесь более жёстки и не соответствуют школьным нормативам.

Учитывая вышесказанное, считаю, что целью учителя является разработка системы работы по подготовке учащихся к ОГЭ по русскому языку, которая обеспечивает  успешную сдачу экзамена всеми выпускниками.

Для успешного достижения этой цели необходимо следующее:

систематический мониторинг уровня знаний по русскому языку;

выявление характерных ошибок и работа по их устранению;

обобщение, систематизация учебного материала;

углубление полученных ранее знаний в ходе тематического повторения;

использование тестовой методики;

широкое использование комплексного анализа текста с целью форми

рования

осуществление межпредметных связей с литературой и предметами гуманитарного цикла:

организация самостоятельной работы учащихся.

Мавлютова Светлана Александровна

Учитель русского языка и литературы.

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x