«Времена года в поэзии С. А. Есенина» | Киреева Светлана Владимировна. Работа №326197. Номер работы: №326197
Конспект занятия в подготовительной к школе группе
Цель: познакомить детей с творчеством поэта Сергея Есенина, посвященной временам года.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширять знания детей о природе через творчество С. А. Есенина;
2. Обогащать знания детей о временах года с помощью художественного слова, музыки.
Развивающие:
1. Развивать речевые навыки детей в игровой деятельности.
2. Развитию памяти, любознательность, интерес, умению слушать воспитателя и своих товарищей.
3.Развивать и совершенствовать ловкость, быстроту, выносливость посредством подвижных народных игр.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей нравственные чувства, чувство любви к Родине и ее природе через поэзию. «Времена года в поэзии С. А. Есенина»
Конспект занятия в подготовительной к школе группе
«Времена года в поэзии С. А. Есенина»
Подготовила воспитатель МБДОУ «Детский сад №139» Киреева Светлана Владимировна.
Цель: познакомить детей с творчеством поэта Сергея Есенина, посвященной временам года.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширять знания детей о природе через творчество С. А. Есенина;
2. Обогащать знания детей о временах года с помощью художественного слова, музыки.
Развивающие:
1. Развивать речевые навыки детей в игровой деятельности.
2. Развитию памяти, любознательность, интерес, умению слушать воспитателя и своих товарищей.
3.Развивать и совершенствовать ловкость, быстроту, выносливость посредством подвижных народных игр.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей нравственные чувства, чувство любви к Родине и ее природе через поэзию.
Предварительная работа: Беседы о временах года; рассматривание картин: Шишкина, Левитана; составление описательных рассказов по пейзажным и сюжетным картинам; разучивание стихов С. Есенина, рассматривание книг С.А. Есенина; загадывание загадок.
Оборудование: ИКТ, презентация: «Времена года в поэзии С. Есенина». Книги С. А. Есенина, аудиозапись с песни на слова С. Есенина в исполнении Надежды Кадышевой «Отговорила осень золотая», аудиозапись романса на стихи С. Есенина в исполнении Ивана Рашавец, музыка В. Булюкина «Поет зима аукает», аудиозапись «Гляну в поле, гляну в небо» читает Рафаэль Клейнер.
Ход занятия
Вводная часть
Дети входят в «Музей старины» под песню в исполнении Надежды Кадышевой «Отговорила осень золотая» на стихи С. Есенина.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня нас ждёт много интересного. Мы отправимся с вами в путешествие. Вы готовы? А, как вы думаете, куда мы отправимся? Я загадаю вам загадку, она поможет вам правильно ответить.
Стоит дерево райское,
На одном боку цветы расцветают,
На другом — листы опадают,
На третьем — плоды созревают,
На четвертом — сучья подсыхают.
Ответы детей. (Времена года).
Воспитатель: Правильно, путешествовать мы будем с вами по временам года. Какие времена года вы знаете?
Ответы детей. (Лето, осень, зима, весна).
Воспитатель: Что вы знаете об осени?
Ответы детей. (Листопад, идут дожди, сбор урожая).
Воспитатель: Что вы знаете о зиме?
Ответы детей. (Холодно, мороз, много снег).
Воспитатель: Что вы знаете о весне?
Ответы детей. (Тает снег, тепло, зеленеет травка, прилетают перелетные птицы).
Воспитатель: Что вы знаете о лете?
Ответы детей. (Светит солнце, становится жарко, цветут цветы).
Воспитатель: Времена года все разные, но каждое прекрасно по-своему. Много поэтов их описали в стихах. Сегодня я вам предлагаю прикоснуться к чуду поэзии! А поговорим мы с вами о поэзии нашего великого земляка – поэта Сергея Александровича Есенине.
Основная часть
Показ презентации «Времена года в поэзии С. Есенина»
1-2 слайд: (Портрет С.А. Есенина, достопримечательности села Константиново. Не далеко от Рязани, на берегу реки Оки, раскинулось село Константиново. Здесь 3 октября 1895 года, в крестьянской семье родился мальчик Серёжа. Рязанская земля одарила С. Есенина красотой, силой, талантом.
2 слайд: (Времена года)
Много стихов С.А. Есенина - о родной природе. Его удивительно красивые стихи описывают весенние рассветы и ночи, золотую осень, зимние вьюги и летние дни.
Воспитатель: Одно из времен года поэт особенно любил. Как вы думаете, какое? Дать вам правильный ответ поможет следующая загадка:
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это...» (осень).
3-4 слайд: (Осень)
Воспитатель: Правильно. Осень - любимое время года поэта. Осени Есенин посвятил много стихов. Послушайте.
Читает ребенок: «Нивы сжаты, рощи голы».
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Стихи С. Есенина лиричны, мелодичны и певучи. На некоторые стихи композиторы написали музыку, так появились замечательные песни и романсы.
4 слайд: (аудиозапись романса «Поет зима аукает». Зима)
Воспитатель: Давайте послушаем романс на стихи С. Есенина в исполнении Ивана Рашавец, музыка В. Булюкина «Поет зима аукает».
5-6 слайд: (Зима, зимний лес)
Воспитатель: Вам понравилось? Вы догадались о каком времени года пелось в романсе?
Ответы детей: (Зима).
Воспитатель: Какие картины вы увидели?
Ответы детей: (Зима, мохнатый лес, плывут седые облака, метелица стелиться. Воробушки жмутся к окну).
Воспитатель: Какое слово использует поэт, показывая лес?
Ответы детей: (Мохнатый).
Воспитатель: Как вы думаете, что значит слово мохнатый?
Ответы детей: (Снега очень много в лесу, деревья засыпаны пушистым снегом с густой растительностью).
Динамическая пауза
Наступило утро, солнышко проснулось,
И берёзки белые к солнцу потянулись. (Руки вверх, встать на носочки)
Поздоровались друг с дружкой, (Повороты, наклоны в сторону)
Наклонившись в сторону.
С солнцем поздоровались,
Радуясь новому дню. (Руки вверх, помахать ими)
Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Следующая загадка:
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла…
Ответы детей: (Весна)
7-8-9 слайд: (Весна.) Весной природа освобождается от снежных одежд и ледяных оков. Пробуждается весь растительный и животный мир. Весна – это чудесное и прекрасное время года. Давайте послушаем стихотворение С. А. Есенина «Наступление весны».
Читает ребёнок «Наступление весны»
Весна наступает,
Снег быстро тает,
И все оживает
С приходом ея!
Деревья оделись
Зеленой листвою,
Луг зеленеет,
Покрытый травою.
Поля зазеленели,
Ароматом дыша.
Цветы запестрели,
Птицы прилетели.
Лес оживился
Щебетанием,
Воздух наполнился
Благоуханием.
Воспитатель: В те времена любили хороводы, затевали игры. Хотели бы вы поводить хоровод? Становитесь в круг!
Хоровод-игра «Дрема»
Сидит Дрема на скамейке.
Сидит Дрема на скамейке. Да.
Вяжет Дрема, вяжет Дрема рукавицы.
Вяжет Дрема рукавицы. Пятый год.
Столь не вяжет, столь не вяжет, сколько дремлет.
Столь не вяжет, сколько дремлет. Спит.
Вставай Дрема, будет Дрема, дремать.
Полно, дрема, стыдно спать. Встань!
Гляди, Дрема, гляди Дрема, на народ.
Вставай, Дрема, в хоровод. Спляши!
(выполняется под музыкальное сопровождение)
Воспитатель: Продолжаем наше путешествие?
10 слайд: (Лето. Аудиозапись «Гляну в поле, гляну в небо» читает Рафаэль Клейнер.)
Изумрудные луга,
В небе – радуга-дуга.
Солнцем озеро согрето,
Всех зовет купаться … (лето)
Воспитатель: Правильно-лето. Послушайте стихи о лете С. А. Есенина «Гляну в поле, гляну в небо» читает Рафаэль Клейнер. (аудиозапись).
Воспитатель: Лето для детей –это пора игр и развлечений. Не одно лето не проходит без интересных русских народных игр! Я предлагаю вам поиграть в одну такую игру - «Гори Ясно».
Русская народная игра «Гори Ясно».
Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке.
Все дети идут вправо по кругу, водящий машет платочком.
Дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий скачет внутри круга. С окончанием музыки останавливается и встает перед двумя стоящими в кругу детьми.
Играющие хором поют считалочку:
«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Раз, два, три!»
На слова «Раз, два, три!» 3 раза хлопают в ладоши, а водящий взмахивает платком. После этого выбранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремиться прибежать первым, взять у водящего платочек и высоко поднять его. Игра повторяется 3 раза с новыми ведущими.
Заключительная часть:
Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу. Мы сегодня прочитали, послушали много стихов знаменитого русского поэта Сергея Есенина. С помощью его стихов о родной природе времена года получились еще более удивительными, красивыми.
Каждое время года по-своему прекрасно. А какое время года нравится вам? (Ответы детей).
Предлагаю вам вернуться в группу и нарисовать то время года, которое нравится вам больше всего.
Список литературы.
1. Путеводитель по истории России «Сергей Есенин голос русской души», учебное пособие; БИС Степанова М.А.;
2. Есенин С. Стихи Сборник. - М.: Детская литература,1985;
3. Знакомство детей с русским народным творчеством. Сборник. – Спб.:
Детствопресс, 2015.
4. Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду. Подготовительная к школе группа. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.