Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

В.В. Бианки «Сова». Открытый урок 2 класс. | Мой кабинет. Работа №340109

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Цели урока:

1.       Продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки: познакомить с содержанием сказки «Сова»; дать понятие о новом литературном жанре «сказки-несказки – познавательная сказка», закрепить знания об особенностях сказок.

2.       Развивать речь учащихся, мышление, навыки выразительного и осознанного чтения, умение анализировать поступки героев.

3.       Воспитывать бережное отношение к природе, желание жить в содружестве с природой.

Ход урока

1.       Организационный момент. Создание психологической обстановки.

Литературное чтение 2 класс

Тема: В.В. Бианки «Сова»

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

Продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки: познакомить с содержанием сказки «Сова»; дать понятие о новом литературном жанре «сказки-несказки – познавательная сказка», закрепить знания об особенностях сказок.

Развивать речь учащихся, мышление, навыки выразительного и осознанного чтения, умение анализировать поступки героев.

Воспитывать бережное отношение к природе, желание жить в содружестве с природой.

Ход урока

Организационный момент. Создание психологической обстановки.

Приветствие.

- Добрый день, дорогие ребята! Меня зовут Валентина Сергеевна. И сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

- Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись мне.  А когда человеку хочется улыбаться? (Когда у него все хорошо, настроение хорошее.)  Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение.

2. Речевая разминка.

-  Итак, речевая разминка.

- Прочитайте  это стихотворение все вместе.

- А теперь, 1 ряд – читает стихотворение  с радостью, 2 ряд – с грустью,  3 ряд - с удивлением.

Молодцы!

Повсюду: в лесу, на полянке,

В реке, на болоте, в полях -

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

3. Актуализация знаний.

- Фамилия какого писателя встретилась вам в этом стихотворении? Что вы можете о нем рассказать?

Виталий Валентинович Бианки вырос в семье известного ученого. Учился в Петербургском университете. Много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Для маленьких читателей написал около 300 произведений о природе, героями которых являются звери, птицы, растения.

  ( Когда В.В.Бианки был такого же возраста как и вы, он часто гулял по лесу вместе с отцом, который учил узнавать мальчика каждую травинку, каждую птицу и зверюшку. Звери и птицы даже  жили у В.В. Бианки дома.)

- А какие произведения Бианки  вы уже читали? («Музыкант»)

- Чему учат его произведения? (Учат детей и взрослых бережно относиться к природе, любить ее).

4. Самоопределение к деятельности.

- Сегодня на уроке вы познакомитесь с еще одним произведением этого замечательного писателя. А как оно называется, вы узнаете, отгадав загадку.

Всю ночь летает - мышей добывает.                    

А станет светло - спать летит в дупло. (Сова)

5. Беседа о сове.

- Ребята, что вы знаете о сове?

Сообщение о сове.

 Совершенно верно.

Сова — ночная хищная птица. Живет в лесу. Охотится ночью, на мелких грызунов.

«А вы знаете?», что

С давних пор сова считалась символом мудрости и знаний. У древних греков она была священной птицей богини мудрости Афины.

Во многих местностях России к сове относились радушно. В сказках ее звали «совушкой-вдовушкой», белокурой, разумной головушкой.

В книгах  о Гарри Поттере совы используются как средство связи между волшебниками (совиная почта).

Совами (иногда слово используют в переносном значении) также называют людей, которые привыкли поздно вставать.

Интересно!

- А сейчас откройте учебник (на стр.146) и прочитайте название произведения, с которым вы познакомитесь на уроке. Как оно называется?

- Ребята, а  какая нам предстоит работа? Что будем делать? А еще? (Будем читать произведение, отвечать на вопросы к тексту, будем учиться анализировать текст, высказывать своё отношение к прочитанному, пересказывать.) А еще составлять цепочку взаимосвязей, работать с текстом и пословицами.  

Чтение текста учителем и детьми.

- Ребята, сейчас мы будем с вами читать это произведение. Сначала буду читать я, а потом вы по цепочке (по 1 предложению). Поставьте пальчик на строчку и будьте очень внимательны.

- Понравилось ли вам это произведение?

- Назовите главных героев. (Старик и Сова)

- Ребята, а почему это произведение В.В. Бианки  назвал «Сова»? (В нем рассказывается о пользе совы)

- Можно ли ему дать другое название? Какое? (Как старик нарушил равновесие в природе.  Природное равновесие.) Почему?

Знакомство с новым литературным жанром «познавательная сказка».

 

- Ребята, сказку или рассказ мы прочитали? (Это сказка, так как  звери разговаривают, с ними происходят приключения.)

- А ещё В.В. Бианки называл свои истории «сказки – несказки», так как они содержат много  достоверного и правдивого  материала о природе.  А сведения, из которых мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называются познавательными. Таким образом, В.В.  Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку.

Анализ произведения. 

- А сейчас, ребята, мы  немного поиграем – и узнаем кто в классе самый внимательный.  Приготовились. Кто помнит:

- Как обратилась Сова к старику? (Она назвала его другом.)

- Что он ей ответил. (Я тебе не друг.)

- Почему Сова рассердилась на старика? (Старик ее прогнал.)

- Что же произошло, когда она перестала летать на луг? (На лугу появилось много мышей.)

- Что стали делать мыши на лугу? (Стали разорять шмелиные гнезда.)

- Какую пользу шмели  приносят лугу? (Цветень с цветка на цветок переносят.)

- Что произошло с клевером на лугу? (Клевер перестал родиться.) На ком это отразилось? (На корове, молоко стало жиже.)

- Что нужно корове для того, чтобы ее молоко было жирным, вкусным? (Питательный клевер.) 

- Найдите  и выразительно прочитайте три предупреждения совы.

1 ряд - стр. 147, 2 ряд - стр.148 начало, 3 ряд – стр.148 середина.

Гляди, как бы худа не вышло: мыши-то, говорят, на охоту пошли.

Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись.

Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок разносить.

 - Что отвечал старик на предупреждения совы? (А, пускай идут, пускай летят… Он не задумывался о последствиях.)

- Когда он понял свою ошибку? (Когда ему нечем стало чай белить.) Что он сделал? (Пошел просить у совы прощения.)

- Простила старика сова? (Простила, т.к. ей нужно было питаться.)

?! Анализ своей деятельности.

8. Закрепление.

Построение «Цепочки взаимосвязи»

 и объяснение значения каждого звена в этой цепочке.             

ВРЕМЯ 2 МИН!

- Ребята, подумайте: какая связь между чаем с молоком и совой? (Выслушиваются ответы учащихся.) Через сказку В.В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к ней зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества. - Самостоятельная работа.

Карточка с деформированным  текстом.  Работа в паре. (стр.149)   ВРЕМЯ 2 МИН!

- А сейчас немножко поработаем самостоятельно, отрывок из сказки, в котором пропущены слова. Вам нужно их вставить.

Ученики читают по 1 предложению 

Простила Сова ______________, вылезла из дупла, полетела на луг ______________ пугать. Мыши со страху попрятались в __________________.  ______________ загудели над лугом, принялись с цветка на цветок  летать. _________ красный стал на лугу наливаться.

(Старика, мышей, норы, шмели, клевер)

Работа с пословицами.

- Очень часто писатели прячут главную мысль в пословицах

- Ребята, а какую из этих пословиц вы встретили в тексте? Объясните ее значение. Как вы думаете, можно ли эту пословицу назвать главной мыслью произведения?

С тем не бранись, кому будешь кланяться.

Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

Чем дальше в лес, тем больше дров.

(Любое дело нужно делать вместе, дружно, тогда и толк будет.)

- Ребята, давайте вернемся к нашей сове. Всю ли работу мы выполнили?

9. Итог урока.

- Ребята, а как вы думаете, что хотел сказать автор своим произведением?

- Кто из героев нравится ему больше и  почему: Сова или Старик? (Сова, она понимает связи в природе, понимает, что они со Стариком друзья.)

- Чему учит эта сказка? (Сказка учит любить природу; не обижать животных; автор показывает связи между животными, между животными и растениями, между человеком и природой; надо исправлять свои ошибки.)

 Домашнее задание 

Подготовь выразительное чтение отрывка и  нарисуй к нему иллюстрацию.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×