В.В. Бианки «Сова». Открытый урок 2 класс. | Мой кабинет. Работа №340109
Цели урока:
1. Продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки: познакомить с содержанием сказки «Сова»; дать понятие о новом литературном жанре «сказки-несказки – познавательная сказка», закрепить знания об особенностях сказок.
2. Развивать речь учащихся, мышление, навыки выразительного и осознанного чтения, умение анализировать поступки героев.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, желание жить в содружестве с природой.
Ход урока
1. Организационный момент. Создание психологической обстановки.
Литературное чтение 2 класс
Тема: В.В. Бианки «Сова»
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
Продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки: познакомить с содержанием сказки «Сова»; дать понятие о новом литературном жанре «сказки-несказки – познавательная сказка», закрепить знания об особенностях сказок.
Развивать речь учащихся, мышление, навыки выразительного и осознанного чтения, умение анализировать поступки героев.
Воспитывать бережное отношение к природе, желание жить в содружестве с природой.
Ход урока
Организационный момент. Создание психологической обстановки.
Приветствие.
- Добрый день, дорогие ребята! Меня зовут Валентина Сергеевна. И сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.
- Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись мне. А когда человеку хочется улыбаться? (Когда у него все хорошо, настроение хорошее.) Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение.
2. Речевая разминка.
- Итак, речевая разминка.
- Прочитайте это стихотворение все вместе.
- А теперь, 1 ряд – читает стихотворение с радостью, 2 ряд – с грустью, 3 ряд - с удивлением.
Молодцы!
Повсюду: в лесу, на полянке,
В реке, на болоте, в полях -
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
3. Актуализация знаний.
- Фамилия какого писателя встретилась вам в этом стихотворении? Что вы можете о нем рассказать?
Виталий Валентинович Бианки вырос в семье известного ученого. Учился в Петербургском университете. Много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Для маленьких читателей написал около 300 произведений о природе, героями которых являются звери, птицы, растения.
( Когда В.В.Бианки был такого же возраста как и вы, он часто гулял по лесу вместе с отцом, который учил узнавать мальчика каждую травинку, каждую птицу и зверюшку. Звери и птицы даже жили у В.В. Бианки дома.)
- А какие произведения Бианки вы уже читали? («Музыкант»)
- Чему учат его произведения? (Учат детей и взрослых бережно относиться к природе, любить ее).
4. Самоопределение к деятельности.
- Сегодня на уроке вы познакомитесь с еще одним произведением этого замечательного писателя. А как оно называется, вы узнаете, отгадав загадку.
Всю ночь летает - мышей добывает.
А станет светло - спать летит в дупло. (Сова)
5. Беседа о сове.
- Ребята, что вы знаете о сове?
Сообщение о сове.
Совершенно верно.
Сова — ночная хищная птица. Живет в лесу. Охотится ночью, на мелких грызунов.
«А вы знаете?», что
С давних пор сова считалась символом мудрости и знаний. У древних греков она была священной птицей богини мудрости Афины.
Во многих местностях России к сове относились радушно. В сказках ее звали «совушкой-вдовушкой», белокурой, разумной головушкой.
В книгах о Гарри Поттере совы используются как средство связи между волшебниками (совиная почта).
Совами (иногда слово используют в переносном значении) также называют людей, которые привыкли поздно вставать.
Интересно!
- А сейчас откройте учебник (на стр.146) и прочитайте название произведения, с которым вы познакомитесь на уроке. Как оно называется?
- Ребята, а какая нам предстоит работа? Что будем делать? А еще? (Будем читать произведение, отвечать на вопросы к тексту, будем учиться анализировать текст, высказывать своё отношение к прочитанному, пересказывать.) А еще составлять цепочку взаимосвязей, работать с текстом и пословицами.
Чтение текста учителем и детьми.
- Ребята, сейчас мы будем с вами читать это произведение. Сначала буду читать я, а потом вы по цепочке (по 1 предложению). Поставьте пальчик на строчку и будьте очень внимательны.
- Понравилось ли вам это произведение?
- Назовите главных героев. (Старик и Сова)
- Ребята, а почему это произведение В.В. Бианки назвал «Сова»? (В нем рассказывается о пользе совы)
- Можно ли ему дать другое название? Какое? (Как старик нарушил равновесие в природе. Природное равновесие.) Почему?
Знакомство с новым литературным жанром «познавательная сказка».
- Ребята, сказку или рассказ мы прочитали? (Это сказка, так как звери разговаривают, с ними происходят приключения.)
- А ещё В.В. Бианки называл свои истории «сказки – несказки», так как они содержат много достоверного и правдивого материала о природе. А сведения, из которых мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называются познавательными. Таким образом, В.В. Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку.
Анализ произведения.
- А сейчас, ребята, мы немного поиграем – и узнаем кто в классе самый внимательный. Приготовились. Кто помнит:
- Как обратилась Сова к старику? (Она назвала его другом.)
- Что он ей ответил. (Я тебе не друг.)
- Почему Сова рассердилась на старика? (Старик ее прогнал.)
- Что же произошло, когда она перестала летать на луг? (На лугу появилось много мышей.)
- Что стали делать мыши на лугу? (Стали разорять шмелиные гнезда.)
- Какую пользу шмели приносят лугу? (Цветень с цветка на цветок переносят.)
- Что произошло с клевером на лугу? (Клевер перестал родиться.) На ком это отразилось? (На корове, молоко стало жиже.)
- Что нужно корове для того, чтобы ее молоко было жирным, вкусным? (Питательный клевер.)
- Найдите и выразительно прочитайте три предупреждения совы.
1 ряд - стр. 147, 2 ряд - стр.148 начало, 3 ряд – стр.148 середина.
Гляди, как бы худа не вышло: мыши-то, говорят, на охоту пошли.
Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись.
Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок разносить.
- Что отвечал старик на предупреждения совы? (А, пускай идут, пускай летят… Он не задумывался о последствиях.)
- Когда он понял свою ошибку? (Когда ему нечем стало чай белить.) Что он сделал? (Пошел просить у совы прощения.)
- Простила старика сова? (Простила, т.к. ей нужно было питаться.)
?! Анализ своей деятельности.
8. Закрепление.
Построение «Цепочки взаимосвязи»
и объяснение значения каждого звена в этой цепочке.
ВРЕМЯ 2 МИН!
- Ребята, подумайте: какая связь между чаем с молоком и совой? (Выслушиваются ответы учащихся.) Через сказку В.В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к ней зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества. - Самостоятельная работа.
Карточка с деформированным текстом. Работа в паре. (стр.149) ВРЕМЯ 2 МИН!
- А сейчас немножко поработаем самостоятельно, отрывок из сказки, в котором пропущены слова. Вам нужно их вставить.
Ученики читают по 1 предложению
Простила Сова ______________, вылезла из дупла, полетела на луг ______________ пугать. Мыши со страху попрятались в __________________. ______________ загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать. _________ красный стал на лугу наливаться.
(Старика, мышей, норы, шмели, клевер)
Работа с пословицами.
- Очень часто писатели прячут главную мысль в пословицах
- Ребята, а какую из этих пословиц вы встретили в тексте? Объясните ее значение. Как вы думаете, можно ли эту пословицу назвать главной мыслью произведения?
С тем не бранись, кому будешь кланяться.
Дружно не грузно, а врозь хоть брось.
Чем дальше в лес, тем больше дров.
(Любое дело нужно делать вместе, дружно, тогда и толк будет.)
- Ребята, давайте вернемся к нашей сове. Всю ли работу мы выполнили?
9. Итог урока.
- Ребята, а как вы думаете, что хотел сказать автор своим произведением?
- Кто из героев нравится ему больше и почему: Сова или Старик? (Сова, она понимает связи в природе, понимает, что они со Стариком друзья.)
- Чему учит эта сказка? (Сказка учит любить природу; не обижать животных; автор показывает связи между животными, между животными и растениями, между человеком и природой; надо исправлять свои ошибки.)
Домашнее задание
Подготовь выразительное чтение отрывка и нарисуй к нему иллюстрацию.