ВСОКО как средство мониторинга образовательных достижений младших школьников | Тарханова Екатерина Викторовна. Работа №317335
Аннотация: В статье раскрывается актуальность и анализируется преимущество внутренней системы оценки качества образования. Выделены главные направления оценки и предложены мероприятия в контексте организации внутренней системы оценки качества образования.
Ключевые слова: система оценивания, образовательные достижения, внутренняя система оценки качества образования, мониторинг.
Вопрос об оценке качества образования актуален на сегодняшний день для всей системы образования Российской Федерации. Системные изменения, имеющие место в структуре образования на федеральном и региональном уровнях, нацелены на обеспечение необходимого уровня качества образования, улучшение принципов оценки качества в контексте требований социума. Следовательно, организация оценки качества образования является социально-педагогической задачей в современной школе, на решение которой оказывает всё больше растущая интеллектуализация производства, возникновение рынка образовательных услуг, совершенствование информатизации образовательного процесса
Внутренняя система оценки качества образования как средство мониторинга образовательных достижений младших школьников в современной школе
Тарханова Е.В., магистрантка профиля «Менеджмент в образовании»
Института психологии и педагогики СахГУ, г.Южно-Сахалинск
Румянцева Л.Н., научный руководитель, к пед.н., доцент Института психологии и педагогики СахГУ
Аннотация: В статье раскрывается актуальность и анализируется преимущество внутренней системы оценки качества образования. Выделены главные направления оценки и предложены мероприятия в контексте организации внутренней системы оценки качества образования.
Ключевые слова: система оценивания, образовательные достижения, внутренняя система оценки качества образования, мониторинг.
Вопрос об оценке качества образования актуален на сегодняшний день для всей системы образования Российской Федерации. Системные изменения, имеющие место в структуре образования на федеральном и региональном уровнях, нацелены на обеспечение необходимого уровня качества образования, улучшение принципов оценки качества в контексте требований социума. Следовательно, организация оценки качества образования является социально-педагогической задачей в современной школе, на решение которой оказывает всё больше растущая интеллектуализация производства, возникновение рынка образовательных услуг, совершенствование информатизации образовательного процесса [1, С.13]
Проведение оценивания качества образования является оценкой уровня образовательных достижений учеников и оценку качества непосредственно образовательного процесса. [1, С. 14]
Качественное образование подразумевает интегральную характеристику достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Как главные направления оценки качества образования выделяются следующие:
- проведение оценивания уровня образовательных достижений обучающихся, который достигнут на конечную аттестацию или для осуществления перехода на следующий уровень обучения;
- определение соответствия образования стандарту на всех уровнях обучения, проводимое в рамках мониторинговых исследований;
- разработка системы измерителей для всех пользователей, которая обеспечивает эффективное выполнение оценки качества образования.
Можно выделить следующие процессы в структуре оценки качества образования в современной школе:
- образовательный, воспитательный, методический процессы, к которым добавляется социально-психологическое сопровождение;
- проверка и мониторинг образовательных достижений [4, С. 123].
Чтобы провести проверку качества образования осуществляется сбор информации о том, в каком состоянии находится образовательный процесс и какие присутствуют факторы, которые могут оказывать на него положительное или отрицательное воздействие. В содержание такой проверки входят педагогические и психологические способы. Оба способа проверки содержат в себе определённое число процедур, в которых должны применяться стандартные методики.
Педагогическая проверка производится для того, чтобы получить информацию об уровне качества образовательной и воспитательной работы в образовательной организации. Наиболее часто используется письменная контрольная работа, сочинение, практическая работа и другие подобные формы. Необходимо также учитывать, что проверка образовательных достижений разделена на четыре этапа – исходный, текущий, промежуточный и итоговый. Проверка исходного уровня осуществляется в период начала учебного года с применением комплексной работы по предметам. Проверка текущего уровня знаний и умений осуществляется после проведения всех занятий по каждой конкретной теме с применением стандартизированных тестов или других способов контроля. Проверка знаний и умений учеников на итоговом этапе работы проводится с помощью анализа, который осуществляется в соответствии с планируемыми результатами. Такая проверка предоставляет возможность увидеть качественные индикаторы уровня предметных достижений, знаний и умений в соответствии с каждым критерием и параметром содержания образования в контексте учебного предмета. При этом, показатели итоговой проверки дают возможность проанализировать те параметры, по которым ученики уже обучены или обучены в недостаточной степени, а также если находятся на очень низком уровне, либо вообще отсутствуют. Базируясь на подобном анализе, разрабатывается программа тех действий, которые должны быть осуществлены учителями и администрацией, психологом – программа по осуществлению коррекционно-развивающей работы, построение индивидуального маршрута. [3, С. 98]
Проверка итогового уровня знаний и умений учеников проводится один раз в период окончания учебного года. Подбор заданий к ней осуществляется с учетом результатов текущей проверки. В данные работы традиционно входят вопросы для проверки базовых знаний и те задания, с которыми ученикам не удалось справиться во время текущей проверки.
Перманентная проверка уровня образовательных достижений школьника даёт возможность проводить соотношение индикаторов качества обученности каждого ученика в динамике, следя за динамикой развития ребенка. Подобное сравнение позволяет процессу обучения стать личностно-ориентированным и в большей степени гуманным.
Одновременно с этим, собранные данные дают возможность осуществлять мониторинг деятельности каждого преподавателя и всей школы в целом [2, С.219]
Та информация, которая была получена по окончанию внутренней системы оценки, подвергается анализу и рассматривается в контексте трёх направлений:
- уровень качества образования каждого обучающегося;
- как каждый из педагогов обеспечивает должный уровень качества развития обучающегося;
- уровень качества образовательных достижений в определённом классе, на параллели, среди всей образовательной организации.
По итогам проведения всех видов проверки ученику предоставляются рекомендации касательно коррекции и развития, если в этом есть необходимость.
Основываясь на итогах мониторинга, менеджер имеет возможность осуществить сравнение качества обучения в каждом отдельном классе, по каждому предмету со средними показателями по школе. Соотношение показателей, полученных в итоге проверки, даёт возможность определить факторы, которые оказывают воздействие на качество образования, и принять адекватное решение касательно ликвидации недочётов в обучении и формированию условий для улучшения образовательной среды в школе [3, С.100]. Такими факторами могут быть: квалификация педагогов, учебный план, выбранные педагогические технологии, наличие или отсутствие методического обеспечения, материальная база и т.д.
Чтобы продуктивно ввести внутреннюю систему оценки качества образования требуется проводить следующие мероприятия:
- выявление цели деятельности школы, цели преподавания по каждому предмету и образовательной сферы;
- анализ в области влияния образовательной организации, спрос на необходимость инфраструктуры в содержании обучения обучающихся, формирование, согласованное с задачами учебного плана школы, образовательных программ;
- перманентный анализ запросов на образование обучающихся, родителей, педагогов и анализ удовлетворённости качеством образования;
- формирование системы текущей и итоговой проверки проведения и результата образовательного процесса;
- улучшение системы сбора данных, информационных потоков, обработки и анализа информации, принятия согласно им управленческих решений;
- создание творческих групп педагогов;
- обеспечение связей внутри организации, так и партнерами;
- согласование программ с потребителями [3, С. 10]
Создание внутренней системы оценки качества образования на базе современной школы является средством, с помощью которого обучающиеся не только приобретают необходимый уровень предметных результатов в соответствии с ФГОС, но и наиболее подходящий индивидуальный для каждого школьника уровень образования, отражающийся в его качестве. [3, С.102]
Список использованных источников
1.Дрозд К. В. Актуальные вопросы педагогики и образования. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 266 с.
2.Руденко А. М. Основы педагогики и психологии. Учебник. М.: Феникс, 2018. 384 с
3.Суртаева Н. Н. Педагогика. педагогические технологии. Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2019. 250 с.
4.Кроль В.М. Педагогика: Учебное пособие М.: Риор, 2018. 290 c.