Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Всестороннее развитие дошкольников посредством театрализованной деятельности. | Четвернина Ирина Алексеевна. Работа №316216

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Дошкольное детство — это особый период развития ребёнка, становления общих способностей, необходимых в любом виде деятельности. Огромное значение для развития ребёнка имеет театрализованная деятельность. Участие в спектаклях, инсценировках, используемые на занятиях артикуляционные гимнастики, упражнения на развитие мелкой моторики рук (пальчиковая гимнастика); упражнения на развитие выразительной мимики, жеста, игры-драматизации способствуют всестороннему, гармоничному развитию ребенка. Театрализованная деятельность это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

Четвернина И.А. (Новокузнецк)

 

Дошкольное детство — это особый период развития ребёнка, становления общих способностей, необходимых в любом виде деятельности. Огромное значение для развития ребёнка имеет театрализованная деятельность. Участие в спектаклях, инсценировках, используемые на занятиях артикуляционные гимнастики, упражнения на развитие мелкой моторики рук (пальчиковая гимнастика); упражнения на развитие выразительной мимики, жеста, игры-драматизации способствуют всестороннему, гармоничному развитию ребенка. Работая со своими детьми, можем с уверенностью сказать, что театрализованная деятельность это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Театрализованная деятельность актуальна в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Речевое развитие. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Использует интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Обогащается активный и пассивный словарь дошкольников за счет «архаизмов» - названий костюмов, предметов быта, используемых в сказке (избушка, кокошник, сусеки, амбар, лапти). Дети начинают использовать в речи слова - признаки, слова - действия. Ребенок, слыша многократное повторение устойчивых выражений, таких как: «лисичка - сестричка», «волчок - серый бочок», «зайчишка-трусишка», не только быстрее запоминает слова, но более ярко, живо представляет себе их значение. Период дошкольного детства считается фундаментом для дальнейшего развития всех сторон речи.

Социальное развитие. Ребёнок учится «быть в мире с собой», учится практическому владению выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) - средствами человеческого общения, развивать чувства понимания и потребности в общении, учится анализировать собственное поведение, что способствуют лучшему взаимопониманию и общению более раскрепощенному, без стеснения. Герои наделяются человеческими качествами и отношениями, позволяя дать оценку всевозможным жизненным ситуациям. Как поступить в конкретном случае, как отреагировать на определённое событие? Поступки героев сказки являются примером модели поведения человека в реальности. Ответы на подобные вопросы необходимы для социального развития человека. Таким образом, у ребёнка развиваются мыслительные процессы и формируются правильные жизненные и моральные установки. Рассказывая сказку, участвуя в диалоге, дети изображают зайчика, который очень добр, доверчив, которого легко обманывают. Общается он, например, с волком и боится его, голосок дрожит. А волк, конечно сильный, и голос у него грубый, поднимает руки, пугает зайчика. Ребёнок в роли лисы показывает голосом, мимикой, жестами, какая лиса мягкая, хитрая и мы понимаем, что лисе нельзя доверять, нельзя рассказывать ей свои секреты. Увлекаясь ролью, ребенок старается, забывая о том, что он стеснялся, боялся рассказывать, а потом чувствует, как он «вырос», что он смог. И дальше уже осознанно идет на контакт со сверстниками и взрослыми.

Познавательное развитие. Наблюдение за явлениями природы, закрепление знаний признаков времен года, наблюдение за животными и их поведением помогают детям передавать образ в постановке. Дети учатся представлять действительность, в которой они находятся, играя спектакль, инсценировку. Обучаются умению планировать свои действия, чтобы роль была сыграна достойно. Развивается память, воображение. Например, во время постановки спектакля обращаем внимание детей на то, что сказка «Заюшкина избушка» начинается в зимнее время года, а потом называем признаки весны, что в природе происходит? Снег тает и ледяная избушка лисы тоже, почему? Солнышко пригревает сильнее, по-весеннему. Также в сказке «Теремок». «Стоит в поле терем-теремок» - спрашиваем: «В какое время года происходит действие?» Дети отвечают, что летом. Каждый представляет по своему поле, в котором терем стоит.

Художественно-эстетическое развитие. Приобщаем детей к художественной литературе, создаём художественные образы. Самым первым, с чем знакомим детей в художественной литературе — это русская народная сказка, и фольклор, потом уже стихи и рассказы. Дети дошкольного возраста обладают большими возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства, которое заставляет волноваться, сопереживать персонажам и событиям. Театральная деятельность является источником чувств, переживаний эмоциональных открытий. Музыкальное сопровождение к спектаклям помогает создать сказочную обстановку, точнее выразить характер героев.

В сфере развития движений - учимся согласовывать действия с сопровождающей их речью, развивать умения воплощать в творческом движении настроение, характер, и процесс развития образа. В нашей группе один раз в неделю проводим театральный кружок «Теремок». Включаем во все режимные моменты упражнения для разучивания сказок, потешек, загадок и др. При разучивании текста берем роль одного персонажа и рассматриваем его манеры, интонации, движения, а также согласовываем движения с речью. Ребёнок в этот момент учится раскрываться, раскрепощаться, используя разную эмоциональную окраску (радость, грусть), развивать психофизические способности (мимику, жесты).

Взаимоотношения с взрослыми: учим уважению, пониманию семейных ценностей. Например, в инсценировке «Про Зайчика».

На сцене появляется мама зайчиха в фартуке, подметает пол, напевая весёлую песенку. На кресле сидит зайчонок, щурша фантиками.

Зайчиха (устало выдыхает):

- Уффф. (ласково) Милый, маленький сынок! Ты помочь хотя бы мог.

Зайчик (капризно):

- Не хочу! Не буду я! (отворачивается, "дует" губы)

Зайчиха уходит. Зайчонок оглядывается по сторонам, с хитрым видом берёт телефон, играет в него. Заходит зайчиха, с авоськой и монетками.

Зайчиха:

- На базар сынок сходи, и морковки мне купи. Папа будет очень поздно, супчик нужно мне готовить (отдает авоську и монетки)

Зайчик (протяжно):

- Ну ладно (неохотно берёт авоську и деньги)

Зайчиха:

- По тропиночке иди, и с тропинки не сходи (шепотом, пугающе)

За горою волк живет. Малышей зайчат он ждет. Не успеешь и моргнуть попадёшь ты к Волку в суп!

Конечно, зайчик не послушался маму и поэтому попался волку. Но всё заканчивается хорошо и зайчик понимает, что роднее мамы и папы нет никого. Теперь он слушает родителей. Стал он маме и папе помогать.

Знания, полученные детьми на занятиях, дадут им представление об искусстве человеческих взаимоотношений. Они приобретут навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего
наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.

Для хорошего достижения результата в группе необходимо создать условия, которые будут способствовать творческому развитию детей. Изготавливаются ширмы, костюмы, маски, шапочки. Здесь можно использовать знания и умения родителей.
Проводим консультации, беседы с родителями, и они помогают в изготовлении декораций, дома в семейной обстановке проводят мини спектакли, учат и закрепляют роли, которые дети играют. Обязательно читают сказки, и обсуждают сюжет, для того чтобы ребёнок понял, что сюжет сказки может повториться в жизни: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»

Для того чтобы ребёнок развивался всесторонне нужно подходить к реализации поставленной цели: формирование и совершенствование коммуникативных умений и навыков детей через вовлечение их в театральную деятельность.

ЛИТЕРАТУРА:

Развитие речи детей 3-5 лет. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 192с. - (Развиваем речь).146

Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражнения, сценарии. / - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 128 с.

Бартковский А.И., Лыкова И.А. Кукольный театр в детском саду, начальной школе и семье. — М.: 2013. - 144 с.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×