ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФОП ДО | Боровикова Полина Анатольевна. Работа №362517. Номер работы: №362517
В статье рассмотрены подходы к всестороннему развитию дошкольников в рамках реализации Федерального образовательного стандарта дошкольного образования (ФОП ДО). Описаны основные направления работы, принципы и задачи, обеспечивающие гармоничное развитие личности ребёнка. Приведены практические примеры организации образовательного процесса, направленного на формирование у дошкольников базовых компетенций.
Всестороннее развитие дошкольника в процессе реализации ФОП ДО
Боровикова Полина Анатольевна, воспитатель
МКДОУ № 16 «Ромашка»
г. Талица Свердловская область
Аннотация. В статье рассмотрены подходы к всестороннему развитию дошкольников в рамках реализации Федерального образовательного стандарта дошкольного образования (ФОП ДО). Описаны основные направления работы, принципы и задачи, обеспечивающие гармоничное развитие личности ребёнка. Приведены практические примеры организации образовательного процесса, направленного на формирование у дошкольников базовых компетенций.
Ключевые слова: ФОП ДО, всестороннее развитие, дошкольники, образовательная деятельность, личностное развитие, педагогика, компетенции.
Всестороннее развитие дошкольников — это одна из главных задач современного образования, которая реализуется в соответствии с Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования (ФОП ДО). Главная цель данного стандарта — создание условий для формирования гармонично развитой личности, способной активно познавать окружающий мир и адаптироваться в обществе. Реализация ФОП ДО предполагает интеграцию образовательных областей, что позволяет учитывать индивидуальные потребности каждого ребёнка, обеспечивая его физическое, интеллектуальное, социальное, эмоциональное и творческое развитие.
Одним из ключевых принципов ФОП ДО является личностно-ориентированный подход, который предполагает создание условий для раскрытия индивидуальных способностей ребёнка. Например, в рамках образовательной области «Познавательное развитие» воспитатель может организовать экспериментальную деятельность. Опыт с водой и песком, наблюдение за ростом растений или изучение сезонных изменений природы формируют у детей основы экологической грамотности, развивают мышление, внимание и интерес к исследовательской деятельности.
Особое место в процессе всестороннего развития занимает социально-коммуникативное развитие. Задача воспитателя — научить детей взаимодействовать со сверстниками, проявлять эмпатию, уважать чувства других. Для этого широко используются сюжетно-ролевые игры, такие как «Магазин», «Больница» или «Семья». В этих играх дети примеряют на себя различные роли, учатся работать в команде, решать конфликты, выражать свои эмоции. Например, в игре «Путешествие» дети вместе создают маршрут, выбирают роли (капитан, пассажиры) и обсуждают, как преодолеть воображаемые препятствия. Это развивает не только коммуникативные навыки, но и творческое мышление.
Физическое развитие также является важной составляющей всестороннего воспитания. Организация утренней гимнастики, спортивных игр и прогулок способствует укреплению здоровья детей, развитию координации движений, ловкости и выносливости. Воспитатель может проводить игры на свежем воздухе, такие как эстафеты или соревнования, которые развивают у детей стремление к достижениям и закладывают основы здорового образа жизни. Например, игра «Ловкие зайчики» помогает детям развивать быстроту и внимание, а также учит соблюдать правила.
Эмоциональное развитие дошкольников во многом связано с художественно-эстетической деятельностью. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией или музыкой способствуют формированию у детей творческих способностей, развитию чувства прекрасного, эмоциональной отзывчивости. Например, воспитатель может предложить детям нарисовать сказочных героев или придумать иллюстрации к любимым рассказам. Кроме того, организация театрализованных постановок помогает детям выражать свои эмоции, развивает речь и умение импровизировать.
Формирование у детей навыков самостоятельности и ответственности — ещё одно важное направление работы в рамках ФОП ДО. Для этого воспитатель организует занятия и поручения, направленные на развитие у детей способности принимать решения и справляться с бытовыми задачами. Например, дети могут участвовать в подготовке к празднику, помогая украсить группу, или самостоятельно выполнять простые задания: убрать игрушки, полить цветы. Такие действия формируют у детей чувство ответственности и уверенности в себе.
Реализация образовательных задач должна быть основана на принципе интеграции. Например, занятия могут сочетать элементы различных образовательных областей. В процессе подготовки к празднику осени дети не только учат стихи и песни, но и создают поделки из природных материалов, изучают сезонные изменения, учатся работать в коллективе. Это позволяет развивать у ребёнка комплекс навыков и умений.
Родители играют важную роль в реализации ФОП ДО. Воспитателю важно выстраивать партнёрские отношения с семьями воспитанников, вовлекая их в образовательный процесс. Например, можно предложить родителям участвовать в экологических акциях, мастер-классах или совместных экскурсиях. Это помогает создать единое пространство для развития ребёнка, где семья и детский сад работают в едином направлении.
Таким образом, всестороннее развитие дошкольников в процессе реализации ФОП ДО основывается на принципах интеграции, личностного подхода и учёта индивидуальных особенностей детей. Использование разнообразных форм и методов работы позволяет воспитать гармонично развитую личность, готовую к успешной адаптации в обществе и дальнейшему обучению. Важно помнить, что основа успешной реализации образовательных задач — это атмосфера уважения, доверия и сотрудничества, которую создаёт педагог в группе. Только в таких условиях ребёнок может раскрыть свои способности, ощутить радость познания и подготовиться к новым этапам жизни.
Список литературы
Абибуллаева
С.
С. Математическое развитие как важное направление развития детей дошкольного возраста / С. С.
Абибуллаева
. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 545-547. — URL:
https://moluch.ru/archive/415/91830/
Бочкова
Г. К.
Р
азвитие познавательной активности дошкольников через экспериментальную деятельность
// Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста».
2020. №10. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-poznavatelnoy-aktivnosti-doshkolnikov-cherez-eksperimentalnuyu-deyatelnost
Найденова Е.
А.,
Багирова
И.
А.,
Зембеля
И.
А., Васильева С.
О. Р
азвитие коммуникативных навыков и способностей у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру
// Обучение и воспитание: методики и практика.
2016. №29. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kommunikativnyh-navykov-i-sposobnostey-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-cherez-syuzhetno-rolevuyu-igru
Хурвалиева
Т
.
Л
.,
Абдужалилова
М
.
М
.
Эмоциональное
развитие
детей
дошкольного
возраста
// Academic research in educational sciences. 2024. №NUU Conference 1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-razvitie-detey-doshkolnogo-vozrasta