Встреча с писателем как путь в развитии чтения | Мой кабинет. Работа №344200
Личные встречи с писателем являются прекрасным мотиватором для развития у обучающихся любви к чтению.
Мотивацию надо специально формировать, развивать стимулировать.
Вот встреча с писателем в школе и стала переживанием, эмоционально-психологическим компонентом деятельности обучающихся
Русина С.С. ( г.Екатеринбург)
Встреча с писателем как потенциал в развитии интереса к чтению
Пусть читают, а потом разберутся…
М.Горький «Детство»
«Ребята, я пришла к вам на встречу, чтобы вы увидели живого писателя, который и книги пишет, и ваш современник, я не из учебника литературы» С этих слов начала встречу с учениками 6х классов лицея №180 г.Екатеринбурга лауреат премии Крапивина Виктория Ледерман
Действительно, на уроках литературы, на уроках эстетического и гуманистического освоения жизни, о писателях с детьми чаще говорим в прошедшем времени. И вот живой писатель.
Почему эта встреча побудила ребят к чтению?
Мотивация обучения – основное условие успешности обучения
Что побуждает школьников учиться? Почему школьники, имеющие одинаковые условия обучения, учатся с различной эффективностью? Что надо сделать, чтобы школьники учились лучше? Все эти вопросы связаны с проблемой мотивации
Мотивация – одна из сложнейших педагогических проблем. Мотив (от лат )- приводить в движение, толкать; побуждение к деятельности, связанной с удовлетворением потребностей. Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, факторы (внешние и внутренние), влияющие на активность или пассивность поведения. Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Мотивацию надо специально формировать, развивать стимулировать.
Вот встреча с писателем и стала переживанием, эмоционально-психологическим компонентом деятельности.
Первое, что нужно было сделать, - это быстро прочитать книгу.
Понятно, что не все успеют прочитать, а некоторые и не будут, потому что не любят, потому что скорость чтения низкая… Так быстро организовали краткосрочный проект «Встреча с писателем Виктория Лейдерман».
1 этап - определили сюжетную ситуацию, определили цели и задачи
2 этап –спланировали деятельность, разбились на группы:
1.Группа читающих.
2.Группа надежных детей, которые должны подготовить информацию о писательнице.
3.Группа журналистов. Повторить жанр интервью, подготовить вопросы для писательницы. Отбирать самые интересные. У нас нет риторики, поэтому была проведена консультация «Виды вопросов». Назначить фотокорреспондентов.
5. Организационная группа должна была подготовить актовый зал, оформить сцену, подключить микрофоны. Встретить Викторию Ледерман, купить цветы. Так в работу включились и родители.
3 этап - Встреча с писательницей
4. этап - Рефлексия.
Каждому нашлось дело по душе.
Несколько слов о Виктории Ледерман.
Виктория Ледерман — преподаватель английского и французского языка из Самары. Она считает себя заядлой путешественницей, потому и выбор места действия не стал проблемой: Юг России ей хорошо знаком. Фантастическая повесть (или даже «городское фэнтези») «Календарь ма(й)я»- её первая опубликованная работа, сразу удостоенная специального приза детского жюри конкурса им. В. Крапивина (2014).Дата рождения: 26 .02 1970 (47 лет)
Краткое содержание
Календарь ма(й)я" Виктория Ледерман Книга нам рассказывает о том, что археологи внезапно откопали древнюю стену со следами ранней письменности племен майя. И вот, на место раскопок, с экскурсией отправляется 6 "А" класс. У нас есть трое ребят, которые держатся обособленно, ни с кем не дружат и ведут себя весьма враждебно. Глеб - невысокий лохматый паренек, мать у которого умерла, отец военный. Они вдвоем с отцом все время переезжают, из-за чего парень не может завести друзей, а тут еще у отца появилась девушка. Глеб чувствует себя лишним, брошенным, ненужным. Лена, высокая и нескладная, в свои 13 лет тянет всю семью. Отец в тюрьме, мать в больнице, а у неё четверо младших братьев и сестра. Лене приходится работать, каждый день, после школы, она моет подъезды и убирает в салоне красоты, а вернувшись домой, до поздней ночи убирается, готовит, занимается с детьми. Юра Карасев, полный, скромный мальчик, отличник и шахматист. Из-за внешности и тихого характера в классе над ним издеваются и смеются. У Юры недавно умер дедушка, самый близкий ему человек, из-за чего мальчик очень страдает. И вот эти трое ребят, во время экскурсии, оказываются одни в яме с древней стеной. И Глеб, решив запечатлеть свое имя в истории, царапает на стене, рядом с письменами майя, число 23. 05. 2013. Проснувшись на следующий день, ребята обнаруживают, что оказались в позавчерашнем дне, в 22 мая. Каким-то образом их календарь начал обратный отсчет. День за днем они проживают "назад" 21 мая, 20, 19.. отчаянно пытаясь понять, как им вернуться в свое время и как спастись. Книга о путешествиях во времени, о приключениях, о том, как трое врагов могут стать друзьями оказавшись "в одной лодке". О том, что если человек плохо поступает, еще не значит, что он плохой. Может быть он просто одинокий, несчастный. Как говорится, не стоит судить о людях, если не знаешь их хорошо. Мне понравилось, как герои менялись за время повествования. Казалось бы, колючий и враждебный эгоист, бросается на помощь, начинает поддерживать других и защищать. Слабый и трусливый, становится сильным и смелым, зная, что от него зависит судьба родных и друзей. В книге говорится о том, что нет ничего важнее семьи и близких людей. Как важно уметь признавать свои ошибки, просить прощения, и как важно уметь прощать.
Произведение Виктории Ледерман вызывало у учеников живой отклик.
В повести заключен высокий нравственный смысл, судьба ровесников вызывает интерес, волнует души подростков.
Н.Л.Лейдерман в книге «Уроки для души» отмечал, что художественная литература даёт возможность постичь себя в себе, в другом себя, писатели выявляют силы, которые «влияют на формирование духовного мира ребёнка: семейный лад, опыт дедов и отцов, дворовое товарищество, школа как особая «Вселенная», общие беды и их преодоление, мир культуры, встречи с природой…».
Литературное произведение, действительно стало «хранилищем» духовных ценностей и для кого-то принятием нравственных норм и превращение их в личные убеждения.
Вопросы, которые задавали дети, можно разделить на несколько групп.
1.Вопросы, связанные с содержанием книги.
- Были ли у героев прототипы, у Вас были такие ученики?
- Почему фантастический сюжет?
- Кто из героев книг Вам нравится больше?
- Будет ли продолжение у книги?
- Планируете ли вы экранизировать вашу книгу?
- Чем с Вашей точки зрения экранизация отличается от содержания книги?
2. О писательском труде?
- Как удается придумать приключения?
- Как Вы придумываете героев?
- Как Вам удается писать так, что юмор просто «потрясающий»?
- Как вы стали писателем?
- Как написали свою первую книгу?
- Какие произведения ещё написали?
- Легко ли придумывать произведения?
- Как Вы понимаете, что у Вас сочиняется книга?
- Что нужно сделать, чтобы стать писателем?
- Как складывается рабочий день писателя?
3.Вопросы, связанные с биографией Виктории Ледерман?
- Как Вы учились в школе?
- Какие предметы вы больше всего любили? Помните своих одноклассников?
- Какие книги читали в детстве?
- Какую музыку слушали? А сейчас у Вас изменились интересы?
- С кем из писателей Вы дружите?
4.Вопросы, связанные с миропониманием
- Что Вы цените в людях?
- Верите ли вы в то, что литература может изменить мир, если да, то почему?
- Что вы цените в людях больше всего?
- Были ли в Вашей жизни переломные моменты?
- Что помогает, а что мешает Вам в жизни?
- В любом деле есть сложные моменты, а какие были у Вас?
- Кому Вы больше доверяете, взрослым или детям?
- Есть ли способности, которых у Вас нет и которыми Вы хотели бы обладать?
По задаваемым вопросам можем определить круг интересов учащихся, их отношение к содержанию книги, к процессу творчества. Те, кто прочитали книгу, взяли автографы у автора, сфотографировались с Викторией Ледерман. Вот несколько высказываний.
Дмитрий Т. «Мне очень понравился юмор. Глеб похож на моего одноклассника…»
Вова Г. « Мне понравилось, что дети, которые совершенно не дружили, объединились, стали близкими людьми»
Миша Х « Волновался, что герои не смогут вернуться домой, как же их родные? Здорово, что детям помогли взрослые».
Ваня Т. «Мне больше всего понравилось, как дети пытались объяснить взрослым, что время идет назад, а не вперёд, их не понимали, и получалось два мира».
Катя Б. «Посоветую маме прочитать книгу, думаю, ей понравится. Она всегда говорит, что одноклассники должны помогать друг другу, как я это сейчас понимаю…»
Диана П. «Какое интересное название у книги! Больше всех мне жаль Юру, как он страдает…»
Маша Ю «Я первый раз в жизни присутствовала на встрече с писателем. Как здорово, книгу обязательно прочту».
Те, кто наблюдали, слушали, конечно же, прочитают. Книга с автографом подарена в школьную библиотеку.
Можно сказать, что побуждение к чтению состоялось, и от первых впечатлений можно переходить к осмысленному, проблемному анализу художественного текста. Что такое дружба? Взаимоотношения взрослых и детей. Можно ли простить? Что важнее красота внешняя или внутренняя? Как пережить потерю близкого человека? Можно ли повернуть историю вспять? …И ещё другие проблемы, которые волнуют современного школьника. «Живой писатель… ищет живого читателя. Живой читатель – это тот, кто ловит в слове писателя не только отвлеченную мысль, но и звук живого голоса, но живому читателю надо учиться чтению».[2, с.684]
Литература
1.Н.В.Барковская.Анализ литературного произведения в школе, Екатеринбург, 2004.
2 А.Белый. Проблемы творчества – сост. С.С. Лесневский, А.А.Михайлов. – М., 1988.
3.Формирование универсальных учебных действий в основной школе:от действия к мысли. Под ред. А.Г.Асмолова.-М..2010.
4.Литература5-11кассы проектная деятельность учащихся.-Сост.Г.В.Цветкова.Волгоград,2011
5.В.Ледерман. Календарь Ма(й)я.-М. 2016
Аннотация. Учитель предлагает интересный проект, в котором представлена внеклассная работа, а также демонстрирует возможности системно-деятельностного подхода в преподавании литературы.